Обсудить на форуме

Возвращаясь к Легенде

Просматривая в поисковике Яндекса тему «усилители на ГМ-70» обнаружил переписку начатую А. Карелиным по поводу усилителя «Oberton-ГМ-70», разработанного нашим КБ ТРИВ.


Увеличить фото
Вопросы поднятые на этом форуме привлекли мое внимание и я готов с удовольствием поделиться теми моментами, которыми руководствовались при запуске новой версии усилителя на ГМ-70 «Oberton-ГМ-70».

Ранее в статье «Возрождение Легенды» останавливались на основных моментах в выборе схемы и конструкции в целом. Но, судя по переписке на упомянутом форуме вопросы есть, и я готов на них ответить. Это касается трансформаторов, дизайна и конструкции, открытых ламп ГМ-70, выходной мощности и ряд других моментов на которых я и остановлюсь.

Начну с трансформаторов. Да, действительно, конструкция выходных трансформаторов не проста, если учитывать высокое анодное напряжение, применяемое в данной конструкции порядка +1100-1150 В. Но, ничего, уже изготовлено порядка 10-ти штук, полёт идёт нормально. Здесь я хочу сделать пояснение по поводу выходной мощности усилителя, т.к. она на прямую связана с выходными трансформаторами. На форуме прозвучало, что мощность 25 Вт для этой лампы роскошь, желательно иметь побольше, поскольку она это позволяет. Так вот здесь важно рассмотреть такой аспект, как коэффициент демпфирования Кдемпф.

Здесь речь идёт об отношении выходного сопротивления усилителя в сопротивлению нагрузки. От которого напрямую зависит качество звучания. В нашем усилители Rвых=0,5 Ом, что при Rн=8Ом Кдемпф.=16. Теперь если сделать Кдемпф.=4-6, что делается  несложно, то выходная мощность составит порядка 40 Вт.

И еще. Не забывайте, что при смещении -125 В, что в нашем случае, напряжение возбуждения для достижения номинальной выходной мощности составляет ~125 В, а это загоняет ГМ-70 в сеточные токи при которых она спокойно работает, но это уже не есть хорошо.

При таком Кдемпф. звучание усилителя приобретает окраску, ухудшенную корреляцию музыкальных фрагментов, происходит увеличение интермодуляционных и переходных искажений, делая звучание, с нашей точки зрения менее эмоциональным и комфортным. При снижении выходной мощности до 25 Вт, выходное сопротивление снижается до 0.5 Ом, что практически гарантирует работу усилителя с любой АС. И уж на совести самой АС, ежели она не будет звучать с таким усилителем. Мы сталкивались с такой проблемой, здесь есть вопрос.

Что касается сетевых трансформаторов, то нагрузка распределена следующим образом. Два тр-ра формируют переменное напряжение 2х500В на х.х. и соединены последовательно для питания моста выполненного на 4-х кенотронах 5AR4. Здесь же и накал кенотронов.

Входные и драйверные цепи запитаны от третьего тр-ра, который включается первым для питания предварительных цепей, смещения и накала ГМ-70.

А к вопросу прозвучавшем на форуме, что у нас не могут делать хорошие трансформаторы, могу только сказать, что когда-то на телевидении в одной из передач прозвучало, что у нас и секса нет. Видимо тот, кто так считает ни разу не сталкивался с этим вопросом.

Теперь, что касается дизайна. Да, дизайн у нас чисто конструктивный и в, основном, определён теми возможностями и той технологией, которой располагает наше КБ, являющаяся по статусу разработчиком конструкторской документации и опытных образцов. А тиражирование изделий выполняется в зависимости от конкретных заказчиков.

Что касается открытых ГМ-70, согласен, по существующему стандарту на безопасность ГОСТ 12.2.006 необходимо предусматривать защиту от нагрева, пробоя, пожаробезопасности  и пр. пр. Но это когда речь идет о серийном производстве. А частные заказы на оборот, просят открытый дизайн. Вообще-то на самой ГМ-70 выделяется до 150 Вт тепла, это как настольная лампа такой мощности, но ее никто не пытается погладить.

Теперь хочу остановиться на некоторых моментах, связанных непосредственно в выборе схемотехники и элементной базы. Выбор элементной базы по питанию я уже описывал в основной статье. Остановлюсь подробней на тех моментах, которые и определили выбор активных элементов.


Увеличить фото
Просматривая в интернете вопросы, связанные с построением усилителей на ГМ-70 очень широко представлена конструкция усилителя на ГМ-70 с применением в качестве драйверной, она и входная лампа 6Э5П. Очень заманчиво построить короткий тракт прохождения сигнала. Преимущество построения такого тракта неоспоримо. Мы и сами применяли такой вариант схемотехники, но в моделях меньшей сложности, чем ГМ-70, но с 6Э5П. Так вот повинуясь заманчивому инстинкту самосохранения стали проводить эксперименты с таким подходом.

Были опробованы различные варианты , к сожалению выбор подходящих для этой цели ламп не так велик. Тем более, что они должны работать на переходной трансформатор. Вот эти лампы: 6С45П, 6С3Пх2, 6Э5П, 6Ж52П(в триоде), 6П1П(в триоде), 6П14П(в триоде). Не буду подробно останавливаться на результатах прослушивания, скажу кратко.

6С45П-неплохой драйв, но в верхней части спектра незначительная окраска, 6С3Пх2(в параллель)- хороший, чистый звук, красиво звучит, но мало драйва. 6Э5П-обеспечивает неплохую энергетику, но звучит грубовато, не интеллигентно (мало секса), 6Ж52П-справляется неплохо со звуком, немного рыхловато и требует борьбы с возбуждением, 6П1П-туповата. 6П14П-удивила своей откровенностью и драйвом, настолько вписалась в звук. Но в триоде слабовато усиление порядка 20-ти. Решили послушать в пентоде, за счет второй гармоники запела, пошла окраска звука. Прослушивание в ультралинейном режиме, подскочило выходное сопротивление и снизилась динамика. Решили вернуться  в триод и подумать об усилении по тракту.

Вопрос о входном трансформаторе был рассмотрен, но возникли проблемы с железом(пермаллой, никель), но нам не удалось пока решить эту задачу. Решено было искать входной каскад на лампе способной не испортить звучание уже выбранного варианта 6П14+ТР+ГМ-70. Не буду подробно описывать этот кастинг, скажу, что лучше всего для этой цели подошли 12АХ7(SRPP), и, как неожиданно-6Н14П также SRPP. Если 12АХ7 дает слегка подкрашенный теплый звук, а 6Н14П практически вписалась в тракт не влияя на звучание 6П14П. Этот вариант был взят за основу. Весь тракт получился очень динамичным и масштабным по звучанию, чем и поражает  и привлекает сама ГМ-70. Тем более, что в тракте отсутствуют повторители, которые многим любителям звука почему-то не нравятся. Про ООС я вообще молчу. Её просто нет по природе схемотехники. Даже в катоде, т.е. накале удалось её исключить. Здесь по подробней остановлюсь на питании накалов ГМ-70 переменным или постоянным током.

Много споров на эту тему просмотрел в инете. Поделюсь своим мнением . Как-то в переписке с Н.Ефремовым (AVСалон) он рекомендовал применить способ питания переменным током предложенный одесситами Е.Бабиченко и И.Гапоновым. Применили. Система работает эффективно, но фона до конца не устраняет. Оно, конечно, для истинных любителей звука, уровень такого фона ерунда, но для многих, кто привык с СД звуку, он раздражителен.. Поэтому у нас предусмотрен вариант питания накала постоянным током. Но для того, чтобы избежать в цепях накала резисторов регулирующих минимум уровня фона, но являющихся цепью ООС и которая хорошо заметна на слух (снижается микродинамика). Решено было при выпрямлении накала применить дроссель с целью снижения фона, а по минусовой шине на корпус включить резистор 1Ом для установки тока покоя. Но и этот резистор можно потом закоротить. Небольшое примечание. Когда проводили кастинг с драйверными лампами, фон на выходе практически отсутствовал даже когда голову засовывали в АС (АС-91 дБ).

Теперь вопрос о возможности прослушивания. Да, территориально мы не рядом с Москвой, но к нам уже было паломничество из Ростова н/д, Краснодара, Саратова. В Таганроге уже в эксплуатации такой образец у одного из заказчиков.

К сожалению отсутствие выставок в МТУСИ лишило нас возможности для всеобщего общения и обозрения.

Владимир Стародубцев (ака Дед)

Комментарии

Всего комментариев 70


Читать все комментарии (70)



||