Возрождение Легенды
В предыдущей статье, по описанию усилителя мощности «Oberton-2x33C-stb», я говорил о лампе ГМ-70 и о том, что при построении усилителей на ней возникают некоторые моменты, которые необходимо учитывать в связи со спецификой данной лампы.
Остановлюсь на некоторых из них, сдерживающих разработчиков усилителей на ГМ-70, считающих её не очень удобной при конструировании.
К ним, в первую очередь, относят слишком высокое анодное напряжение от +800 В и выше. В дальнейшем возникают определённые проблемы с источником питания, не говоря уже о выходных трансформаторах, к которым предъявляются высокие требования к изоляции, да ещё высокое внутреннее сопротивление ГМ-70 Ri=1200 Ом требует достаточно большой индуктивности первичной обмотки.
Затем, при прямом накале ГМ-70 требуется борьба с фоном, что является также немаловажной задачей. Не буду и дальше заострять внимание на многих проблемах с этой лампой, скажу только, что несколько лет назад ряд зарубежных фирм осуществлял выпуск усилителей на лампах такого уровня. Это и знаменитая 211 и 845 и ряд других, аналогичной технологии. Попала в эту обойму и наша ГМ-70.
Первой ласточкой, широко известной нам, был усилитель Menli на ГМ-70. Мы тоже, решив не отставать от других, разработали вариант усилителя на ГМ-70. Первые образцы были изготовлены где-то в конце 90-х годов прошлого столетия. Подход к схемотехнике был не замысловат. Анодное напряжение +800-900 В, питание традиционным источником или кенотроном, либо диодными мостами. Электролиты приходилось соединять «лесенкой», шунтируя их резисторами. Предварительная, а также драйверная часть усилителя выполнялась на октальных лампах типа 6Н9С и 6Н8С. В результате построения такого тракта усилители играли неплохо, но раскрыть потенциал самой ГМ-70 не удавалось. Многие считали, что такой звук не совсем отвечает требованиям любителей музыки. Было изготовлено несколько вариантов усилителей этой серии, а далее выпуск был остановлен, т.к. спрос был незначителен. Лампы ГМ-70 были отправлены на склад, а задел деталей законсервирован.
В дальнейшем всё внимание было сосредоточено на разработку усилителей с применением 6С33С, но уже с новым подходом, отличающимся от ранее выпускающейся модели Mustang, где пришлось активно внедрять стабилизированные источники питания, которые, по нашему мнению качественно повлияли на звучание этих усилителей. В предыдущей статье о 6С33С я более подробно говорил об этом.
Но как всегда, господин Великий Случай опять обратил наше внимание на усилители с применением ГМ-70. Как то наш бывший заказчик и владелец усилителя на ГМ-70 обратился за помощью проверить усилитель, т.к. при перевозке там что то нарушилось. Ремонт произвели, поинтересовались, сколько времени прошло с момента приобретения. 7 лет был его ответ. Мы внимательно прослушали эту модель, и тут у нас возникло желание вновь заняться разработкой усилителя на ГМ-70, но уже с учетом тех новых технологий, которые были получены в процессе разработки Oberton-2x33C-stb. Также накопился определенный опыт по источникам питания, пришедший после того как мы столкнулись с разработкой RIAA фонокорректоров, а именно, применение пленочных неэлектролитических конденсаторов в сочетании с кенотронным выпрямлением и стабилизированным анодным питанием. Поскольку стабилизаторы позволили на порядок снизить номиналы конденсаторов, тем самым, открыв путь для пленочных конденсаторов не боясь проблем с фоном.
В результате этих наблюдений решено было построить схемотехнику усилителя на ГМ-70 по принципу двухблочника: БП и УС.
Блок питания должен быть построен с применением кенотронов, пленочных конденсаторов, стабилизированного питания предварительного и драйверного каскадов. Смещение питать также от кенотрона с пленочными конденсаторами через дроссель. В усилителе применить схему предварительного и драйверного каскадов с использованием переходного трансформатора, который обеспечивает необходимый уровень возбуждающего напряжения для ГМ-70. Анодное напряжение решено было выбрать равным Ua=+1200В для того, чтобы полнее использовать не пробуждающую мощь ГМ-70, при питании её низким анодным напряжением равным +800-900 В.
В результате такого подхода удалось получить выходную мощность 2Х25 Вт на нагрузке 8 Ом и при коэффициенте демпфирования Кдемпф=15-16 раз, т.е. эквивалентно выходному сопротивлению Rвых= 0,5 Ом.
Здесь я сделаю небольшое отступление. Ранее в литературе обсуждался вопрос о необходимой и достаточной величине Кдемпф. Считается, что для лампового усилителя достаточно величины порядка 4-6 раз. Я с этим не согласен, т.к. по-моему мнению, чем больше эта величина, тем меньше импеданс акустических систем влияет на усилитель, и тем меньше наблюдаются переходные искажения. В нашем варианте усилителя есть еще один выход, где величина Кдемпф=5-6 раз, но при этом мощность на нагрузке 8 Ом достигает 40 Вт при 3%. Тем не менее при меньшей мощности, но с низким R ывх=0,5 Ом звучание усилителя более конкретное и артикулированное.
Хочу остановиться на питании накала ГМ-70. В усилителе предусмотрены два варианта питания накала, постоянным и переменным током. При переменном токе уровень фона слышен, но незначителен, тем кому он не особенно мешает лучше слушать на переменном токе, а кого это будет раздражать, на постоянном. Дело в том, что когда накал питается постоянным током, то к катоду подключается цепь из диодов и электролитов, что безусловно сказывается на качестве звучания, но не настолько, чтобы это было сильно заметно, хотя кому как. Альтернативой в таком случае могут стать два автомобильных аккумулятора. И это не шутка.
В целом считаем, что данная модель усилителя найдет своего потребителя, как нашла нас.
Резюме: звучание этого усилителя невозможно описать, его надо слушать.
Владимир Стародубцев (ака Дед)
Стабилизированный источник питания для лампового усилителяCтерео усилитель мощности Oberton-SE-2x33C stb.||
Комментарии
По поводу накала не смог смириться с фоном . емкость после моста шотки ROE 82000 *25в . Каких либо ухудшений не заметил
Читать все комментарии (12)