Фоно корректор RIAA-tube
"Разумное неизбежно."
Гегель
Небольшой экскурс в историю. Фрагментально.
Театр. Кино. Телевидение. И так далее. Считалось, что приход одного вида искусства сможет заменить уже устоявшийся вид. Но всегда это оказывалось не так. Просто одно начинает дополнять другое. Нечто подобное происходит и со звуком, или музыкальными произведениями, т.е. их сохранением, записью и пр. Постепенно всё это стало возможным благодаря технократическому развитию и возможности это делать. Так появились граммофоны, патефоны, электрофоны, магнитофоны и, наконец, цифровая запись. Приход эры цифровой техники, безусловно, поднял уровень записи звука на высокий уровень, обеспечил высочайшую технологичность изделий бытовой техники и позволил приблизить звучание записи концертного зала в домашних условиях.
Но как бы не происходило развитие звукозаписывающий техники и технологии её сохранения, переход от одного формата на другой происходил не сразу и его подмена, скорее не заменяла, а дополняла приход нового вида. При этом и появлялось что-то новое, но вместе с тем и что-то терялось, как правило, на более эмоциональном уровне. Так происходило и происходит со спором лампа-транзистор, кино-телевидение, винил-цифра. Нет сомнения, цифра подарила удобство и технологичность в эксплуатации бытовой звуковой техники.
Однако, даже при сравнительно несложных прослушиваниях старых виниловых записей с современным цифровым проигрывателем часто бывает не в пользу последнего. Правда, никто не сомневается и не собирается спорить о том, что ренессанс неизбежен, но многие любители звука, имея в арсенале прекрасную цифровую аппаратуру, с удовольствием приобретают аппаратуру и для воспроизведения старого доброго винила. А в этом стараемся помочь им мы, такие же любители этого жанра, но имеющие возможность заниматься разработкой такой техникой. Вот об этой технике и пойдет речь в этой статье.
Правда, разработкой фоно корректоров для виниловых пластинок наше КБ ТРИ В занималось всегда, но такого повышенного интереса, который возник сейчас к этой теме, после столь длительного господства цифры, давно не наблюдали. Видимо многие почувствовали разницу между двумя этими форматами. Еще в период перестройки, когда цифра только начинала заявлять о себе, нашим КБ был разработан и серийно освоен в производстве ламповый пред усилитель «Paradise», в котором наряду с селектором входов, тембро блоком, регулятором громкости и баланса и прочими фишками был встроенный RIAA фоно корректор. Но время не пощадило это изделие. Было выпущено порядка 200 штук этих предов, но при отсутствии дальнейшего спроса на это изделие было принято решение о снятие его с производства.
Затем, через какой-то период, вновь забрезжил рассвет для винила и RIAA фоно корректор от этого изделия был оформлен в самостоятельное изделие и производился в основном, только на заказ.
Но настали опять иные времена, и нам уже на новом RIAA витке пришлось взяться за очередную модернизацию прежнего варианта корректора. Напомню кратко из каких узлов состоял прежний вариант корректора. Первый каскад на лампе 6Н23П в режиме SRPP, далее пассивная цепь RIAA и оконечный каскад также на 6Н23П в режиме SRPP, затем выход через переходной конденсатор. Источник питания традиционный. Мостовая схема выпрямителя, фильтрация и прочие необходимые атрибуты для работы блока.
При подходе к разработке новой модернизации корректора нам пришлось учитывать тот опыт подхода к выбору схемотехники, который был приобретён в процессе разработки усилителей серии « Oberton» на лампах 6С33С и ГМ-70. Сюда можно отнести и стабилизированное питание, и применение переходных трансформаторов и прочих экспериментов, позволяющих как-то влиять на звук. Также было проведено много прослушиваний по части выбора элементной базы. Октальные лампы из-за своего микрофонного эффекта не смогли конкурировать с пальчиковыми, да и не все пальчиковые оказались готовы для этой цели. Из многочисленных претендентов при прослушивании наиболее подходящими, с нашей точки зрения, подошли 12АХ7,6С3П, 6С4П, а в источнике питания, стабилизаторе 6П14П, 6С19П, 6Н2П, СГ2П.
В выходном каскаде лампа 6С3П нагружена на трансформатор. Первый каскад на 12АХ7 в режиме SRPP, затем пассивная цепь RIAA и через переходную ёмкость на оконечный каскад.
Хочу остановиться на выборе режимов каскадов. От фиксированного смещения отказались сразу. Объясняя это тем, что при использования автоматического смещения страдает динамика, чувствуется какая-то задержка сигнала. А вот когда стал вопрос о фиксированном смещении, здесь пришлось перепробовать различные варианты. Формировали этот «минус» и от кремниевого стабилитрона и от лампового стабиловольта, а остановились на пальчиковых аккумуляторах. При этом, чтобы обеспечить необходимый рабочий режим ламп в стабилизированном источнике предусмотрена регулировка анодного напряжения, чем и обеспечивается необходимый режим. Первые и вторые каскады питаются от отдельных стабилизаторов.
Про RIAA цепь. Конденсаторы типа К71-7, емкостью 0,047 мкФ и 0,015 мкФ. Резисторы МЛТ-0.25 6,8 кОм подобранные по % разбросу. При этих данных характеристика RIAA цепи практически идеальна в обоих каналах. Что касается чувствительности, уровня фона и других параметров. При Uвх=0,5 В, Uвых =1 В на частоте 1 кГц. Rвх=47 кОм. Что касается соотношения сигнал/фон, то это оказалось самым узким местом. Вообще, в ламповых корректорах всегда уделяется много внимания и времени по борьбе с этим не столь приятным явлением. От питания накала постоянным током отказались, т.к. это не в лучшую сторону сказывается на звуке. Да и наличие фона зачастую связано не столь с переменным накалом, сколь большей частью от наводок идущих от других внешних источников помех. Но здесь решает компромисс. В нашем варианте удалось добиться соотношения уровня сигнал/фон порядка -50 дБ. С этим вполне можно мириться, если учесть, что у самых лучших виниловых дисков соотношение сигнал/шум редко превышает это значение.
Анодные напряжения первых и оконечных каскадов Ua=+320B и Ua=+130-140B соответственно. Токи Ia=0,9-1мА и 10-15 мА также соответственно. Выходной трансформатор имеет Ктр=1. Намотка бифилярная в два провода. Попытки применить в каскадах резистивную нагрузку ни к чему хорошему не привели. Звук при этом становился вялым и очень скучным. Он просто умирал. Многих немного смущает применение аккумуляторов. Но практика использования такой схемы питания в лабораторном макете вот уже на протяжении двух лет показала их достоинство и пока еще не требовала подзарядки. Хотя у подобных аккумуляторов типа Ni-Cd, которые мы используем количество циклов перезарядки около 1000.
Несколько слов об источнике питания в данной конструкции. Он традиционен. Мост, П образный фильтр, емкость, дроссель, емкость, затем стабилизатор. Но дальнейшие эксперименты с источниками питания показали, насколько значительно он влияет на качество звука в целом и насколько звучание от этого зависит. Но об этом в другой раз.
Владимир Стародубцев (ака Дед)
Однополупериодный РайВозвращаясь к Легенде||
Комментарии
Читать все комментарии (66)