Обсудить на форуме

Топ-менеджеры повторят судьбу мамонтов?

Сложнее всего компаниям подбирать топ-менеджеров. Они меняются не так часто, как персонал торгового зала, что вполне объяснимо: смена состава высшего руководства всегда влечет за собой кардинальное изменение политики компании.


Покажем этот процесс на примере мирового рынка Hi-Fi.

Политика лидирующего производителя компьютеров компании Hewlett-Packard значительно изменилась в связи со сменой менеджеров высшего звена. В 99-м году на должность президента и главного управляющего директора компании (СЕО) назначили сильного и неоднозначного топ-менеджера 44-летнюю Карлтон С. Фиорину. Она сменила на этом посту 58-летнего Льюиса Е. Плата. За плечами у нее целых три высших образования и различные ученые степени, почти двадцатилетний опыт работы в крупных компаниях. Подробнее об этом можете прочитать здесь.

Льюис Плат, место которого заняла Фиорина, добровольно ушел с этой руководящей должности и весьма положительно отозвался о своей преемнице: «Карлтон весьма успешно работала и работает на стыке сетевых коммуникаций и компьютерных систем. Теперь, когда у нас есть Карлтон и сильная команда, я уверен, что HP в надежных руках и может спокойно готовиться к следующему этапу своего развития». Однако едва ли можно назвать его надежды оправдавшимися. Фиорина устроила в угоду моде ставшее уже легендарным слияние двух компаний Hewlett-Packard и Compaq, уволив в это время тысячи человек. А недавно Совет директоров снял ее с должности исполнительного директора компании. Он мотивировал свое решение тем, что Фиорина недопустимо быстро реагировала на его стратегические решения. Ее преемником в минувшем марте назначили 48-летнего Марка Херда, до этого возглавлявшего компанию NCR Corp., специализирующуюся на производстве банкоматов. Сразу после назначения нового топ-менеджера акции Hewlett-Packard выросли в цене на 10%, а ценные бумаги NCR подешевели на 17%. Херд возглавил компанию в непростое для нее время. Сейчас она борется за лидерство сразу на трех рынках: высоких технологий, персональных компьютеров и принтеров. И, конечно, ему предстоит ответить на вопрос, волнующий инвесторов с мая 2002 года: зачем потребовалось поглощать Compaq Computer. Некоторые из акционеров уверены в том, что Херд переделает многое из того, что сделала Карли. Аналитики полагают, что, наконец-то, закончилась неопределенность в судьбе компании.

Аналогичные перестановки произошли у одного из конкурентов НР - японской компании Toshiba, производящей электронную продукцию. Исполнительный вице-президент предприятия Ацутоси Нисида, проработавший в Toshiba 30 лет, занял пост президента. Его предшественник Тадаси Окамура перешел на должность председателя совета директоров. Нисида на протяжении своей карьеры в Toshiba занимал, в частности, посты президента Toshiba Europe и Toshiba America Information Systems. Окончательное решение об утверждении его на этой должности планируется принять после собрания акционеров в июне. По предположению аналитиков, перестановки произошли, скорее всего, из-за того, что в 2003-04-м годах компьютерный сектор компании понес серьезные убытки. Тогда пришлось снизить зарплаты даже руководящему составу компании. Предполагается, что такая ситуация сложилась вследствие агрессивной ценовой политики в отношении конкурентов компании Hewlett-Packard и Dell.

Пертурбации с топ-менеджерами не обошли стороной и Sanyo. Это случилось в октябре прошлого года, когда компания переживала острейший кризис. Из-за землетрясения в административном округе Японии Ниигата было повреждено оборудование завода электробытовой техники Sanyo. А, так как компания не была застрахована, ее затраты на восстановление, а также потерянный доход составили $690 миллионов. Об этом вы можете подробнее прочесть здесь. В это нелегкое время и случилось неожиданное и невыгодное, как казалось многим, назначение. Должность председателя совета директоров и генерального директора головного офиса компании заняла 50-летняя госпожа Томойо Нонака, бывшая тележурналистка, практически не обладающая знаниями в области электроники и без какого-либо опыта управления крупными предприятиями. Все были шокированы и не верили, что дела компании поправятся, в то время как на самом предприятии были уверены, что Нонака - именно тот человек, который сможет реорганизовать всю работу. Она окончила Университет Софии в Японии и Университет Миссури в Колумбии в США, затем стала одним из самых популярных журналистов Японии. В 1996 году после ухода с телевидения она стала принимать участие в работе правительственных совещательных комитетов и в корпоративных советах (например, в Sanyo и Asahi Breweries).

По мнению аналитиков, Нонака, как относительно посторонний человек в Sanyo, будет в состоянии принимать жесткие меры, такие, например, как сокращение штата на 82000 человек, что не захотел бы сделать сотрудник компании. Прежде всего, бывшая журналистка начнет восстанавливать бренд Sanyo, чтобы убедить покупателей в том, что он ничуть не хуже Panasonic, Samsung и Sony.

За рубежом все компании известны и, как следствие, публичны. Любые перемены в руководящем составе видны как на ладони и часами муссируются на форумах в Интернете. В России же ситуация несколько иная. Кадровые перестановки в руководстве являются тайной за семью печатями, более того имена ведущих топ-менеджеров мало кому известны.

На примере вышеописанных ситуаций за рубежом, мы видим, что перемена топ-менеджеров, в основном, благотворно влияет на политику компаний. В российских условиях, скорее всего, компаниям так рисковать не стоит: совсем другие уровень жизни и менталитет.

В нашей стране топ-менеджерам не так-то просто устроиться на работу. Консультанты по подбору персонала часто сталкиваются с ситуацией, когда новый руководитель, придя в организацию, должен отстаивать свои полномочия и доказывать своим подчиненным, что он - «Профессионал с большой буквы». А, бывает, что топ-менеджеров вообще не приходится брать со стороны, поскольку в руководители высшего звена выбиваются рядовые сотрудники. «Несколько лет назад в нашу компанию был принят молодой специалист на склад, но уже через некоторое время он проявил инициативу, обратившись к руководству с идеей развивать новое направление, которого не было раньше в компании. В настоящий момент он возглавляет департамент и у него молодая дружная профессиональная команда», - рассказывает Галина Катасонова, менеджер по персоналу компании «Русский стиль» и продолжает: «Как и в любой компании, у нас происходит процесс обновления состава сотрудников, происходит так называемый приток «свежей крови». Также набор сотрудников осуществляется и в связи с расширением бизнес–направлений. И все-таки основной костяк ведущих менеджеров остается неизменным и поддерживает корпоративную культуру в компании. Не секрет, что у нас поощряется рост и продвижение сотрудников внутри компании. Один из принципов нашей кадровой политики - поддерживать и достойно оценивать инициативность сотрудников и их желание внести посильный вклад в развитие и процветание компании».

Половина топ-менеджеров не проходит испытательный срок из-за чрезмерных амбиций, неспособности понять культуру организации и существующие в ней правила. Приступая к работе в новой для них фирме, топ-менеджеры должны быть готовы, что первое время внимание к их личности и профессиональным качествам будет повышенным.

Перемена кадров в нашей стране может по-разному повлиять на политику организации. «Если в компании 50% менеджеров - простые исполнители, то не сильно, а, если один хороший топ-менеджер, то катастрофически», - считает Александр Косяков, директор компании «Скан-Офис-Сервис».

Специалисты предсказывают не очень-то радующие перспективы развития ситуации на кадровом рынке Hi-Fi в России. «Сейчас ведущие компании-продавцы товаров метнулись в сторону Интернет-магазинов, где надо просто представить низкую цену товара и иметь его в наличии, - говорит Александр Косяков, директор компании «Скан-Офис-Сервис». - Тонкости технологии товара знать необязательно. Вырос спрос на нетребовательных низкоплачиваемых исполнителей. Объяснение достоинств товара переносится в прессу. Профессионалы консультанты-менеджеры умирают как класс в сфере Hi-Fi продаж товаров, а конкретные представители этого класса быстро перемещаются в сферу продаж Hi-Fi-услуг».

Мнение Александра Косякова о невысоком профессионализме менеджеров аудио- видеотехники подтверждает его коллега с Урала. «Мы работаем и с продавцами, и с директорами магазинов на этом рынке и видим, что почти никто из них ни разу не слышал правильный стереотракт! Не хочу обобщать, есть и грамотные продавцы, но в подавляющем большинстве это так, - с сожалением говорит Дмитрий Петушков, директор Екатеринбургской лаборатории звука. - Хотя за 250-300$ в месяц никто особо и не станет интересоваться какими-либо новинками и во что-то вникать, соответственно не сможет рассказать об этом, как надо».

Хотелось бы думать, что такие грустные прогнозы не оправдаются, а ситуация с безграмотными продавцами выправится, но жестокая реальность заставляет снять едва надетые розовые очки. По результатам нашего опроса (см. тут), почти никто из респондентов не считает, что работать на AV рынке престижно. Тех, кто ответил, что трудиться в этой сфере интересно, немногим больше тех, кому показалось, что это скучно. Большая часть ответивших считает, что работа на рынке Hi-Fi –ничем не отличается от любой другой.


<< Начало

Материал подготовила Евгения Заболотских



Оставить комментарий





||


Главная страница > HI-FI Профи > Аналитика > Топ-менеджеры повторят судьбу мамонтов?