Абрам Шпац - россиянин, в свое время эмигрировавший за рубеж и ныне живущий на Кипре в Лимассоле. Занимается Интернет-коммерцией, а на досуге увлекается «хай-ендом». Абрам посвятил своему хобби страничку в сети. На сайте он подробно рассказывает о том, как оборудовал свою музыкальную комнату. Аудиофил называет свой подход к вопросу дилетантским, однако, его опыт может пригодиться единомышленникам.
hifiNews.RU: Абрам, давно ли начали увлекаться Hi-Fi-аппаратурой?
Абрам: Аппаратурой, разнообразной, я интересуюсь очень давно, можно сказать с доперестроечных времен, но по материальным причинам я тогда позволить себе хорошую систему не мог. Пришлось довольствоваться последовательными "итерациями" на протяжении этих 20-ти с чем-то лет, в процессе которых я периодически «апгрейдил свой тракт». С переездом на Кипр, наконец, появилась возможность без особого ущерба для бюджета собрать вполне приличную систему, которая, впрочем, постоянно развивается.
hifiNews.RU: Какими были Ваши первые попытки добиться качества звучания в помещении?
Абрам: «Двиганье» B&W 604-x (мои первые «напольники») по комнате с целью выбора оптимального места. Тогда речь не шла ни о расчете размещения колонок в программе типа CARA, ни об измерениях акустики, ни о применении каких-то акустических материалов. Потом в процессе замены элементов тракта я понял, что надо заниматься комнатой.
hifiNews.RU: И каким был тогда звук?
Абрам: Звук был, по сравнению с теперешним, - полное барахло. То было мало баса, то много - не разберешь...
hifiNews.RU: На Ваш, как говорится «взгляд из-за бугра», как лучше поступить россиянину, пожелавшему оборудовать свою комнату: привлечь специалистов или все сделать самому?
Абрам: Мое личное мнение: в зависимости от имеющихся в наличии средств, можно либо полностью самостоятельно заниматься акустикой помещения, либо нанять специалиста. Оптимальным вариантом было бы строить комнату для прослушивания «с нуля». Например, в собственном доме, я закладывал такое помещение в проект изначально. Решил, что оплачу услуги специалистов, правда, на местных рассчитывать не приходится, но можно купить полностью готовый проект за вменяемые деньги (около 1100 у.е.) у американцев. Что касается Российских реалий, думается, что в Москве можно найти грамотных специалистов по акустике, с отдалением же от столицы шансы катастрофически тают.
hifiNews.RU: Вы заговорили о затратах на акустическое обустройство комнаты. Не приоткроете секрет, в какую сумму обошлось оно Вам?
Cтойка |
Ее элементы сверху вниз: проигрыватель Vecteur L-4.2 работающий в качестве транспорта, ниже профессиональный процессор акустической коррекции SygTech AEC 1000, еще ниже ЦАП Museatex Bidat и усилитель мощности ламповый Стародубцева (биампинговый вариант). |
Абрам: На все, включая потолок, комплект roomlenses, а также ловушки баса в углах и передвижные поглощающие панели, я потратил (с учетом кипрской дороговизны) около 1000 у.е. Готовый проект Rives Audio стоит от 1100 у.е. и выше. В зависимости от масштаба переделок, я субъективно оцениваю стоимость проекта с работой и материалами от 4-5 тысяч и до бесконечности.
hifiNews.RU: Как Вы думаете, сколько могут стоить аналогичные услуги в России?
Абрам: Думаю, что там это можно было бы сделать процентов на 30 дешевле. Сложно сказать, во сколько обошлись бы услуги проектировщика. Чисто теоретически два промера + расчеты + полный проект могли бы стоить 1-2 тысячи, стоимость материалов и собственно работ по оборудованию - еще тысячи две. Но это так, мои прикидки. Совершенно не обязательно, что цены будут такими: слишком много переменных.
hifiNews.RU: Какие звукопоглощающие материалы из недорогих, доступных рядовому российскому покупателю, посоветуете использовать?
Акустика |
Oskar Kithara на твитере Хейла. Здесь запечатлен момент калибрации процессора акустической коррекции (Абрам Шпац его только что получил в пользование и проводит эксперименты). |
Абрам: Я использовал акустические панели Thermofon производства Knauf для потолка, они имеют аналоги, продающиеся и в России. К примеру, коллеги успешно использовали для акустического потолка панели Ecophon Наrmony.
hifiNews.RU: Как, на Ваш взгляд, найти «точку живого звука» и «мертвую зону» в комнате?
Абрам: Скажу честно, я не искал, вернее, пытался очень недолго, но бросил. Хотя я не списал "точки живого звука" со счетов и обязательно займусь этим в будущем. По отзывам коллег, которые эти самые точки нашли, оно того стОит.
hifiNews.RU: А где они их отыскали?
Абрам: Не имею понятия. Есть мнение, что ТЖЗ как-то связаны с энергетическими "сетками" в квартире. Некоторые граждане успешно применяют маятник или рамки для поиска этих точек. Судя по всему, ТЖЗ не являются точками просто оптимального расположения акустики с точки зрения стоячих волн и т.п., а являются, скорее, частью неких энергетических структур, впрочем, как говорится, "голову на отсечение не дам", что дело обстоит именно так, а не иначе... Все эксперименты впереди.
hifiNews.RU: Абрам, как Вы относитесь к тому, чтобы устроить «музыкальную комнату» в мансарде? Возможно ли это, как Вы считаете?
Абрам: А почему бы и нет? Я не специалист по акустике, но видел комнаты, сделанные в мансарде.
hifiNews.RU: У Ваших друзей?
Абрам: Нет, никто из моих знакомых такой не обладает. Все мои представления о комнатах в мансардах складывались исключительно по картинкам.
hifiNews.RU: Может быть, Вам встречались еще какие-нибудь необычно оборудованные «музыкальные комнаты» на Кипре?
Абрам: На Кипре УЖАСНАЯ акустика помещений! Это просто кошмар! Ни о какой акустике тут никто из проектировщиков жилья никогда не слышал, поэтому дома киприотов, по умолчанию, звонкие и бубнящие. Свою комнату прослушивания я довел до более-менее приличного состояния (учитывая ограничения: я не могу ее совсем перестроить, так как дом снимаю), но большинство людей, имеющих более-менее приличную аппаратуру, слушает ее в этих жутких звонких резонирующих ящиках. В общем, нет тут комнат, достойных внимания. Варианты интересных комнат у американцев можно посмотреть на сайте rivesaudio среди готовых проектов. Впрочем, моя, в любом случае, даже будучи лучше 99% местных комнат в акустическом плане, все равно не идеальна. Последующие итерации на пути к "идеалу" будут заключаться в использовании программы CARA для точного позиционирования колонок и точки прослушивания (для нивелирования влияния комнатных мод на бас), и уже тонкой подгонки АЧХ при помощи цифровой системы коррекции акустики помещения SigTech, запуск которой у меня планируется в ближайшем будущем.
|
Оставить комментарий