Оглядываясь назад, во вторжение в мир настоящего, качественного автозвука и тесно связанного с ним автозвукового спорта, кажется, что это было всегда. Но, перебирая в памяти все пережитые моменты, оказывается - моему глубокому погружению в Car Audio всего каких-то шесть лет…
Мне особенно приятно поговорить об этом здесь, на электронных страницах HiFinews, где так много серьезных людей, разбирающихся в звукотехнике. И это потому, что без музыки не помню себя изначально. А интерес к технике и радиолюбительству был воспитан во мне с раннего детства сбором радиоприемников в корпусах от мыльниц и красными от канифоли глазами. На момент вхождения в Car Audio за плечами уже был огромный многолетний опыт построения домашнего Hi-End и домашних-же театральных комплексов. Так что и руки, и голова, и уши - "умели". И, как у любого технически подготовленного человека, возник вполне резонный вопрос – может и в автоэлектронике тоже можно что-то перепаять, поднастроить или ….?
Но оказалось, времени на то, что бы паять или понять разработку завода-производителя не то, что не хватает, а катастрофически мало – жизнь каждого делового человека предопределяет максимальную занятость. К тому же, построить качественную звуковую сцену в салоне машины просто так, с налёту, нельзя. Нужно тщательно экспериментировать с подборкой компонентов и их расположением в автомобиле. К примеру, для определения оптимального места расположения твитеров в теперешной моей любимице - Subaru SVX - ушло почти три месяца. Необходимую помощь в моих экспериментах я нашел в екатеринбургском "Автоаудиоцентре", где с 2002 года во всех начинаниях меня с удовольствием поддерживали. И любезно согласились с моим назойливым присутствием в установочном центре в качестве установщика своей же системы.
С самого начала у меня был свой стиль – будучи поклонником исключительно безроцессорных систем, я именно так, без "электронной химии", стараюсь добиться наиболее натурального звучания. Напомню, что наличие или отсутствие звукового процессора в аудиоаппаратуре Car Audio разделило автоаудиофилов на два непримиримых лагеря (почти так, как приверженцы домашнего звука разделяются на апологетов CD или винила). Настройку звукового тракта в машине я выполняю исключительно сам. Особенно, перед многочисленными соревнованиями.
Первой моей машиной, вышедшей на соревнования был ВАЗ-2111. Сразу же заняв 1 место на состязаниях по максимальному звуковому давлению (SPL) и призовое место в качестве звучания (FSQ), я ужасно ЗАБОЛЕЛ. Причиной тому явились судьи соревнований. Помню, носился за ними по всей судейской площадке, чтобы более подробно порасспрашивать после прослушивания. Фамилии этих профессионалов в моей памяти навсегда: Сергей Корнеев,
Сергей Сотсков, Саша Малышенков, Лёша Гребенщиков, Феликс Скакун, Дмитрий Свобода, Олег Каширин. Это самые сильные судьи-эксперты ЛАС. Они на тот момент казались такими недосягаемыми грандами и людьми, обладающими уникальным слухом и знаниями… Вообщем, именно они виноваты в том, что были так открыты публике и несли всем нам (в том числе и мне) багаж как положительных эмоций, так критики от прослушивания и тестирования.
В их комментариях меня поразила точность высказываний относительно составляющих музыкальных композиций. И как эти комментарии были во многом схожи с моими представлениями о правильном звучании. После такой школы в голове все начало потихоньку выстраиваться. Ведь небольшой салон автомобиля вовсе не просторное домашнее помещение. Мне тогда просто не хватало элементарных знаний о распространении звука в малогабаритных пространствах и переотражении волн от нехарактерных для домашней акустики материалов. Когда пришло понимание всего этого, появилось желание приобрести автомобиль исключительно под ЗВУК. По счастливому совпадению подвернулась прекрасная машина - 240-лошадинный Subaru SVX 1992 года купе с "правильным" левым рулем. Ко всему прочему, в отличном состоянии. Само по себе авто явилось достаточным эксклюзивом для РФ и вопросы о ее мощности, литраже и годе выпуска на каждом светофоре в Екатеринбурге быстро стали надоедать. В салоне, на первый взгляд, были достаточные преимущества для постановки звука – лежащее большое лобовое стекло с очень удачным углом наклона к торпедо и широкая посадка седоков. Сцена по определению могла получится красивой. Плюс к этому, были огромные передние двери с немалым внутренним пространством для "полета" мидвуферной фантазии и замысловатых установок.
Первый к кому я обратился за помощью в объяснении построения системы в данном автомобиле был Середа Евгений (известный как SuperJohn) из Екатеринбургской студии Блюзмобиль. Получив от него много важных советов и рекомендаций я решил двигаться все-таки в собственном направлении, но с некоторыми его замечаниями по поводу установки акустики. Далее вся работа проводилась уже в привычном месте – ААЦ Екатеринбург с непосредственным моим участием в монтировании и настройке системы.
И работа закипела. На момент знакомства с тестовым компакт-диском Car Audio FSQ я плотно "сидел" на прослушивании в машине и дома исключительно джазового женского вокала (как Дайана Кролл) и оперных композиций (Карерас, Паворотти). Не чужды были мне и симфонические композиции с большим динамическим диапазоном и громадной ширине и глубине звуковой сценой. Поэтому настроечный инструмент – тестовый диск FSQ как нельзя лучше совместилcя с моими музыкальными пристрастиями. Пошли настройки микро и макродинамики, постановка полифонии и прочих премудростей качественного звука. Именно с этого момента и началась тяжелая 4-х летняя настроечная и соревновательная "гонка вооружений".
За это время машина в 4 исполнениях претерпела следующие изменения :
- При весе в 1750 кг в нее было уложено 280 кг шумоизоляции.
- Перетянут кожей салон ( двери перетягивались неоднократно).
- Последовательно перепробовано в багажнике куча сабвуферов 8-10-12 дюймов и 2 по 8 дюймов.
- В дверях устанавливались разные мидбасы и среднечастотники, были попытки перейти на сдвоенные мидбасы, на мидбас в отдельном коробе.
- Опробовались усилители PPI BRAXX AUDISON VIBE с последующим переходом к поканальной системе.
- Последовательно сменялась акустика MBQuart, RF, Dynaudio и даже Tannoy из домашнего Hi-End.
- Сменялась куча аккумуляторов, выравнивателей, кроссоверов, конденсаторов, проводов.
Аудиоаппаратура использовалась разная и пристрастий ни к одной торговой марке не выработалось. Даже наоборот – хотелось сделать жутко низкобюджетную систему и всех выиграть (получилось же так в 2004 году в "народном" классе "0С").
Последняя система выглядела так: головное устройство Alpine 9860, усилители Audison 6.420 EX.2 (страшный эксклюзив), Vibe VP4 (один из первых цифровых моноблоков), аустика Dynaudio 360kit, Rockford RFR 3112.
Самое запоминающееся событие в моей автозвуковой жизни, это конечно приезд в Саратов на соревнования ЛАС. К началу сезона в 2004 году мы в студии явно не успевали – сказывалась многомесячный поиск оптимального расстояния между динамиками и бесконечное "гадание на кофейной гуще" по поводу правильного объема бокса для мидбаса. Но, в самый последний момент мы все же успели, и я решил рвануть почти через четверть страны. Взял с собой в дорогу 4 запасные колеса (пробил все в саратовской губернии – хуже, чем там дороги, наверное, только в тайге на весенней распутице – см. фото "Дорога в Саратов").
Но, оказалось, ездил не зря: получил от организаторов награду в виде местных колбасных изделий, но главное - огромный заряд положительных эмоций от того, что, расстроил местный автозвуковой бомонд своей победой – получив 2 кубка и став абсолютным победителем соревнований. Это окрылило!
Сразу же после Саратова выдвинулся в столицу нашей Родины для следующего этапа, хотя этого я ну никак не планировал. Так начался мой "большой вояж" 2004 года по РФ – Саратов, Москва, Пермь, Екатеринбург, Омск, Москва, Волгоград, Челябинск, Екатеринбург. В этот год я познакомился с большим количеством замечательных и увлекающихся автозвуком людей по всей РФ. Особо выделить могу Григорьева Володю из Саратова. Удивительно талантливый человек, к сожалению, ушедший сейчас из жизни. На его видение звука можно было смело положиться и бесконечно долго слушать в его машине его любимую музыку – Барри Уайта, Эллу Фитцджеральд, Григория Лепса и Гарика Сукачева. По моему настойчивому приглашению Володя сделал ответный бросок Саратов – Екатеринбург, приехав на закрытие сезона ЛАС 2004. И совершил невозможное: стал абсолютным чемпионом этих, финальных соревнований. Обыграв более 80 самых опытных российских автозвуковых спортменов набрав немыслимые тогда 142 балла в своем «мощном» классе! Я же исколесив в этот год добрую половину Российской Федерации, стал абсолютным победителем в индивидуальном рейтинге сезона.
Также сильно по соревнованиям запомнился саратовский самородок Андрей Волков. Истинный джентльмен остается таким же и в автозвуке: несмотря на жесткую конкуренцию в 2004 году он, по сути, подарил мне победу в Перми, предложив свои твитеры вместо неожиданно сгоревших моих.В ту пору опробовано было всё: и построение ужасно дорогой системы и пробы в нулевых, малобюджетных классах и даже участие в других форматах российских соревнований по качеству звучания. В ЕММА по качеству я дошел до финала их российского чемпионата в Санкт-Петербурге и привез домой оттуда красивые кубки за давление (парадокс не правда ли?).
Часть поездок сопровождалось поломками, однажды из Казани в Москву мне пришлось проколесить в собственном авто, но верхом на эвакуаторе. Иные скажут: глупо так загонять свою машину и тратить кучу сил, энергии, денег! Скажу так: кто не пробовал - меня не поймет. Как не поймет человек, никогда не испытавший ни с чем не сравнимую радость самостоятельного полета на планере, самолете, дирижабле. Или прыжка с парашютом.
Сейчас дома на почетном месте стоят 45 кубков разного достоинства и из них самые дорогие небольшие и неприметные первые два кубка за 2 место в SQ и 1 место в SPL.
Болезнь переросла в нечто большее и вылилась в форму, при которой хочется заражать других и доносить до них свое понимание звука и музыки. Вот я и стал судьей а в последствии судьей-экспертом. Опыт дал мне теперь возможность воспитывать молодых судей и я радуюсь их приобщению к миру прекрасного.
Я намеренно не пытался углубиться в технические данные и подробности настройки звука (об этом можно уже писать книгу) – я написал о прогрессировании неизлечимой болезни под названием "Качественный Звук". Болезни, которая приносит столько радости и удовольствия…
Сергей Кулев
Эмоции звукаЗвук для меня в жизни все||
Оставить комментарий
пять баллов!
Познавательно
Молодец! увлекателльно и полезно
Зачет!
Остается только позавидовать, нам так не жить. Молодец