Александр Беляев известен, прежде всего, как «погодник» НТВ, такой домашний, в вязаной жилетке. Но мало кто знает о его основной работе - заместителя директора в Институте географии РАН. И лишь единицам известно о том, что он просто не может без музыки, (как меломан), которую любит слушать на Hi-Fi –аппаратуре (как аудиофил), а иногда и на старой, советских времен, технике (как винтажефил), зачастую предпочитая дискам виниловые пластинки (как любитель винила).
hifiNews.RU: Александр Вадимович, какова история появления в Вашем доме техники класса Hi-Fi?
А.Б.: Я живу на даче и решил оснастить ее так, чтобы потом к этому вопросу никогда не прибегать. Надо было купить много-много всего – пылесос, стиральную машину, печку СВЧ, а также аппаратуру, и я поехал туда, где есть сразу все - на «Горбушку». Что касается Hi-Fi-техники, друзья посоветовали мне Samsung. Я попросил все самое современное, самое навороченное, самое роскошное, но естественно оно оказалось и самым дорогим. Купил в гостиную большую плазму, кинотеатр с огромными колонками и акустическую систему, а во все комнаты - плазменные телевизоры. Одним из условий при покупке было, чтобы я, не задумываясь, вставлял любой диск, включая компьютерный, и он выводился без проблем. Я – «чайник» в этом деле. Единственное, на что меня хватает, - взять и просто вставить что-то. В итоге получилась достаточно объемная покупка. Понимаете, когда такой ненормальный человек, как я, остается один дома, ему надо обязательно, чтобы что-то играло, говорило. Поэтому, как только переступаю порог, автоматически включаю приемник или телевизор. И, когда перемещаюсь по дому, эта звуковая эстафета меня сопровождает.
hifiNews.RU: Прямо по типу систем «Умного дома».
А.Б.: Нет, мне «Умный дом» не нужен, мне достаточно того, что, скажем, ставлю МР3, и всюду у меня музыка. Я – всеядный: мне нравится разная музыка, под настроение. Люблю классику («битлов», Rolling Stones), нашу фолк-музыку («Ивана-Купалу», «Ляписа Трубецкого»), национальную музыку, желательно экзотическую, типа китайской, японской, индийской и даже тибетской. Люблю всякие природные шумы (море, лес, чайки кричат). Но то, что точно не слушаю, так это попсу!
hifiNews.RU: А какие фильмы предпочитаете?
А.Б.: Чтобы ощутить все прелести домашнего кинотеатра, посмотреть на эффекты, стал покупать наши новинки: «Статского советника», «Турецкий гамбит».
hifiNews.RU: Диски, как и аппаратуру, тоже на «Горбушке» покупали?
А.Б.: Нет, ей-богу, у меня нет времени заниматься этим целенаправленно. Скорее, я иду в какой-нибудь супермаркет, что-то увидел - ба-бах, беру! Через Интернет иногда что-нибудь новенькое заказываю.
hifiNews.RU: Не боитесь обмана?
А.Б.: Не боюсь. Покупаю через магазин «Ozon». Тем более, заказываю не сам, а через знакомых, которые совершают там покупки каждый день. Мне кажется, это потрясающе – приобретать что-то в Интернете. Понимаете, сейчас мы имеем возможность лицезреть и покупать все, что угодно. В советские времена все было очень ограничено соцлагерем. Надо было идти в магазин, смотреть планы изданий, оставлять открыточку…
hifiNews.RU: Открыточку?..
А.Б.: Ха! Вы ничего не знаете! Тогда были ограниченные возможности приобретения пластинок. Их выпускало в Советском Союзе немного фирм: «Мелодия» в Москве, «Аккорд» в Питере. В конце года составлялся план издания на следующий год. И в нем было написано: такая-то запись таких-то исполнителей в таком-то квартале. И вы делали заказ - оставляли открыточку. Когда материал поступал в магазин, вам присылали эту открытку, и вы приходили и выкупали его. Такая система была очень хороша при тех объемах, что существовали в Советском Союзе. Помню, на Арбате был магазин «Грампластинки», и я с детства туда ходил. Свою самую первую пластинку я приобрел в 1963 году. Это был скрипичный концерт Брамса в исполнении Иегуди Менухина.
hifiNews.RU: И тогда началось Ваше увлечение винилом?
А.Б.: Тогда не было такого понятия - «винил». Пластинками! От рубля до рубля тридцати. Меня интересовала только классическая музыка. Прекрасные записи чехословацкой фирмы «Супрафон», немецкие «Етерна», бывшие, в отличие от наших, в красочных упаковках. Второй период увлечения, как вы говорите «винилом», начался в 74-м году, когда у меня родился сын. Я стал покупать практически все, что было, детское. Огромное количество потрясающих пластинок. Мой Илюшка вырос на них. Причем слушал их по нескольку раз. Сейчас у меня на даче этих пластинок - вот такие кипы! Параллельно шел и другой виниловый период. Папа моей жены был директором санаторно-лесной школы под Москвой и покупал практически все, связанное с эстрадой, что выпускала «Мелодия». И я сейчас мечтаю сделать уголок для этих пластинок. Хотя, к сожалению, качество у таких записей, в отличие от СD, DVD, не очень. Очень стираются пластинки, царапины на них появляются.
hifiNews.RU: Так у Вас образовалась серьезная коллекция. Сколько примерно пластинок она насчитывает?
А.Б.: Вы знаете, это даже нельзя назвать коллекцией, потому что я собирал не все подряд. У меня в жизни были разные периоды. Когда-то увлекался Шостаковичем, потом очень интересовал финский композитор Сибелиус, позже был влюблен в Белу Бартока, после появился интерес к популярной японской скрипачке Мацуко Усиода, Гершвина обожал. И по каждому такому периоду наберется 5-6 или 15 пластинок. Вообще ни один коллекционер не сможет сказать, сколько у него экземпляров, потому что это на отшибе его интересов. Вы знаете, я почти всю жизнь собираю марки, но не могу сказать, сколько их у меня. Я считаю, когда коллекционер сможет ответить на этот вопрос, его уже нельзя будет назвать коллекционером. Потому что это не главное. Бывает коллекция, состоящая из 20-30 единиц, но она отражает предмет лучше, чем миллионная. Как у Чехова в «Записных книжках»: «молодой человек собрал один миллион марок, лег и умер». Но если для вас это действительно почему-то важно, то считайте сотни три, четыре.
hifiNews.RU: Какие пластинки у Вас всегда под рукой?
А.Б.: Почему-то русские композиторы. Меньше покрыты пылью красочные издания Лядова, Балакирева, Глинки, Мусоргского. Но сейчас у меня период увлечения не пластинками, а, например, МР3. Я ставлю его, и оно играет 6 часов подряд, скажем последнее, что слушал Deep Forest.
hifiNews.RU: Вы слушаете музыку шесть часов подряд?..
А.Б.: Нет, я в это время что-то делаю. Готовлю, убираюсь, читаю. Но, поскольку я - не Юлий Цезарь, то, когда читаю, не слышу музыку, и наоборот, когда слушаю музыку, не могу читать. Но если я слушаю, мне надо обязательно закрыть глаза, как при поцелуе. Не знаю, могут ли люди целоваться с открытыми глазами? Если меня отвлекли, переставляю назад, потому что это место пропустил.
hifiNews.RU: На каком проигрывателе Вы слушали пластинки раньше?
А.Б.: Здесь столько всего прошло! Раньше какую-либо технику было очень трудно купить. И я помню, у моего двоюродного брата Андрюши - Царство ему небесное - была роскошная по тем временам техника: американский проигрыватель, который стоял на конденсаторах. И он, как технарь, помог мне купить в Комиссионке проигрыватель, рублей за 30. Он там что-то подпаял, так что у меня даже динамики оказались вмонтированы в доску. Я был тогда настолько увлечен всем этим, что в детстве, когда мы ездили в Новосибирск, я брал с собой пластинки и этот проигрыватель, а он был такой огромный, тяжелый! После него было очень много всего: и Sanio, и Sony. Но постепенно все это выходило из строя и заменялось какой-то другой техникой.
hifiNews.RU: А сейчас у Вас что?
А.Б.: Две вертушки. Одна из них стоит на веранде. Это кондовая советская техника. С большими динамиками, усилителем – у нее есть все, о чем можно было мечтать в советское время. Эту вертушку мне достали друзья по знакомству. Опыт показывает, что у меня самого не очень-то получается такими делами заниматься. Как-то из Сингапура я привез музыкальный центр японской фирмы Pioneer и хотел подсоединить к нему вертушку. Мне говорят: «Зачем тебе вертушка?». Я же был уверен, что вертушка – это самое главное. Но оказалось, что их невозможно соединить. И моим друзьям пришлось что-то припаивать, чтобы соединение получилось. И вот, чтобы избежать подобной ситуации, я попросил друзей подыскать мне что-то подходящее. Оказалось, что такую технику непросто найти. Они поехали на какой-то рынок. Но, в конце концов, мне все сделали. И, самое главное, оно работает! Вот только, знаете, в чем оказалась проблема? Были раньше такие щеточки, которыми стирали пыль с пластинок. Раньше они продавались в любом соответствующем магазине. Сейчас оказалось, что это страшный дефицит. Я полгода жду такую щеточку. Брат заказал ее приятелю, который едет в Англию. Причем стоит эта фигулька 20 фунтов, в то время как раньше она обошлась бы в 30 копеек! Пока мне приносят всякие мягкие фланельки, но все это не то. Другая вертушка - Sanyo - стоит в банном домике. Ее я купил достаточно давно, в 90-92-м годах. Сейчас такие можно только по заказу получить.
hifiNews.RU: Александр Вадимович, не могу удержаться от такого вопроса: как Вы считаете, влияет ли качество техники на погоду в доме?
А.Б.: Вы знаете, я считаю, что техника сама по себе неважна. Это набор железа. Самое главное, чтобы она несла душевное тепло. Поэтому я за то, чтобы каждый дом был оснащен, так же как батареями, обоями, ванной, обязательно и возможностью слушать. Вот как раньше в каждой квартире была радиоточка. Музыка особенно необходима человеку, когда он одинок или у него какая-то боль в душе. Художественное слово – это все, это то лекарство, которое нас разгружает. И естественно, с этой точки зрения, это гораздо больше, чем просто погода. Это та Погода, которая пишется с большой буквы.
Интервью подготовила Евгения Заболотских
|
Оставить комментарий