Обсудить на форуме

Sony: крах или возрождение?

Всё в мире развивается по одним и тем же законам, а тем более - в бизнесе. Этим воздействиям подвержены и транснациональные корпорации. Сначала маленькие и никому не известные, они развивались и логически достигали лучшего момента в своей истории - расцвета с его огромными продажами и шокирующей инновационной продукцией. По экономическим законам, далее следует - спад, после которого неминуемо наступают подъём и оживление. Чтобы лишний раз убедиться в этом, далеко ходить не стоит: яркий пример - японская корпорация Sony.


Так всё начиналось

Пятьдесят девять лет назад, 7 мая 1946 года, в Токио открылась небольшая мастерская по производству деталей для радиоприёмников. Её создатели, Масару Ибука и Акио Морита, назвали ее «Токийская Компания Телесвязи» («Токио Цусин Когё»). Надо отметить, что в первые дни работы компании ощущалась нехватка денежных средств, товары продавались не особенно хорошо, а конкуренты не позволяли пробиться выше.

Несмотря на это, через некоторое время маленькая компания стала одной из крупнейших в мире. Именно ей принадлежит популяризация транзисторного радиоприёмника, создание первых в мире домашнего видеомагнитофона и кассетного плеера с наушниками (название walkman стало даже нарицательным для подобных устройств), совместная с Philips разработка и успешное внедрение на рынок первых компакт-дисков.

Большую часть времени компания развивалась, используя интересную философскую стратегию. Если вдуматься в методику продвижения ее первых товаров, ставших знаменитыми, то можно уловить массу любопытных моментов. Когда появился первый видеомагнитофон, люди впервые увидели не только то, что предлагают телеканалы. А первый walkman стал настоящим спасением от городского шума и подходящим развлечением во время простоя в автомобильных пробках. В этот период в массы все больше начинала продвигаться мысль о полезности и портативности вещей. Устройства стало возможно брать с собой и тем самым не зависеть от их местонахождения.

Но это история, история, которой можно гордиться. Однако подчас настоящее имеет так мало общего с прошлым. В последние годы от Sony стали приходить новости, не настолько успешные, как ранее. Компания частенько сообщала об убытках, наступивших из-за действий более дешевых азиатских конкурентов. Например, Samsung Electronics. Чтобы хоть как-то реабилитироваться и снизить потери, Sony даже пришлось создать совместное с корейской корпорацией предприятие по производству жидкокристаллических телевизоров. Опередили ранее успешную корпорацию и компании-землячки, такие как Sharp и Panasonic. Обогнали ее в LCD-телевизорах и DVD-проигрывателях, соответственно. Несмотря на это, бренд продолжал оставаться одним из самых узнаваемых в мире.

Чтобы решить возникшие проблемы, в корпорации долго медлить не стали. Уже в минувшем марте было объявлено о серьёзных кадровых перестановках в Sony: вместо Кунитаке Андо (Kunitake Ando) пост президента компании занял Рёдзи Тюбачи (Ryoji Chubachi). Кроме того, генерального директора Нобуюки Идэи (Nobuyuki Idei) сменил Говард Стрингер (Howard Stringer). Он приступил к исполнению должностных обязанностей минувшим летом, 22 июня. Примечателен тот факт, что это первый руководитель корпорации, не являющийся японцем. Дела компании во время правления Идэи шли не самым лучшим образом, на что указывало явное снижение стоимости акций корпорации. Поэтому на Стрингера возлагали большие надежды. Того момента, когда Говард, наконец, сядет в кресло гендиректора, ждали с нетерпением. Всем было ясно, что ему, чтобы вывести компанию из кризиса, придется рисковать. Но на тот момент времени до вступления в должность оставалось ещё много.

Blu-Ray или ход конём?

Неважные дела компании вполне могло поправить изобретение чего-то нового, ещё непривычного, но уже ожидаемого. Ей надо было использовать ту изюминку, благодаря которой она и сумела достичь высот (вспомним, портативный кассетник, видеомагнитофон и компакт-диск). И вектор нашёлся – развитие и популяризация оптического носителя данных – дисков Blu-Ray. На него компания сейчас и делает ставку. Есть, правда, одна загвоздка: у формата есть конкурент – разработка компании Toshiba, HD DVD. Его, причем активно, поддерживают голливудские киностудии. В силу сложившегося доверия и уверенности в том, что дела Sony поправятся, у Blu-Ray также появляются свои сторонники, например киностудия Walt Disney и компания Apple.

В течение года постоянно появлялись сенсационные новости об улучшенных возможностях, вместимостях и скоростях записи HD DVD и Blu Ray дисков. И это притом, что о масштабном выпуске таких носителей и речи пока быть не могло. Ведь не было ещё даже соответствующих полноценных проигрывателей. Это, конечно, не гонка вооружений, но отдалённо может ее напомнить. Надо отметить, что Sony пару раз пыталась пойти на примирение, предлагая конкурентам попробовать создать единый формат. Компания аргументировала свою идею тем, что это было бы выгодно и тем, и другим. На переговоры по этому поводу с удовольствием пошла Toshiba, но компании так и не смогли прийти к единому знаменателю, а потому разошлись в разные стороны. Гонка продолжилась. Продолжилась так же, как и раньше: спекулятивные новости, анонсы новых возможностей, представление лучших систем защиты от пиратского копирования контента. В итоге Sony окончательно отвергла возможность создания единого формата. Примерно в это же время заинтересованность в развитии технологии HD DVD проявили такие крупные корпорации, как Intel, Microsoft, которые позже и поддержали её, тем самым, нанеся серьёзный удар по популярности Blu-Ray дисков.

Но в целом, уже к середине третьего квартала, ситуация стала примерно ясна. Оба формата активно развиваются, поддерживаются компаниями и киностудиями. Обе технологии обладают своими плюсами и минусами. Себестоимость производства дисков, как HD DVD, так и Blu-Ray, практически сравнялась. Массовый выпуск приводов и дисков обеих разработок начнётся в начале 2006г. Какой технологии больше повезёт, та и окажется победителем. Так что, шансы вылезти из кризиса за счёт перспективной технологии Blu-Ray – не так уж велики.

Начало конца

И вот, в конце минувшего сентября Bloomberg сообщает, что Sony, наконец, объявила о планах своей, уже начавшейся, реструктуризации. Стало известно, что будет уволено 10`000 сотрудников корпорации по всему миру, закроется 11 фабрик и производственных площадок корпорации. С помощью этого в компании надеются урезать производственные затраты на $1.8 млрд. Sony сократит штат на 4000 человек в Японии и на 6000 человек в своих иностранных филиалах. Всего в корпорации по всему миру работает 151`400 человек. Также компания собирается закрыть 11 фабрик, в результате чего количество заводов Sony в мире снизится до 54. В прессе отмечается довольно скептическое отношение к начатой реструктуризации. «Реструктурирование корпорации – лишь первый шаг, причём довольно лёгкий. К сожалению, главное, чего не хватает Sony, – это жизнеспособной бизнес-модели. Рынок не верит пустым обещаниям», - заявил Карлос Димас (Carlos Dimas), аналитик CLSA Asia Pacific Markets. На то, надо полагать, есть все основания. Компания продолжает попадать в неловкие ситуации. Например, поставка телевизоров Bravia в Тайвань. Спрос на них огромен, первую партию, количеством в 1000 штук, тут же раскупили. Но следующие поставки этих телевизоров в Тайвань запланированы лишь на конец октября текущего года. Дистрибьюторы предполагают, что Sony не сможет удовлетворить спрос на новую линейку LCD TV на всех рынках. Ведь IV кв. текущего года – это сезон покупок на американском рынке, куда также поставляются Bravia. Однако у Sony просто-напросто нет возможностей выпускать так много телевизоров, насколько этого требует рынок. Как раз буквально на днях Sony заявила о намерении вкладывать деньги в развитие LCD-производств. Тайваньские же производители обсуждают свой вариант выхода Sony из кризиса. Хотя представители Sony недавно отметили, что компания пока не собирается покупать TFT LCD завод у сторонних компаний, тайваньские производители панелей считают, что это решение для Sony неизбежно. Ценовая конкуренция на рынке LCD TV сейчас чрезвычайно жестока и бескомпромиссна, поэтому Sony продолжает всё больше и больше снижать производственные издержки, чтобы обеспечить прибыль. Одним из возможных будущих шагов компании является инвестирование средств в развитие и модернизацию LCD-производства. Возможно, что Sony продолжит вкладывать в совместное с Samsung S-LCD предприятие. Но надо заметить, что до сих пор под контролем Samsung Electronics находится большая часть поставок с этого завода, а также штат и технологический отдел. Хотя в принципе Sony вполне может обеспечить часть собственных потребностей в LCD панелях за счёт этого предприятия. Если корпорация действительно не сможет обеспечить себя достаточным количеством LCD TV панелей, то вопрос об их поставке встанет особо остро. Учитывая, как стремительно падают цены на LCD TV, Sony вполне может вложить деньги в собственную поточную производственную LCD-линию.

Положение, как мы видим, не самое хорошее. Но и далеко не худшее: спрос на товар высок, бренд узнаваем и популярен. Остаётся лишь найти деньги и инвестировать их в развитие подающих надежды направлений. Этих направлений у компании сейчас вырисовывается два – LCD бизнес и поддержка и продвижение Blu-Ray формата. Говард Стрингер уже не раз отмечал, что ему даже не дают провести все те реформации, которые он запланировал: «Дело в разных культурах. Японские инвесторы считают, что не стоит сокращать штат, а западные убеждены в том, что мер, принятых мною, недостаточно. Объявляя планы реструктуризации, я знал, что попался в ловушку». Говард признал, что идеальным, по его мнению, решением было бы ещё более значительное упрощение структуры Sony, так как чуть ли не половина подразделений просто-напросто теряет деньги.

Остаётся лишь гадать, нынешнее положение Sony – крах или возрождение? Когда более полувека назад маленькая мастерская начала свою работу, никто не верил, что из неё вырастет огромная транснациональная корпорация. Может быть, Sony «сокращается» как раз для того, чтобы вновь стать огромной, чтобы рвануть вперёд с новыми силами? А вдруг корпорацию спасёт Blu-Ray технология? Ведь в последнее время киностудии одна за другой начали объявлять о поддержке возможного кандидата на звание «оптический носитель будущего» - Blu-Ray. Вероятно, что и так. По крайней мере, будем надеяться.

Материал подготовил Евгений Курышев

Далее




Оставить комментарий





||


Главная страница > HI-FI Профи > Аналитика > Sony: крах или возрождение?