Sony, известный в мире производитель электроники, и ее конкурент, молодой, но от этого не менее именитый, Samsung Electronics постоянно борются за первенство в категории «Лучшая покупка» во многих магазинах мира, продающих телевизоры, пишущие DVD плееры, видеокамеры и другую электронную технику.
Предугадывая свое и конкурента будущее, Sony все чаще стала присматриваться к Samsung с мыслями о восстановлении своего ослабевающего благосостояния. Samsung же, долгое время занимающаяся производством электроники low-end класса, в свою очередь, уделила внимание Sony, ее прекрасно отлаженному производственному процессу и инновационным технологиям. Ведь на данный момент, согласно ежегодному обзору лучших 100 мировых марок, опубликованном Interbrand-BusinessWeek 21 июля, впервые марка Samsung стоит больше, чем Sony. Опрос, в котором рассматривалась ожидаемая прибыль этих двух марок, показал, что Samsung оказалась на 20-ом месте, в то время как Sony на 28-м. Вместо того чтобы усилить вражду с Samsung, Sony согласилась на сотрудничество с ней, заключив ряд сделок и вернув позиции, по которым она обычно доминировала. Компании совместно инвестировали $2 миллиарда в фабрику по производству жидкокристаллических дисплеев в Южной Корее, и с апреля на этом заводе, оборудованном по последнему слову техники, началось производство панелей седьмого поколения. Благодаря этому шагу, Samsung окончательно закрепила за собой репутацию одного из крупнейших в мире производителей LCD и подняла Sony на том рынке, где она последнее время отставала.
Компании также стали партнерами в одном из консорциумов группы по разработке формата Blu-ray. Они попытались вместе установить стандарт для следующего поколения цифровых видеодисков и плееров. Заключив перспективную сделку в минувшем декабре, компании согласились совместно использовать 24000 основных патентов, покрывающих значительную часть всех компонентов и промышленных процессов.
Сейчас Sony находится в критическом положении, пытаясь сделать свое «раздутое» подразделение электроники менее затратным. По прогнозам аналитиков, компания, объявив в четверг о доходах, сообщит и об убытках, которые, как предполагается, составят 15 миллиардов иен ($134.8 миллионов) за весенний квартал. Причиной этого станут снижение продаж ее электроники в Японии и падение цен на большинство других ее продуктов.
Когда-то независимая Sony теперь вынуждена сотрудничать с другими производителями, чтобы остаться серьезным конкурентом на мировом рынке. Ведь, например, Samsung в середине июля заявила о том, что в этом квартале имела 1.69 триллионов иен ($1.59 миллиарда) чистой прибыли. «Теперь, когда мы вступили в эпоху цифровых сетей, мы не сможем действовать в одиночку, - говорит Иошихиде Накамура (Yoshihide Nakamura), исполнительный вице-президент подразделения интеллектуальной собственности Sony. - Мы поняли, что необходимо сотрудничать с Samsung или у нас возникнут серьезные проблемы».
Что касается Samsung, то вышеуказанные сделки лишь еще раз подтвердили тот факт, что на рынке появился игрок мирового уровня, финансово влиятельный, с достойными производственными мощностями и востребованной продукцией. Во всяком случае, уже сейчас размер капитализации рынка у Samsung более чем в два раза выше, чем у Sony, а в прошлом году прибыль Samsung в 10 раз превысила прибыль Sony. Объединяясь с Sony, Samsung надеется приобрести у нее богатейший опыт торговли и создания великолепного яркого дизайна. «Sony действительно является одним из очень немногих производителей электроники, марки которых узнаваемы всеми без исключения, - заявил в телефонном интервью Ву-Сик Чу (Woo-Sik Chu), глава подразделения компании Samsung по работе с инвесторами. - У Sony можно многому научиться. Во время эпохи стремительного развития цифровых технологий, все находятся в равном положении. Они также хотят узнать, почему наша марка столь стремительно развивается».
Рождение альянса Sony-Samsung произошло еще в конце 1990-х годов. Тогда Samsung, крупнейшая компания по капитализации рынка Южной Кореи, вышла из азиатского финансового кризиса, являя собой «нескончаемый источник энергии». У компании появились силы, благодаря постоянному снижению затрат, особой организации и яркому стимулированию сбыта. Samsung прославилась, став спонсором Кубка мира по футболу 2002 года в Южной Корее и Японии. Сразу после этого она стала мелькать повсюду, продавая полупроводники, телевизоры, мобильные телефоны, аудиоплееры и цифровые фотоаппараты. Тем временем, прежний президент Sony Нобуюки Идеи (Nobuyuki Idei) понял, что, поставляя продукты через Интернет, нельзя полагаться только на свою систему дистрибуции, как это длилось десятилетиями. Создание товариществ, в которые вливалось большое количество компаний, стало обычным делом.
Sony начала сдавать позиции на нескольких главных рынках бытовой электроники, особенно в сфере плоскопанельных телевизоров и компьютерных дисплеев. Компания все еще цеплялась за старую CRT технологию, в то время как потребитель уже смотрел в сторону LCD и плазменных телевизоров, которые падали в цене и продвигались такими компаниями, как Samsung, Sharp и т.д.
Sony не спешила снижать издержки производства, несмотря на сокращение тысяч рабочих мест, закрытие фабрик и смену руководства. Самой серьезной проблемой для нее стал поиск более дешевых поставщиков и надежных партнеров для дальнейшего совместного развития.
«Sony очень долго делала ставку на имидж, но в последние два года стало ясно, что этого уже недостаточно, - поясняет Пол О'Донован (Paul O'Donovan), аналитик в области бытовой электроники из группы по исследованию технологий Gartner Inc. - Sony стала искать японских партнеров, но многие из них оказались перед теми же, что и она, проблемами снижения затрат. Кроме того, борьба с японскими конкурентами стала слишком тяжелой для нее, чтобы оставаться конкурентоспособной без сделок с этими компаниями».
На первый взгляд, японско-южнокорейский союз казался маловероятным. В дополнение к исторической вражде между этими двумя нациями, множество известных японских компаний воевали с корейскими компаниями в суде. Например, в прошлом году Toshiba Corporation предъявила иск Hynix Semiconductor. В заявлении она обвинила южнокорейского производителя микросхем в том, что он нарушил ряд своих патентов микросхемы памяти. Matsushita Electric Industrial воевала с другим крупным корейским производителем LG Electronics, поскольку эта компания утверждала, что Matsushita Electric Industrial незаконно использовала запатентованную ею технологию плоскопанельного дисплея. Другие японские компании, включая Fujitsu, также предъявляли иски южнокорейским фирмам.
Но у Sony и Samsung не было никаких разногласий. Президенты этих двух компаний уже много лет встречались в неофициальной обстановке, обсуждая стратегии развития своих предприятий и производимые ими технологии. Кроме того, Sony была очень признательна Samsung за то, что та, получив в 2001-м году лицензию на технологию Sony Memory Stick, продлила срок их сотрудничества в 2003 году. При объединении с Samsung у Sony появились новые возможности для экономии средств, особенно в тот момент, когда ей пришлось переехать в Китай, чтобы снизить издержки производства. Хотя научно-исследовательская база по разработкам новых технологий Sony все еще сильна, все же Samsung в течение пяти из шести последних лет продала больше патентов в США, чем Sony. Объединяя некоторые из патентов, компании смогут снизить судебные издержки, связанные со слежкой за лицензионными платежами между ними. Компании не сообщили, сколько они платят друг другу ежегодно, но обе заявили, что Sony получила больше денег от Samsung.
«Отказ от части доходов с лицензионных платежей во имя поддержания стратегических отношений был правильным, - поясняет данные шаги Sony господин Накамура. - Самым главным было то, что инженерам Sony позволили получать для научно-исследовательских разработок интеллектуальную собственность, в которой они нуждались. Sony может снова стать лидером. Достичь этой цели будет сложно, но не невозможно».
Sony и Samsung - не единственные из занимающихся электроникой компаний, кто создал альянс. Например, у LG и Philips Electronics есть совместное производство дисплеев. Matsushita Electric Industrial, владелец марки Panasonic, имеет альянсы по производству LCD с Toshiba и Hitachi. У Sony есть дополнительные товарищества в производстве сотовых телефонов с Ericsson и в других областях – с Philips. Но эти объединения занимаются разработкой только отдельных продуктов или какой-нибудь одной технологии, такой, например, как формат Blu-ray DVD. Так что, это редкость, когда две компании такого уровня, как Sony и Samsung, объединились сразу по многим направлениям.
Но в бытовой электронике бизнес, как правило, меняется быстро, и новых победителей и проигравших создают технологические перемены. Хорошо сказал по этому поводу Ричард Доэрти (Richard Doherty), руководитель научно-исследовательских работ в Envisioneering Group. Он подметил, что даже и такие самодостаточные компании как Sony, наконец, поняли, что «враги врагов могут стать друзьями».
|
Оставить комментарий