Обсудить на форуме

Ибука + Морита = Sony

Ибука + Морита = Sony. Эта простая формула с уникальными составляющими является очевидным определением успеха: одновременной удачи, как в торговле, так и в мире Hi-Tech. В настоящий момент корпорация Sony - один из мировых лидеров на рынке высоких технологий в области электроники с годовым оборотом 33 миллиарда долларов и штатом 180 тысяч человек. На ее счету тысячи изобретений, многие из которых оказали решающее влияние на ход технического прогресса. Порою, кажется, что этот, в хорошем смысле этого слова, промышленный монстр существовал в неизменном виде с самого начала времен, но…


В далеком 1946 году в разрушенном Второй мировой войной Токио, в таком же полуживом, как и вся Страна Восходящего солнца, здании универмага два друга, инженер Масуру Ибука и физик Акио Морита, организовали мастерскую по ремонту электрического оборудования (подробнее об этом читайте в первом материале данной Темы). Примерно в 1955 году на волне первых успехов два товарища решили сменить помпезное, но безумно длинное название своей компании на короткое и звучное - Sony. Это сочетание двух слов: первое - латинское «sonus» (звук, звучание); второе – «sonny boy», популярное японское выражение, обозначающее молодого энергичного человека, способного творить и рисковать. Оба этих слова дают понять, что Sony - это компания молодых энергичных людей с безудержной страстью к свободному творчеству.

Во всем мире торговая марка Sony ассоциировалась с именем Акио Мориты, именно он настоял на том, чтобы интернациональное название SONY носило большинство продуктов компании. Однако сам он любил повторять следующее: «История нашей компании — история группы людей, стремящихся помочь Ибуке осуществить свои мечты». И действительно, Ибука изобретал гениальные устройства, а Морита их гениально продавал.

Итак, гениальное устройство №1 – плеер Walkman

Это действительно лидер среди изобилия инноваций от нашего электронного монстра. Из всех изобретений Sony, не считая портативных приемников в 1955-ом, поголовную популярность в мире смог себе обеспечить только этот легендарный плеер, созданный в 1979 году.

История его появления на свет такова. Ибуке и Морите приходилось очень много путешествовать, а технический уровень тогдашних развлечений на авиалиниях, призванных хоть как-то скрасить нудность долгих и шумных полетов, оставлял желать лучшего. Их страшно раздражало дребезжащее бормотание из динамиков в салоне самолета. И вот однажды Ибуке пришло в голову смастерить маленький, помещающийся в нагрудный карман магнитофончик, чисто воспроизводящий звук, который бы раз и навсегда избавил его от назойливой какофонии, царящей вокруг во время полета.

Сказано – сделано. Однако инженеры Sony восприняли эту идею в штыки. Никто не верил, что люди будут покупать магнитофон, на который нельзя записывать. Никто, кроме Мориты. Именно благодаря ему это устройство под говорящим названием Walkman стало продаваться по всему миру. Поэтому «человеком, подарившим миру Walkman», всегда называли не того, кто его сконструировал, а того, кто сумел убедить покупателей приобретать плеер.

Гениальное устройство №2– кинескопы Trinitron

Цветное телевидение, равно как и цветные телевизоры, появилось на свет весной 1954 года в США. Разумеется, тогда же и там же появились на свет и электроннолучевые трубки (кинескопы) способные воспроизводить цветное изображение. Их устройство не менялось на протяжении 14 лет вплоть до 1968 года, когда фирма Sony выпустила свой Trinitron.

Любой человек, хоть раз бравший в руки учебник физики, в общих чертах знаком с устройством и принципом действия электроннолучевой трубки или кинескопа. Вкратце напомню: электронный пучок, формируемый электронной пушкой и направляемый отклоняющей системой, движется вдоль оси кинескопа по направлению к аноду-экрану, при попадании на который он вызывает свечение нанесенного на экран люминофора. Это то, что относится к обычному черно-белому кинескопу.

С цветными кинескопами все немного сложнее. В них для синтеза цвета используются три вида люминофоров с цветами свечения, соответствующими основным цветам, т.е. красному, зеленому и синему. Люминофор на экране располагается не сплошным полем, а небольшими точками, образующими так называемые триады. Соответственно, для возбуждения точек люминофора соответствующего цвета используется своя отдельная электронная пушка. Однако чтобы лучи от «красной» пушки не засвечивали, скажем «синие» точки и тому подобное, перед самым экраном ставится так называемая теневая маска, чем-то напоминающая дуршлаг.

Как видим, теневая маска - деталь в цветном кинескопе совсем не лишняя, однако из-за нее яркость свечения экрана долгое время оставляла желать лучшего, так как на ней рассеивалась значительная часть электронов пучков. Выход из создавшейся ситуации, конечно, был: увеличить анодное напряжение, соответственно повысив энергию электронов в пучках. Но беда была в том, что при таких энергиях электронов и без того не самый безопасный в плане излучения прибор превращался в аналог мощного рентгеновского аппарата. Так что, в данном случае количество было действительно предпочтительней качества по отношению к электронам.

Вот это столь необходимое количество и обеспечила новая разработка от Sony. В кинескопах Trinitron теневая маска была заменена апертурной решеткой, состоящей из тонких, вертикально натянутых металлических нитей. Нити стабилизируются одной или несколькими горизонтальными проволочками. Чтобы они не потеряли свои свойства при тепловом нагревании, их изготавливают из инвара - сплава железа с никелем.

устройство Trinitron

Превосходство апертурной решетки в том, что она пропускает к люминофорам больше электронов, меньше «затеняя» их. Дополнительные электроны, точно направляемые решеткой в соответствующие сегменты фосфора, вызывают дополнительное свечение, в результате чего повышается яркость. Избыточная яркость позволяет применить многослойное затемненное покрытие, повышающее контраст, устраняющее блики от внешних источников освещения и другие факторы, ухудшающие восприятие изображения, вызывающие усталость глаз и проблемы со зрением.

Гениальное устройство №3 – формат видеозаписи U-matic

Угадайте, кто придумал видеокассету? Согласитесь, если бы в этом материале речь шла не о фирме Sony, то вы бы, наверняка, не задумываясь, присудили победу в этой области JVC с ее теперь уже всемирно известным видеостандартом VHS. Тем не менее, начало кассетным видео форматам действительно положил формат от Sony - U-matic.

С точки зрения обывателя он был крайне неудобен: огромные кассеты с пленкой 3/4 дюйма (19 мм), магнитофоны весом по 25 кг и т.д. А вот с точки зрения профессионалов - это было то, что надо. Магнитофоны весили и были по размерам значительно меньше, чем катушечные. Пленка была в кассете, а, следовательно, ее продолжительность жизни значительно увеличивалась, по сравнению с видеолентой на катушках. Качество записи было на уровне 400 ТВЛ (как у современных S-VHS видеомагнитофонов). И это в 1971 году, на пять лет раньше VHS, не говоря уже о S-VHS!

К тому моменту видеозапись уже освоила метод наклонно-строчной записи, что позволило на достаточно небольшом количестве видеоленты записывать до 60 минут видеоматериала, а ширина ленты в 19 мм позволила разместить дополнительно - одну управляющую дорожку (СTL) по верхнему краю видеоленты и две звуковых дорожки - по нижнему краю (т.е. появилась возможность записывать стереофонограмму).

Это был несомненный прорыв, и сделала его Sony, положив тем самым начало эры кассетного видео. Дальнейшее совершенствование формата шло по пути расширения полосы пропускания тракта сигнала яркости, породив на свет целых три его разновидности: U-matic Low, U-matic Hight, U-matic SP. Местами U-matic SP сохранился и поныне, и даже кое-кто выходит с него в эфир, а мы и не замечаем этого.

Гениальное изобретение №4 – формат видеозаписи Betacam

Так, что же это такое Betacam, и что в нем гениального? Это изощренный формат видеозаписи, рядом с которым S-VHS отдыхает. В устройствах Betacam происходит запись не Y/C сигнала, а компонентного сигнала в форме Y, R-Y, B-Y, который очень просто получить матрицированием исходного RGB. Однако на этом гениальность японцев не заканчивается. Они придумали еще более гениальную вещь - компрессировать сигналы компонент цвета (т.е. сжимать) ровно в два раза, складывать и записывать на одной строке. В результате появилась возможность использовать всего две видеоголовки, экономить пространство на ленте и при этом получать отличное качество в 500 ТВЛ. Такой способ записи видеосигналов получил название Compression Time Division Multiplex (или сокращенно CTDM).

Но и это не все. Еще одна гениальность этого изобретения состояла в том, что получающаяся видеозапись на ленте была внесистемной, т.е. не PAL и не SECAM! Записываем на любом магнитофоне Betacam и воспроизводим на любом магнитофоне Betacam. Никаких кодеров, декодеров и всякой мишуры. Записал в Европе - воспроизвел в России, и никаких проблем. Правда одна проблемка все-таки была: оказалось невозможно воспроизводить сигналы NTSC (525 строк/ 60 полей против 625 строк /50 полей в PAL и SECAM). Но и это не самая страшная проблема, так как тут-то и стоит применить транскодер (желательно цифровой).

Таким образом, в формате Betacam сигнал Y и сигнал цветности (в виде сжатых и сложенных компонентных сигналов) записываются на отдельные видеодорожки видеоленты разными видеоголовками. В верхней части видеоленты расположены две продольные дорожки, каждая шириной по 0,6 мм, - для записи звука, а в нижней части - дорожки управления и адресно-временного кода (так называемого - продольного тайм кода или LTC).

Кстати, первый тайм код пришел из NASA (как и почти все технические новшества в Америке), достаточно быстро закрепился в видеозаписи и успешно используется до сих пор. Некоторые процессы, например озвучивание видео, без него просто невозможны. Как было написано выше, качество видеозаписи в формате Betacam удалось довести до 500 ТВЛ. Это было качество, которое удовлетворяло тележурналистов всего мира. При этом оборудование было относительно малогабаритным, удобным в эксплуатации и достаточно высоконадежным, что позволило Betacam стремительно завоевать популярность и на всей планете.

Гениальное изобретение №5 - цифровой формат видеозаписи D1

Сейчас многие и много говорят о цифровых видеоформатах (DVD, DV, mini-DV и тому подобных). Но мало кто знает, а что же за чудо техники было у истоков этой бурной реки. Разработка цифровых форматов шла почти параллельно с разработкой аналоговых форматов. Как ни странно, но временной разрыв между этими двумя ветвями одного и того же дерева составлял примерно 2-3 года. Поэтому первый промышленный цифровой видеомагнитофон DVR-1000 формата D1 был создан фирмой Sony довольно-таки давно - в 1986 году.

В аппаратах, которые выпускаются до сих пор, используется цифровая компонентная видеозапись по стандарту 4:2:2 - это цифровой аналог компонентного аналогового сигнала. В магнитофонах формата D1 запись производится наклонно-строчным способом, двумя вращающимися видеоголовками (как у Betacam). Только головки записывают не сигналы яркости и цветности, а распараллеленные цифровые потоки, что необходимо для согласования записываемого цифрового потока видеоданных с пропускной способностью канала записи-воспроизведения. Запись в данном случае является сегментной, для одного поля записывается 12 дорожек в варианте 625/50 и 10 для 525/60. Скорость записи составляет 286,9 мм/с. Скорость передачи цифрового потока составляет 270 Мбит/с. Запись производится на кассету с оксидной магнитной лентой шириной 3/4 дюйма и толщиной ленты 16мкм и 13 мкм. Продолжительность записи достигает 94 минут.

И все-таки, чем же цифровые магнитофоны были лучше? Прежде всего, техническими параметрами. Так, например, полоса частот записываемого видеосигнала (в канале яркости) достигает 5,75 МГц, при отношении сигнал/шум 56 дБ. Полоса частот звукового сигнала 20 Гц- 20 кГц, при динамическом диапазоне более 90 дБ. Цветное изображение воспроизводится при скоростях перемотки, превышающих нормальную в 50 - 100 раз. Время записи на одну кассету может достигать четырех часов. Но, конечно, главной отличительной особенностью цифровых форматов, является возможность большого количества перезаписей.

Формат D1 и по сегодняшний день, является наилучшим для студийной работы, поскольку в нем используется компонентный сигнал и сохраняется полная полоса частот сигналов, что, в свою очередь, позволяет достичь идеальных переходов в рирпроекции (комбинированном кадре). Оборудование формата D1 легко, без дополнительного транскодирования, стыкуется с блоками цифровых видеоэффектов, теле-кинопреобразователями, дисковыми накопителями.

Как видим, вышеуказанная формула возымела немалый успех. Но у нее имелась и оборотная сторона – об этом читайте третий материал данной Темы недели.

Материал подготовил Михаил Китаев

Далее




Оставить комментарий





||