Что общего у киномании с хозяйственным мылом? На первый взгляд ничего, если бы не было «мыльных опер» и любительниц их посмотреть - домохозяек. Так что, «хозяйственное мыло» - это всего лишь ассоциативный синоним того, что изо дня в день во всех мыслимых и не мыслимых формах льется с телеэкранов, превращая нас в пассивных киноманов.
Откуда же сие свалилось на наши головы? «Сериальное мыло» начали завозить в Россию в постперестроечный период из Латинской Америки.
Самый первый «шедевр» данного вида киноискусства в далеком 1952-ом невольно «объединил» двух непримиримых врагов в Карибском море: родину дедушки Ленина № 2 (Фиделя Кастро) Кубу и Соединенные Штаты. Да и называлось это кинодейство не менее символично - «Пути любви».
О чем фильм, догадаться не сложно. Конечно же, о любви. Но если вспомнить, что кроме сюжета есть еще и реклама, то и о моющих средствах. Благодаря содержанию этого постоянного спутника сериала, он и получил тогда нарицательное название «мыльной оперы».
Однако история историей, а что же «мылит» наши взоры, устремленные на «голубые экраны», сейчас? За редким исключением, откровенный «секонд хенд» адаптированных римейков, и имя им – легион. А что же исключения? О них-то, родимых, и пойдет речь ниже, но сначала о том, что послужило критериями выбора оных.
Есть несколько моментов, благодаря которым и возникает пассивная (сериальная) киномания – это «синдром неполного оргазма», «эффект жвачки» и гендерные репрезентации.
Самый простой – это «синдром неполного оргазма». Неважно насколько мутна и обильна вода в основной части серий многих «мыльных опер», однако в самом конце каждой из них динамика процесса резко ускоряется, сюжет лихо закручивается, но… продолжение вы увидите в следующей серии. И, будьте уверены, многие эту следующую серию непременно увидят, сколько бы этих «продолжений» не было.
Посложнее - «эффект жвачки». «Семь верст - не крюк для бешеной собаки» - гласит поговорка. Такими же окольными путями зачастую развиваются и сюжеты в сериалах, но эта «арабская логика» привязывает не хуже предыдущего приема. Вы знаете, как все началось, и в принципе знаете, чем закончится, но вот как долго герои будут идти к этому логическому концу? А вдруг вы ошиблись в своих прогнозах? Нет, не ошиблись, но об этом в самом конце, а пока вы сидите как привязанные возле телевизора и тщательно пережевываете набивший оскомину сюжетный крюк.
И, наконец, самый сложный - гендерные репрезентации. Звучит как ругательство, но на самом деле все просто – это всего лишь трактовки (пересказы) различий между мужчиной и женщиной, их поведением и восприятием окружающей среды, с точки зрения культуры и общества. Согласитесь, что без этого подавляющее число «мыльных опер» вообще никогда бы не появилось на свет.
Все эти моменты в той или иной комбинации присутствуют в любом сериале, но стоит сразу же отмести те из них, в которых этот набор является полным. Так же выкинем из списков откровенно «жвачные» сериалы. А из оставшихся выберем только «наши» до мозга костей, те, которые не страдают «синдромом не полного оргазма» и имеют в своем составе действительно самоценные моменты.
В какой-то мере римейк, снятый по мотивам одноименного американского сериала. Но если Россию аршином общим не измерить, то и меру эту на весь сериал в целом, к счастью, тоже не натянешь, разве что на главную сюжетную линию.
Итак, жила-была девочка Вика Прутковская. Лет до 15 в Мариуполе, впитывая украинский колорит, а потом занесло ее вместе с родителями в столицу нашу, где она и дожила до возраста «не первой свежести» о тридцати годах, давая при этом по внешним данным фору многим восемнадцатилетним.
И стала Вика жить-поживать, все также с родителями, на окраине столицы. Устроилась в магазинчик одежды и тут же принялась мечтать выйти замуж за своего жениха и начальника Антона. Да вот беда, перешла ей дорогу другая! Глянула она – а жениха и след простыл, и работы тоже не стало. Что делать? А хоть бы и косметику продавать, да просто жизнь проживать. Скука смертная, да и только.
Но однажды семье известного музыкального продюсера некоего Шаталина М.Г., человека состоятельного, состоявшегося и занятого, потребовалась няня. И ею, по счастливой случайности, и стала наша Вика.
Тут стоит обратиться к истории семьи, в которую она попала. Максим Шаталин потерял жену. После трагедии с головой погрузился в работу, решив ничего и никогда не менять в своей жизни. Своих троих детей он посадил на шею психоаналитику. Тот так усердно начал заниматься хозяйскими отпрысками, что младшая дочь Шаталина, дошкольница Ксюша, превратилась в умудренную опытом «старушку». Заботы же о содержании дома обрушились на голову дворецкого Константина Николаевича (эдакого Бэрримора с дипломатической карьерой за плечами). И таким образом устроенная жизнь текла еще скучнее, чем у Вики.
И что мы имеем в конечном итоге? Максим Шаталин – умный, привлекательный мужчина в самом расцвете сил, для многих женщин настоящая мечта, но после трагических событий убежденный холостяк. За ним примитивно и безуспешно «ухаживает» его коллега Жанна (сумасбродная дама, променявшая чувство юмора и мозги на «понты» светской львицы) с твердым намерением женить его на себе. Естественно сначала Вика и не думает, что сможет стать членом этой, на первый взгляд странной, семьи, где в гости заглядывают люди «из телевизора», а за хлебом не ходят, а ездят на машине. Тем не менее, она убеждена, что, детям необходима семья, а мужчине – подходящая женщина, ну а всем вместе – весело проводить время. И, естественно, однажды почти все члены «странной семейки» понимают, что именно эта самая няня Вика и должна занять вакантное место мамы. Но, конечно, до самого Максима мысль о том, что ему нужна именно Вика, не доходит и дойдет, как до жирафа, очень нескоро.
Банально, не правда ли? Банально если читать, а не смотреть. На самом деле персонажи на экране очень яркие, а остроумие и юмор диалогов достойны всяческих похвал. К тому же необязательно смотреть все серии подряд, так как каждая из них самоценна - таков уж жанр сериала «ситком».
Типичный набор гендерных репрезентаций, но зато какой! Маша и Саша – гражданские супруги лет 30. Они любят друг друга, но при этом частенько ссорятся по пустякам. Она - не супермодель, а он - не Ди Каприо, по утверждению создателей сериала, а значит, большинству зрителей будет проще примерить эти роли на себя.
Маша – воплощает собой образ современной российской молодой женщины. Она любит, прежде всего, маму, на втором месте – Сашу, затем – любовные утехи с ним, и завершают список «любовей» грустные фильмы. При этом Маша не любит неудачные шутки, фильмы ужасов и футбол, то есть все то, что так нравится Саше. Может сделать из ничего и салат и скандал. Очень хочет бросить курить и, конечно же, как и героиня предыдущего сериала, хочет замуж.
Саша, как большинство современных мужчин, любит футбол, мотоциклы и компьютеры. При этом, в ответ на Машины «не люблю», он не приемлет все то, чему отдает предпочтение она: ее долгие одевания и частые разговоры о детях, а также тещу. Как и многие нынешние мужчины, по мнению психологов, Саша в некотором смысле инфантилен. Он – вечный ребенок, и с возрастом меняются только размеры и стоимость его игрушек. Как следствие, жизнь для него - вроде детского парка развлечений, в котором Маша - самый любимый аттракцион.
Многие из нас - типичные Маши и Саши и живут так же, вот только не так остроумно и смешно, а посему успех данному действу гарантирован, притом, что каждый показ – это несколько совершенно независимых друг от друга серий (тоже жанр «ситком»).
Телесериалы о работе уголовного розыска. Сняты по мотивам детективов известного петербургского беллетриста и сыщика с десятилетним стажем Андрея Кивинова. Сериалы показывают действительно человеческое лицо нашего МВД. Даже можно сказать больше, несколько человеческих лиц.
Можно спорить по поводу того, идеологический ли это заказ существующей власти, или же нет, но ясно одно: герои – живые люди со своими достоинствами и недостатками, удачами и проколами. Смотря одну за другой серии, в конечном счете, привязываешься к людям, а не к их работе.
Автор сего материала – не любитель сериалов из разряда «еще не сидел, но уже ностальгия замучила». Создатели эпопеи приравнивают «реальных пацанов, живущих по понятиям» чуть ли к национальным героям. Хотя, как гласит известное выражение: «от сумы и от тюрьмы не зарекайся!» Тем более, в нашей стране. Точнее сказать, зарекаясь от тюрьмы, можно пойти по миру с сумой, а, зарекаясь от сумы и разбогатев, сесть в тюрьму. Но можно и не сесть, о чем и свидетельствует сюжет этого сериала.
Многие из нас о чем-то мечтают, но у многих заветные желания не сбываются. Так произошло и в жизни героя Сергея Безрукова. Вернувшись из армии в 1989-ом году, вопреки своим мечтам, он вместе с тремя друзьями становится не студентом, а невольным соучастником убийства, а после этого подается в рэкетиры. Быстро делает карьеру в преступном мире и в конце фильма (а на дворе у них к тому моменту 2001-й год), став матерым «авторитетом», баллотируется в Государственную думу.
На протяжении 12 лет главного героя пытается вывести на «чистую воду» дотошный оперуполномоченный, которого играет Андрей Панин. В начале сериала он - в звании лейтенанта, в финале дослуживается до майора и соперничает со своим заклятым врагом за депутатский мандат.
Сюжет достаточно правдив и, к сожалению, уже банален. Тем не менее, данный фильм получился действительно уникальным, не по смысловому, а по эффектно-финансовому содержанию. О чем и свидетельствуют следующие цифры и факты:
Однако, цифры цифрами, но, на мой личный взгляд, самое главное достижение этой картины – это то, что ее купили иностранцы. Пусть смотрят супостаты и не расстаются со своим страхом перед стереотипом универсального врага – русской мафией!
Обзор «моющих средств» для мозгов завершен. Надеюсь, что, благодаря остроумности и юмору сценаристов, а также хорошей игре актеров и талантливым режиссерам, наши российские сериалы в будущем окончательно перестанут быть средством для промывки ленивых мозгов и превратятся в средство гигиены интеллекта, раз и навсегда вытеснив с наших экранов зарубежных некачественных конкурентов.
Материал подготовил Михаил Китаев
|
Оставить комментарий