АКУСТИКА - ТЕСТЫ

Обзор акустических систем Focal Sopra №2

Когда компания Focal выпускает новые колонки, они вызывают больший интерес публики, чем модели большинства конкурентов. Связано это с богатой историей фирмы, основанной в 1979 году, и с широким модельным рядом ее акустики, цены на которую начинаются с сотен, и заканчиваются сотнями тысяч долларов США.

Не удивительно, что колонки Sopra №2, впервые показанные JMLab на майской выставке в Мюнхене, были затребованы нами на тестирование, как только они стали доступны.

Описание

Итальянское слово Sopra означает "сверх" или "выше". Понятно, что подобное имя Focal могла присвоить только особенной акустике. Внешний вид колонок, который можно или любить, или ненавидеть, характеризует всю продукцию этой компании, и Sopra №2 в данном отношении не исключение.

Корпус Sopra №2 во многом напоминает колонки Focal Utopia, но он не такой секционированный и выглядит более обтекаемым. При виде сбоку его формы немного напоминают обводы спортивного автомобиля, что, конечно, нельзя сказать об АС Utopia. С учетом опоры и основания, колонки имеют габариты 117 (высота) х 35 (ширина) х 53 (глубина) сантиметров, а весят они 55 кг каждая.

Корпус, в основном выполненный из ДВП, разделен на три основных секции, отдельных для НЧ, СЧ и ВЧ-излучателей. Все конструктивные элементы колонки, включая динамики, изготовлены во Франции. Нижняя часть, в которой установлены басовики, немного наклонена назад и установлена на опорах на основании из закаленного 20-мм стекле. Основание имеет закругленные края, скошенную верхнюю кромку, и в нем предусмотрены резьбовые отверстия для опорных шипов. Хотя эта часть колонки более или менее прямоугольная, все четыре ее стороны изогнуты, что делает сложным определение толщины стенок. Простучав колонку, я сделал заключение, что остальная АС.

В низкочастотной секции установлены два басовика диаметром 180 мм, диффузоры которых изготовлены из специального W-материала: два слоя стеклоткани, между которыми находится слой из вспененного материала. По словам Focal, такая комбинация обладает идеальным сочетанием легкости, жесткости и демпфирования. В магнитной системе динамиков используется схема нейтральной индуктивности (NIC), которую Focal описывает как "кольцо Фарадея, материал, размеры и местоположение которого были выбраны таким образом что исключить влияние на магнитное поле со стороны переменного тока, проходящего по звуковой катушке". Focal утверждает, что использование NIC позволяет заметно снизить гармонические искажения. Басовики нагружены на фазоинвертор, выходное отверстие которого находится в нижней панели: именно это и объясняет наличие зазора между корпусом колонки и стеклянным основанием. Таким образом получается полость, через которую воздух из фазоинвертора выходит вперед и назад. Одна защитная сетка с магнитной фиксацией закрывает оба басовика.

Верхняя секция Sopra №2 наклонена вперед, что бы акустический центр среднечастотника оказался примерно на таком же расстоянии от слушателя, что и другие динамики. Эта часть, украшенная верхней накладкой толщиной около 5 мм, содержит СЧ-динамик диаметром 165 мм с диффузором из W-материала и магнитной системой NIC, а также с тем, что Focal называет "подвеской в виде двух трубчатых колец". Эта запатентованная конструкция, получившая название "демпфирование настройкой массы", стабилизирует движение диффузора без ограничения динамического диапазона. Другими словами, такая подвеска позволяет снизить искажения звука. Эта секция также имеет защитную сетку с магнитной фиксацией.

Между нижней и верхней частями колонки Sopra №2 находится узкая центральная секция, в середине которой, прямо перед слушателем, за несъемной защитной сеткой, находится ВЧ-динамик. Focal так его описывает: "твитер имеет инвертированный купол диаметром 25 мм из берилия". Пищалки с инвертированным куполом используются во многих моделях АС Focal, и, хотя, твитеры с куполами из бериллия Yamaha и Pioneer /TAD, применяли в своих колонках еще в 1970-х, именно благодаря Focal этот материал стал популярен сейчас. Бериллий обладает многими ценными качествами - он легкий и жесткий настолько, чтобы собственные резонансы купола, из него изготовленного, находились существенно выше слышимого диапазона частот в 22 кГц.

Защитная сетка имеется и с задней части секции твитера, она заходит и на бока колонки. Под ней скрывается фирменная "бесконечная рупорная нагрузка" (IHL) пищалки, новая технология Focal, которая предусматривает наличие суживающегося канала-рупора, расположенного за твитером. Этот рупор заполнен мягким материалом, и поглощает звуковые колебания, которые образуются обратной стороной купола.

Согласно заявленным Focal параметрам, частота раздела между НЧ и СЧ-динамиками составляет 250 Гц, а между среднечастотником и твитером - 2200 Гц. Паспортная чувствительность Sopra №2 довольно высокая, и равна 91 дБ, а значение импеданса при номинальном значении 8 Ом имеет минимум в 3,1 Ом. Диапазон рабочих частот акустической системы находится в пределах от 34 Гц до 40 кГц (по уровню +/- 3 дБ), а по уровню -6 дБ басы воспроизводятся вплоть до 28 Гц. Возможность двух или трехкабельного подключения не предусмотрена - на задней панели Sopra №2 имеется только одна пара винтовых разъемов.

Варианты цветов внешней отделки для данной модели весьма разнообразны, от вполне традиционных до весьма экзотических. Стандартная отделка натуральным деревом Dogato Walnut для задней и боковых панелей, с акцентом Graphite Black для фронтальной. Четыре варианта лаковой отделки, это Carrara White (белый), Black Lacquer (черный), Imperial Red (красный), как у нашего тестового образца, Electric Orange (оранжевый). Мне они нравятся - в комнате колонки сразу привлекают к себе внимание, особенно с учетом контраста их отделки с черными поверхностями основания, верхней панели и средней части. И, независимо от того, какой вариант вы выберете для Sopra №2, ее центральная часть всегда будет матовой черной, а две металлические сетки на ней - серебристо-серыми. Качество отделки наших тестовых АС было великолепным.

Система и установка

Для большинства испытаний я подключал Sopra №2 к оборудованию, которое использовал в течении года. Электронная часть системы состояла из компонентов Simaudio серии Evolution: ЦАП-транспорт 650D, предусилитель 740P, стереоусилитель 870A. По заявлению Simaudio, 870A развивает 300 Вт на канал при сопротивлении нагрузки 8 Ом - это гораздо больше, чем рекомендованные для Sopra №2 40 Вт. В качестве источника сигнала использовался ноутбук Samsung с ОС Windows 7 и запущенным плеером JRiver Media Center 20. Соединение компонентов осуществлялось с помощью межблочников Crystal Cable CrystalConnect Standart Diamond, акустических кабелей Siltech Classic Anniversary 330L и USB-кабеля AudioQuest Carbon.

Компоненты Moon Electronics выполнены на полупроводниках, но в конце тестирования я использовал и два ламповых устройства, чтобы полнее оценить характер звука Sopra №2. Это были предусилитель JE Audio Reference и стереоусилитель Audio Research GS150. Я не подключал их одновременно, так как не хотел делать более одного изменения в системе одномоментно, поэтому не имею представления о том, как звучит это комбо. Соответственно, в начале я менял предусилитель 740P на Reference 1, а затем 740P вернулся в систему, а вместо 870A был подключен GS150.

У меня довольно большая комната прослушивания. Я установил Sopra №2 на расстоянии около 2,6 метра друг от друга, если мерить от центра твитеров, и развернул внутрь на 20 градусов. Каждая колонка находилась на расстоянии 1,8 метра от задней стены, 1,2 метра от боковой стены, и около 2,6 метра от меня.

Качество звучания

Альбом Ван Моррисона 1987 года Poetic Champions Compose звучит немного плоско через большинство систем, которые мне доводилось слышать, как с точки зрения динамического диапазона, так и стереокартины. Но когда я включил первый трек, джазовый инструментал Spanish Step, альт-саксофон Моррисона точно занял центр сцены, и зазвучал так точно и натурально, как мне еще не приходилось слышать - причем на системах любой стоимости. Стереокартина была широкой и глубокой, но особенно впечатляла очень точная расстановка образов, благодаря чему саксофон Моррисона и остальные инструменты не перекрывались. По живости и сфокусированности звука Sopra №2 были похожи на Vivid Audio Giya G2, которые имеют подвижный и увлекательный характер из всех колонок, которые мне приходилось слышать - но и стоят дороже.

Немного более ярко записанный альбом Моррисона Duets: Re-working the Catalogue (16 бит / 44,1 кГц, FLAC, RCA) не нуждается в помощи Sopra №2 , чтобы звучать живо. На самом деле, композиция Some Peace of Mind с Бобби Уомаком, и несколько других треков звучат довольно якро, и я опасался, что у твитера Sopra №2 могут возникнуть проблемы. По крайней мере, у всех колонок Focal, которые я слышал ранее, был акцент на ВЧ. На сегодня эталоном нейтральности звука для меня является KEF Reference 1, и Sopra №2 звучат немного более живо на самых верхах. Тем не менее твитер в этих АС показал себя лучше, чем все ВЧ-динамики с металлическими куполами, которые мне приходилось слышать. В композиции Wild Honey, где Моррисон поет вместе с Джосс Стоун, тарелки звучали так точно и натурально, что я буквально мог видеть их.

Не выявило проблем на ВЧ у колонок Sopra №2 и воспроизведение струнных, на композиции Chopin Nocturna in C-sharp Minor, в исполнении синтезаторщика Оулвюра Арнальдса и пианистки Элис Сары Отт с диска The Chopin Project (16 бит / 44,1 кГц, FLAC, Mercury Classic), где они играют вместе со скрипачкой Мари Самуэльсон. Я воспроизводил этот альбом в потоковом режиме с сервиса Tidal, и он звучал великолепно. Скрипка Самуэльсон была буквально осязаемой в стереокартине, но при это не звучала резко или пронзительно даже в самых громких пассажах. Твитер и здесь был очень точен.

Самые верхние частоты занимают лишь малую часть общего звучания, и может показаться странным, что я уделяю им столько внимания. Но меня покорила та согласованность, с которой звучали все четыре динамика колонки, и именно это обеспечивало натуральное воссоздание музыкальных инструментов и сцены. Я не часто использую термин "живой" при описании характера звука АС, но это слово как нельзя лучше подходит для Sopra №2.

Вторая композиция с альбома с саундтреком фильма Leaving Las Vegas "Angel Eyes" в исполнении Стинга, Дейва Хартли и Криса Лоуренса, звучит просто великолепно. Sopra №2 полностью раскрывает его, голос Стинга воспринимается ближе, чем фортепиано Хартли и бас Лоуренса, и создается ощущение присутствия исполнителей в комнате. И хотя вокал Стинга доминировал в стереокартине, музыкальные инструменты тоже звучали насыщенно и натурально. Трек My One and Only Love немного энергичнее, и он подходит для оценки насыщенности и богатства звука, и того, насколько осязаемыми в сцене могут быть исполнители.

Композиции Leaving Las Vegas и Burlesque позволили оценить качество воспроизведения барабанов, и Sopra №2 обеспечивали не только глубокие (подтвердив свои технические характеристики), но и динамичные и артикулярные басы, даже на высокой громкости звука. Два НЧ-динамика диаметром 180 мм и фазоинвертор не выглядят так уж внушительно, но они полностью прокачивали нашу комнату прослушивания.

Альбом Musica Nuda 2004-го года позволил оценить ударность басов, прозрачность СЧ и детальность высоких частот. Кавер-версию композиции Police "Roxanne" с этого диска я часто использую для тестирования, и она звучала великолепно через Sopra №2. Однако, кавер на песню Маккартни Blackbird c Musica Nuda лучше демонстрирует качество средних частот. Глубина басов в моей комнате на этой композиции также была впечатляющей, но еще более поражала чистота и детальность звука.

Затем я прослушал трек №9 с альбома The Chopin Project: Prelude in D-flat Major, Op.28 №15 "Raindrop". Эта фортепианная композиция записана очень качественно, и для ее точного воспроизведения необходимо, что бы АС имели исключительно весомые и детализированные басы и при этом все ее динамики звучали бы слаженно. В колонках Sopra №2 все излучатели работают как один, и вместе они воспроизводили этот трек очень энергично, прозрачно и контролируемо даже на высокой громкости. Это еще раз подтвердило тот факт, что Sopra №2 являются великолепными колонками не только в своей ценовой категории, но и безотносительно стоимости.

Замена оборудование

После замены предусилителя на JE Audio Reference 1, обладающего традиционным ламповым звуком, колонки Sopra №2, звучащие и без того насыщенно и богато на средних частотах, стали играть еще более красиво. Передача голосов в звуковой сцене стала голографической, при этом сама она оставалась исключительно точной. Высокие частоты стали более наполненными, чем с Moon Evolution 740P, что придало чуть больше живости звучанию тарелок и верхних нот гитары. Также создавалось ощущение, что басы при использовании Reference 1 становились более гулкими, хотя это и не было таким уж очевидным.

Самой заметной частью во внешнем облике усилителя Audio Research GS150 являются, конечно, лампы. А вот в его звучании ламповой окраски нет совсем. При прослушивании Sopra №2 через GS150 в звуке не становилось больше теплоты, чем при использовании Simaudio 870A. В то же время GS150 и Sopra №2 формировали более широкую и глубокую звуковую картину, точность которой оставалась такой же, как и с 870A. Я заметил, что басы были более мощными при использовании 4-омного выхода GS150 по сравнению с 8-омным.

Более интересным является то, что при заявленной выходной мощности в 155 Вт на канал (против 300 Вт на канал у 870A), усилитель GS150 не менял характер звука даже при высокой громкости. Частично это связано с тем, что по меркам ламповой техники GS150, оснащенный новыми лампами KT150, является довольно мощным аппаратом, но свою роль здесь сыграла и высокая чувствительность Sopra №2.

В целом замена этих компонентов не привела к драматическими изменениям в звуке акустики, но все же различия были существенны для того, что бы меломаны лично оценили их, и выбрали оптимальный для себя вариант. Однако не стоит стремиться приобрести очень мощный усилитель - 155 Ватт выходной мощности ARC GS150 было более чем достаточно для прокачки даже моей большой комнаты; 300 Ватт усилителя 870A и вовсе будут избыточными.

Заключение

По своему внешнему виду колонки Sopra №2, как и большинство акустики Focal, могут нравиться или нет. Есть много пользователей, которые любят такой дизайн, и много тех, кто его не приемлет. Лично мне Sopra №2 очень нравятся, особенно в отделке Electric Orange, как у нашего тестового образца, и я считаю, что это самые красивые колонки Focal, которые она когда-либо выпускала. Но это дело вкуса.

Но я не думаю, что в отношении качества звука Sopra №2 мнения пользователей будут различаться. Это выдающиеся колонки, и они явно превосходят все колонки данной фирмы, которые я слышал ранее. Кроме живого звука Sopra №2, я наслаждался ясностью во всем диапазоне частот, и в особенности на СЧ, где звучание вокала завораживало; колонки создавали убедительный эффект присутствия и звучали насыщенно, причем без потерь в детализации. Для не очень крупных АС модель Sopra №2 имела исключительно полновесные и проработанные басы. В целом же надо признать, что эта колонка является выдающейся не только за свою цену, но и вообще в любой ценовой категории. Если бы я стал обладателем Sopra №2, я очень долго не захотел бы менять их.

Состав тестовой системы

Акустика - Crystal Cable Arabesque Minissimo, GoldenEar Technology Triton One, Muraudio Domain Omni PX1, PSB Imagine T3
Предусилители - Moon Simaudio Evolution 740P, JE Audio Reference 1
Усилители мощности - Moon Simaudio Evolution 870A, Audio Research GS150
ЦАП - Moon Simaudio Evolution 650D
Компьютер - ноутбук Samsung, ОС Windows 7, плеер JRiver Media Center 20
Цифровой соединительный кабель - AudioQuest Carbon USB
Аналоговый соединительный кабель - Crystal Cable CrystalConnect Standard Diamond
Акустический кабель - Siltech Classic Anniversary 330L

При подготовке обзора использовались материалы с www.soundstagehifi.com (перевод с английского - hifiNews.RU)
Оригинал: http://www.soundstagehifi.com/index.php/equipment-reviews/890-focal-sopra-no2-loudspeakers

17.11.2015, Владимир Чернов




Оставить комментарий





<< Обзор акустических систем Sonus Faber Chameleon T || Разрыв шаблона или «классика в современной обработке» (HECO Direct) >>

Все тесты категории "Акустика"
Главная страница > Обзоры и тесты > Тесты > Акустика > Обзор акустических систем Focal Sopra №2