Обсудить на форуме

Александр Пляцевой: Жить нужно легально

Можно долго и утомительно обсуждать вопрос о «серой» продукции, но не прийти ни к чему определённому вследствие незнания ситуации, «кухни» мира электроники. Именно поэтому мы решили обратиться к Александру Михайловичу Пляцевому, президенту ассоциации РАТЭК (Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники), безусловно, профессионалу своего дела, знающему все тонкости рассматриваемой индустрии, и просто человеку, открытому к общению.


hifiNews.RU: - Александр Михайлович, есть ли «серая» и «чёрная» техника на российском рынке как таковая?

АП: - Безусловно, есть и «белая», и «серая», и «чёрная» техника. Особенно, что касается мобильных телефонов.

hifiNews.RU: - Скажите, пожалуйста, чем «чёрные» схемы отличаются от «серых»?

АП: - «Чёрные» схемы отличаются тем, что товар проходит через границу без какого-либо оформления. И Вы знаете, до сих пор такое есть.

hifiNews.RU: - А Вы могли бы назвать какие-то проценты, доли в соотношении…

АП: - Эти данные могут быть только очень неточные. Потому что знать, сколько ввозится «чёрной» техники, можно только занимаясь этим. Реально оценивая ситуацию, наши показатели, наверное, не сильно изменились за последние годы. Около 10% составляют всё-таки «чёрные» схемы. Примерно столько же – «белые». А остальное – «серое» поле. Да, такая вот печальная картина.

hifiNews.RU: - Как Вы считаете, хорошо это или плохо для страны в целом и экономики в частности?

АП: - Мне кажется, ответ очевиден. Если установлен закон, то он должен быть таким, чтобы его выполняли. Жить нужно легально.

hifiNews.RU: - Скажите, пожалуйста, что способствует, и что препятствует ввозу Hi-Fi оборудования в Россию?

АП: - Что касается Hi-Fi оборудования, плазмы, проекционных телевизоров – это как раз высокий ценовой сегмент, который имеет высокое налогообложение, и, к сожалению, данная зона является одной из проблемных. Именно здесь имеют место не «чёрные», а «серые» схемы, поскольку никто не рискует таким дорогим оборудованием. Просто складывается ситуация с занижением таможенной стоимости.

hifiNews.RU: - Как понимаю, взаимосвязь лишь с таможенной стоимостью. И всё?

АП: - С точки зрения занижения – да. Но вопрос более широкий.

Во-первых, улучшение благосостояния людей способствует увеличению покупаемости этой техники. И, безусловно, в последние годы мы это наблюдаем; идёт явный рост рынка. Во-вторых, изменение технологий, удешевление продукции. Сегодня домашний кинотеатр в одной коробке – совершенно нормальный ценовой сегмент, что также способствует получению потребителем гораздо более квалифицированного интересного продукта за меньшие деньги. Это, безусловно, большой плюс. Плазмы реально подешевели в себестоимости производства и поставках за последние годы в два-три раза. Это серьёзно. Таким образом, всё говорит о том, что на рынке – много тенденций, действующих одновременно и способствующих увеличению объёма Hi-Fi продукции, продаваемой и поставляемой на рынок.

hifiNews.RU: - Известны ли отработанные схемы нелегального провоза?

АП: - Известна механика, и она понятна. А кто конкретно и где – это, видимо, знают лучше всех те, кто этим занимается и те, кто с ними борется.

hifiNews.RU: - Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о механике?

АП: - Механика обозначилась в изменении стоимости. Например, если товарная плазма стоит три тысячи долларов, то при оформлении её могут провести как телевизор ценой 500-600 долларов.

hifiNews.RU: - Какова роль таможенной службы в организации товаропотоков через границу, в таком случае? Только ли здесь присутствуют спекуляции с цифрами или же находят иные объездные пути, помимо блок- постов?

АП: - В том, что касается Hi-Fi, этого нет. Я как раз подчеркнул дороговизну оборудования, и поэтому его не рискуют вести по «чёрным» схемам, когда четвёртая машина просто не возвращается. К примеру, пять машин едет – из них одна уходит в доход государству. Поэтому, конечно же, такими дорогими товарами не рискуют.

hifiNews.RU: - Очень много обсуждают вопрос предотгрузочной инспекции. Вы можете пояснить, почему инициатива Правительства по её введению вызывает столь сильную тревогу?

АП: - Ситуация простая. Приведу такое сравнение, лошадь везёт груз весом в тонну, а ей говорят: «Вот, ты тонну везёшь – тебе ещё сто килограммов». Это лишняя нагрузка без положительного результата. Ведь что такое предотгрузочная инспекция? Это появление ещё одного дополнительного, десятого или одиннадцатого документа при таможенном оформлении, который является обязательным, но не регламентирующим реальную стоимость, потому что нигде в законе не прописано, что такой сертификат является обязательным, – первая ситуация. Вторая: как реально сделать оценку стоимости товара на местности? Например, я везу из Китая в одной машине пять наименований товаров, которые забирали с пяти заводов. Как Вы представляете, представитель таможни должен попасть на пять заводов? Сколько это займёт времени? Или это будет пять представителей? То есть технологически сложно, затратно; и документ не является определяющим в таможенной стоимости, поскольку закон о таможенном тарифе никто не отменял. И мы понимаем, что этот дополнительный налог идёт даже не в бюджет, а в очередной раз – в частную компанию, которая будет уполномочена этим заниматься. Как видите, целый круг вопросов и проблем. И это не решает ситуацию. Почему? Например, если кто-то захочет эту ситуацию обойти – организует филиал, допустим, в Прибалтике; коррумпирует этого представителя; везёт туда весь товар из Китая; делает эти сертификаты по заниженной стоимости и ввозит товар. Вы же понимаете, что это не решает проблему. Пытаются изменить закон таким образом, чтобы деньги собирались сами. Так не бывает. Должно быть реальное таможенное администрирование, работа с импортёром. Можно и двенадцатую бумагу придумать, и тринадцатую. Если не поменять подход к администрированию, то ничего не произойдёт. Поэтому мы считаем, что эта инициатива автоматически вопрос не решит.

hifiNews.RU: - На пресс- клубе, посвящённом вопросу прямого импорта, Вы сказали, что «нужно сесть за стол, окончательно сформулировать решение и сказать государству, что мы готовы». Как Вы считаете, кто должен сесть за этот стол переговоров, и возможно ли это вообще?

АП: - Мы исходим из того, что сегодня концентрация рынка очень весома. 80% продукции на российский рынок поставляют 20 компаний-производителей, из которых, как минимум, 70% – осуществляют продажи через 10 операторов. Получается, тридцать компаний определяют политику на рынке. Есть, с кем вести переговоры. И если при этом государство будет заинтересовано навести порядок в отрасли, то, наверняка, представители исполнительной власти будут встречаться с нами и вырабатывать эти подходы. Задача – выработать согласованную политику со стороны бизнеса. Если государство пока не предложило нам адекватного механизма, давайте мы будем его предлагать. В этом случае технология in-voice от производителя нам кажется хорошей, но одновременно нужно усиливать таможенное администрирование по альтернативным схемам. Ведь в чём было основное зерно политики по ввозу продукции? Чем больше крупных компаний находится в «белом» прозрачном поле, тем проще работать и с остальными мелкими фирмами. Для этого у таможенников получается дополнительный ресурс и возможности фильтровать не всё, а именно те зоны, которые являются проблемными. Объективно: электроника не самый тяжёлый рынок.

hifiNews.RU: - Таким образом, в диалоге с государством инициаторами должны быть в первую очередь производители, компании, занимающиеся дистрибуцией – во вторую?

АП: - Наверное, здесь не очень правильно расставлять очерёдность. Пока производители не начнут разговор – все остальные должны ждать? Инициативна может быть и компания, и производитель, и государство. Идеально, когда у всех есть желание добиться результата. Сегодня мы видим, что оно есть у крупных игроков, работающих на российском рынке. И причина понятна – им нужны правила игры, которые бы выполнялись. Ведь чем мельче компания, тем проще ей маневрировать со всякими таможенными вопросами. Рынок, в свою очередь, консолидируется, и крупные игроки являются не столько союзниками государства, сколько инициаторами легализации, потому что страдают в первую очередь.

hifiNews.RU: - Если обратиться к 727 приказу, каким образом «сами участники вполне могут провести собственную экспертизу» на предмет благонадёжности компаний, включённых в работу? Считаете ли Вы это нормальным? Да, участники рынка хорошо знают друг друга, и, как мы сказали, концентрация рынка очень высока, однако, данную процедуру можно рассматривать как самосуд?

АП: - Это саморегулирование. Государство должно это понимать и помогать нам.

hifiNews.RU: - Отчего компании-производители слабо представлены на российском рынке?

АП: - Сегодня для этого нет экономической возможности. Околотаможенные компании могут поставлять продукцию на рынок на 10% дешевле за счёт «серых» схем. Соотношение является критическим и не даёт возможность «белым» схемам превалировать. Таким образом, сегодня производителю быть представленным на рынке по прямому импорту пока экономически не выгодно.

hifiNews.RU: - А российскому дистрибьютору выгоден прямой импорт?

АП: - Безусловно, потому что ввоз через границу – это техническая операция, к сожалению, превратившаяся в нашей стране в околотаможенный бизнес. Если её возьмёт на себя производитель – торговая компания только выиграет. Она не будет замораживать деньги, покупая товар, например, в Финляндии, везя его через границу, тратя деньги на пошлины, рискуя чем-то и т.д. Представьте, производитель сам привезёт товар на склад где-то в Москве или Новосибирске, например, и будет отпускать товар торговым компаниям со склада, то можно видеть уменьшение издержек, увеличение оборачиваемости, уменьшение нагрузки на персонал. Если бы прямой импорт не был экономически выгоден, его не было бы во всём мире. Мы просто отстаём в этом вопросе. Причём нужно понимать, что прямой импорт – просто технология ввоза продукции, а не ноу-хау. Закономерно, когда этим занимается производитель. Он её изготовил; запросил у торговых компаний, сколько им нужно товара; привёз на российский рынок и отпускает за рубли с российского склада. Идеальная ситуация и для оптовика, и для розничной компании.

hifiNews.RU: - Подводя черту, Вы можете по приоритетам расписать, какие шаги следует предпринять в первую очередь для легализации рынка и устранения «серого» импорта?

АП: - Это многофакторная задача, поскольку одной из проблем нелегального рынка является и то, что пошлины на нашем рынке товаров и НДС в купе очень высоки. В других странах нет такого уровня фискальной нагрузки. Треть от стоимости товара – это пошлины. Однозначно, снижение налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин благотворно скажутся на легализации рынка, на общем поступлении собираемых платежей в бюджет. Это стратегическая задача.

Второй момент, безусловно, усиление таможенного администрирования. Причём по всем направлениям: это и диалог с производителем, и диалог с дистрибьютором, это и контроль на внутреннем рынке, и контроль оформления, это и электронное декларирование товаров, – комплекс проблем. И я думаю, очень важным моментом является постановка неких плановых ориентиров. Не по рынку в целом, а по конкретным товарным группам. Ведь если нет количественных показателей – очень трудно измерить качество работы. обсуждая объёмы контрабанды, мы же на цифры хотим смотреть, правильно. Почему-то таможенные органы не очень много об этом говорят. Хотелось бы открытой дискуссии с бизнесом, чтобы они легко могли дать комментарий по товарным группам. Другая часть работы – это сверка экспорта и импорта. Например, экспорта из Китая с импортом в Российскую Федерацию. Мы знаем, получено положительное решение о предоставлении со стороны Китайской Народной Республики данных об объёме поставок на РФ. Я считаю, это большое достижение в деле легализации. Когда мы начинаем говорить о цифрах, то многое становится понятно и ясно. И, представьте, узнав объёмы экспорта на Россию с китайской стороны, в Минэке (Министерство экономики – авт.) пришли в ужас, потому что расхождения очень и очень значительные – миллиарды долларов. В том числе, во многом за счёт одежды.

hifiNews.RU: - На пресс- конференции, посвящённой подведению итогов работы ФТС за 2004 год, Александр Жерихов сказал, что «пока есть таможня – будет и контрабанда». Вы могли бы это прокомментировать?

АП: - Безусловно. На мой взгляд, он имеет в виду, что до тех пор, пока необходимо собирать пошлины, пока эта планка достаточно высока, как бы ни старались таможенные органы, всегда будет контрабанда. Она есть во всём мире. Вопрос только в одном – уровень. Если мы возьмём Германию: точных цифр не знаю, но уверен, что это не больше десяти процентов по любой, даже самой сложной позиции. Если мы возьмём Россию, здесь обратная картина – только 10% ввозится легально.

hifiNews.RU: - Что бы Вы хотели отметить в завершение нашей беседы?

АП: - Я бы хотел отметить, что в разговоре о Hi-Fi продукции, безусловно, есть особенности. На сегодняшний день производители вряд ли будут открывать свои представительства самостоятельно. Наверняка это будут делать через уполномоченные компании, проверенных старых дилеров, с кем они работали, – дистрибьюторов, получивших эксклюзивные права. По сути своей они и будут выполнять функции представительства. И брать на себя всё то, о чём мы с Вами говорили: и поставку, и продажу, и оформление, и т.д.; на мой взгляд, это вполне нормальная и закономерная ситуация. И я не вижу здесь никакого противоречия.

Александр Михайлович Пляцевой, президент Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК)

Родился 26 июля 1966 года в селе Патакино Камешковского района Владимирской области, в семье сельских интеллигентов – мать врач, отец учитель.

В 1983 году поступил в 1-й Московский медицинский институт им. Сеченова, который закончил в 1988 году по специальности терапевт.

Имеет двоих детей.

Опыт работы:
  • 2000 - по н/в  − Президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК)
  • 1992 - 2000  − Основатель и Президент компании «ДИАЛ Электроникс»



  • Оставить комментарий





    ||


    Главная страница > HI-FI Профи > Репортажи и интервью > Александр Пляцевой: Жить нужно легально