Всеми доступными средствами российская таможня пытается показать, что начала жесткую борьбу против нелегального ввоза и вывоза товаров. С прошлого года вводятся серьезные поправки, и в законы страны, и во внутренние уставы. Что же изменила и что планирует изменить ФТС?
Восемь таможенных постов со второго полугодия 2004 года перешли на электронное декларирование. Новшество позволяет снизить количество времени, затрачиваемого на эту процедуру. В наступившем году планируется довести число таких постов до 56. Принцип работы электронного декларирования: таможня дает «зеленый свет» тем бизнесменам, кто заранее предоставляет информацию о грузе, который планируется к перевозке. Это сокращает время пребывания товара на «растаможке».
По словам представителей ГТК, выделение специализированных постов позволит более эффективно контролировать соблюдение импортерами таможенного законодательства и, таким образом, сократить количество «серого» импорта. «Меры направлены, прежде всего, на поддержку «белых» импортеров,- заявил начальник главного управления организации таможенного контроля Анатолий Галактионов, - Никаких проблем у добросовестных участников рынка не возникнет. Более того, их затраты на оформление сократятся в два раза».
Руководитель ФТС России Александр Жерихов сообщил, что за 11 месяцев внешнеторговый оборот возрос на 34% - только за счет введения современных информационных технологий.
Он напомнил о вступлении в силу с 1-го января 2004 года нового кодекса "О местах декларирования отдельных видов товаров". Суть его состоит в том, что определяется два места таможенного оформления бытовой техники и электроники, которая ввозится в Московский регион автомобильным транспортом - Бородкинский таможенный пост Центральной акцизной таможни и Вашутинский таможенный пост Московской северной таможни. Приказ не распространяется на другие регионы России и на оформление товаров, ввозимых железнодорожным транспортом. Представители ГТК не видят препятствий для оформления всего массива товаров данной группы на двух таможенных постах вследствие проведения большой предварительной работы. По словам Анатолия Галактионова, необходимость упорядочения мест декларирования обусловлена отношением бытовой техники и электроники к группе риска. Однако именно эти товары обеспечивают значительную часть таможенного бюджета. Таким образом, - отметил Александр Жерихов, - предприняты дальнейшие шаги по легализации рынка, произошли изменения в таможенном администрировании.
В свою очередь, участники рынка сомневаются, что два поста сумеют справиться с потоком товара, когда у поставщиков начнется «высокий сезон». Впрочем, помимо этой проблемы, бизнесмены ожидают и увеличение издержек таможенного оформления, согласно новым правилам. «Появление искусственных ограничений при таможенном оформлении ведет к появлению на рынке игроков, способных диктовать свои условия остальным участникам рынка, - считают в одной из компаний, импортирующей технику в Россию. - Первыми от этого выиграют таможенные брокеры, работающие на этих постах, несмотря на их заверения о том, что цены на оформление не будут повышены ни на цент. Новые расценки брокеров суммируются со стоимостью «белой» очистки, и это должно отразиться на ценниках розницы уже в начале марта».
Между тем, Александр Жерихов заявил 25 января на пресс-конференции, что в этом году таможня намерена особенно ожесточенно бороться с коррупцией в рядах своих служащих. Одна из основных задач – «прозрачность» ФТС и искоренение субъективных факторов при оформлении таможенной регистрации. Он подчеркнул, что правовое поле будет выравниваться.
По словам представителей ГТК, ежемесячно в Москве и области таможню проходят около 5 тыс. машин с бытовой техникой. Таким образом, в среднем каждый из двух таможенных постов ежедневно пропускает более сотни машин. При этом, согласно новому Таможенному кодексу, срок оформления не должен превышать трех дней. Гендиректор компании "Национальный таможенный брокер" Игорь Меркулов сказал, что терминал "Лесной" (таможенный пост Бородкинский) способен оформлять около 200 машин в день. Правда, если они проходят «растаможку» по упрощенной процедуре. Но компаний, работающих по этой схеме, по словам представителей ГТК, пока всего 18. Всем остальным, а их подавляющее большинство, в период массовых поставок придется нести потери, связанные с простоем на таможне. Что касается «серого» импорта, то, по мнению импортеров, заметного сокращения не произойдет. «Те, кто ввозил «всерую», будут делать это и дальше,- заявил один из импортеров.- Они просто перерегистрируют компании в другом регионе и будут растаможивать товар там».
Кстати, по поводу изъянов в новых таможенных законах Александр Жерихов философски отметил: «100% гарантий никто не может дать. Пока есть таможня – будет и контрабанда». Относительно заторов во время «высокого сезона», он привел в пример слова руководителя польской таможни: «Мы тоже думали, что так будет, но... произошло чудо! Сейчас работа ладиться и все происходит на высшем уровне».
Что касается иностранных импортеров техники, то большинство из них, еще в том году поддержали новые шаги российской таможни и оценили стремление России сделать рынок «белым», выразив желание содействовать этому.
Однако существует проблема оценки товара на границе. Предприниматели часто упрекают таможенные органы в том, что своими письмами они устанавливают минимальные, фиксированные цены на определенный груз. Этот вопрос ФТС пытается решить посредством все того же электронного декларирования. В режиме он-лайн будет определяться стоимость того или иного товара из заранее созданной базы.
Вместе с тем, отмечу, что в минувшем году глава МЭРТ РФ Герман Греф выступил с критикой в адрес системы оценки таможенной стоимости товаров в рамках электронного декларирования. «Мы не преуспеваем с тем, чтобы сделать электронную систему реальным инструментом управления», - сказал он. По его словам, систему электронного декларирования необходимо переделать, чтобы иметь возможность достоверно определить стоимость каждого ввозимого товара. В качестве примера Г.Греф сообщил, что при использовании существующей оценки таможенной стоимости груза имеются факты, как занижения, так и завышения его реальной стоимости.
Каков же будет результат от новшеств, веденных ФТС? Имеют ли они смысл в аспекте борьбы против «серого» импорта? Вопросы остаются. Как ни прискорбно и производителям, и импортерам, и потребителям остается только ждать - ответы даст время. А пока придется смириться с тем, что «пока есть таможня – будет и контрабанда».
|
Оставить комментарий