Индустрия нарастающими темпами приобретает всё большую концентрацию. И каждый работает ради собственной выгоды. Да, есть «серый» рынок. А я продаю, пока покупают, и стараюсь избегать навязчивых вопросов о нелегально ввезённой продукции. Так дешевле.
Серая продукция. Уже столь привычное словосочетание для нашего уха идёт на компромисс и с властью, и с «честным» бизнесом. Как ни странно, никого это не смущает. Пожалуй, даже, наоборот, случись по-иному, многие бы сильно удивились, не зная, на что и думать: то ли революция свершилась (в умах сознательных граждан, конечно), то ли мир встал с ног на голову (что, в принципе, применительно лишь к людям, не особо сетующих на справедливость бытия).
Ранее, до того, как пришлось взяться за написание данного материала, в моём представлении рисовалась картина «недобросовестного перевоза техники через границу». Поискав некоторое время в Интернете – и не найдя, впрочем, точного определения, было принято решение обратиться к самим участникам рынка.
По словам Юрия Сержантова, начальника отдела инсталляционного оборудования A&T Trade HI-FI, HI-END & CAR STEREO, определение для «серого» Hi-Fi одно – это оборудование, которое ввозится в обход официальных каналов поставщика. Однако точных данных относительно доли подобной техники на российском рынке он дать не смог. «Всё зависит от бренда и конкретно рассматриваемого рыночного сегмента. Если мы говорим о каких-то DVD-плеерах той или иной фирмы – это одна цифра, рассматривая проекторы другой компании – иная. В случае дорогих эксклюзивных проекторов, уже третья ситуация. Я думаю, требуемый процент никто подсчитать не может, поскольку в нашей стране нет развитой системы исследований в принципе,– нет компаний, которые могут настолько точно указать уровень ввозимого «серого» оборудования, так как это делает IDC, допустим, в Европе или Америке», – говорит Ю.Сержантов.
Но так ли страшен чёрт, как его малюют? И так ли плоха «серая» продукция? Что она вообще из себя представляет?
С потребительской точки зрения, «серяк» не всегда отличается по качеству от «белого» продукта. Как утверждает Юрий Сержантов, всё дело в том, что «подчас «серое» оборудование ввозится из Соединенных Штатов и не является сертифицированным хотя бы потому, что оно 120-тивольтовое. И, соответственно, пользователь покупает его на свой страх и риск. Другой вариант «серого» оборудования, ввозимого из Европы, – которое не поддерживается гарантией официальных поставщиков здесь в России. И чем оно дороже и сложнее, тем это большая проблема для покупателя. Вот и всё. Вам же не очень хочется к 120-тивольтовому продукту покупать ещё трансформатор, который весит килограмма три – здоровенная коробка – и подключать его в сеть?».
Пожалуй, здесь стоит отметить пару особенностей. Из Штатов «серое» оборудование завозится большей частью потому, что оно там дешевле. А проблема подключения либо не возникает вовсе, когда аппарат имеет блок питания с широким диапазоном работы (110-250 В), либо – это 90% случаев – перед вами становится целый ряд несоответствий, но несколько иного характера. Они будут заключаться, в первую очередь, в неприменимости оборудования к российским условиям: не будет поддерживаться российский стандарт цветности; вообще, к примеру, плазменный телевизор не сможет принимать никакой канал, если ТВ- приёмник не рассчитан на наш диапазон волн, и т.д. Но это, повторюсь, в применении к технике, не универсальной, а специализированной на американский рынок.
«В экономическом плане, – отмечает Евгений Борисов, специалист по рекламе и маркетингу компании TOSHIBA SINGAPORE PTE LTD, – нелегально завезённое оборудование дестабилизирует «белые» схемы». Хотя он не считает, что она всегда худшего качества, с технической точки зрения. «Просто, когда человек покупает «серый» продукт – он не застрахован на случай поломки. И если вдруг есть какой-то дефект, его не устранят в гарантийном сервисе. Грубо говоря, в случае с «серяком» человек может «влететь» сразу на всю сумму; с «белым», естественно, есть как бы запасной парашют: если продукт ломается, то его починят, поскольку он сертифицирован, «обелён» и сервисный центр имеет к нему запчасти. Поэтому в экономическом плане «серое» оборудование подрывает устои, но, с технической точки зрения, оно не многим хуже «белого». Просто это модели, сделанные для других рынков, само собой мы говорим не об абсолютно «левых» изделиях».
Правильные слова, однако, согласитесь, купить «серый» продукт значит сэкономить, как минимум, 10% от его стоимости. При этом вероятность поломки оборудования – заводская – порядка одного процента. Более того, многие компании, занимающиеся реализацией «серого» оборудования, реализуют полный комплекс послепродажных услуг. В том числе и его ремонт. Редкий производитель исключает возможность, что его продукция иногда ввозится «серым»…Подобная статистика есть, но мало кто может оперировать цифрами.
Даже невооружённому взгляду будет видно, что настоящий рынок электроники и Hi-Fi оборудования чётко разделен на отдельные компоненты. Конечно, не секрет, что, интегрируясь, компании сокращают свои риски, глобализируясь – прямые затраты. Коммерческая логистика всё больше набирает обороты. И пусть каждый из нынешних «продавцов» собаку съел на транспортных издержках, добровольно отказаться от снижения оных – игнорируя слияние структур в единый консолидированный капитал – думаю, вряд ли кто осмелится.
Затронув вопрос «серого» импорта в беседе с Александром Кабановым, председателем совета директоров компании МИР, мы пришли к заключению, что, «зайдя на любой рынок или даже в салон, вы очень удивитесь количеству несертифицированной продукции».
Для большинства эти простые истины очевидны. Однако мы усиленно делаем вид, будто ничего не происходит. Что с нами? Да, рынок нарастающими темпами приобретает всё большую концентрацию, принцип рюмки как нельзя лучше применим для российской действительности. Бизнес есть бизнес. Конечно, если мы говорим об этой реальности. И каждый работает ради собственной выгоды. Да, есть «серый» рынок. Есть и «чёрный». А я продаю, пока покупают, и стараюсь избегать навязчивых вопросов о нелегально ввезённой продукции. «Я не владею этой информацией… Вне зоны моей компетенции… Вам лучше отправить запрос в Таможенный Комитет…» Вот самые «милые» ответы респондентов. И дело не в том, что им всё равно. Просто данный вопрос их волнует ровно настолько, насколько мешает развитию бизнеса. Видимо, у нас в крови: меня никто не трогает – я никого не трогаю. И ничего с этим не поделаешь. К сожалению. А может, и к счастью.
|
Оставить комментарий