На абордаж!
Причины, понуждающие миллионы россиян покупать пиратскую аудио- и видеопродукцию, не так однозначны, как это кажется на первый взгляд. В самом деле, все мы знаем, что красть нехорошо. Приходя в супермаркет, подавляющее большинство людей оплачивает взятые с полок продукты. Почему же за музыку и фильмы потребители так неохотно платят цену, которую запрашивает легальный продавец?
Конечно, одной из причин стремления покупать пиратскую продукцию можно назвать недостаточно развитое правовое сознание. И все-таки, не ставя под сомнение противозаконность пиратского тиражирования записей, нельзя не отметить, что нередко пиратство связано и с маркетинговыми просчетами компаний, выпускающих аудио- и видеопродукцию. Попробуем разобраться в причинах, почему нередко даже вполне законопослушные и обеспеченные граждане становятся покупателями пиратской продукции.
Не только для поклонников
Простейшим видом пиратства является копирование диска один-в-один. Современное оборудование позволяет пиратам копировать диски с качеством, не отличающимся от оригинала. Но вот на чем пираты точно экономят, так это на упаковке, отсутствии буклета и т.п. вещах, которые, если смотреть правде в глаза, большинству потребителей и не нужны. Конечно, самые преданные фанаты того или иного исполнителя захотят купить коллекционное издание его альбома в красивой коробке, с буклетом. Люди, серьезно интересующиеся творчеством какого-либо режиссера или актера захотят купить его фильм в красивом оформлении, может быть, в издании на нескольких DVD с большим числом бонусов. Но много ли народу столь серьезно увлекается музыкой и кино? И много ли сейчас создается песен или фильмов, которые бы продолжали вызывать интерес хотя бы через год после своего появления?
Идея выпуска недорогих вариантов изданий CD и DVD для тех, кому оформление коробки, наличие буклета, бонусов и т.п. не важны, хотя и не сразу, но все-таки овладела сейчас умами мультимедийной индустрии. Представитель «среднего класса» вполне может себе позволить покупать лицензионные CD за 100 – 150 рублей и лицензионные DVD за 200 – 300 рублей. Появление такого предложения стало мощным ударом по пиратам на этом сегменте рынка. А настоящие поклонники могут поддержать своих кумиров рублем, покупая дорогие издания.
Некоторые любят посвежее
У кинокомпаний есть четкий график выхода фильмов и релизов на DVD по всему миру. В России только начинается показ фильма в кинотеатрах, а в США уже можно купить легальный DVD с ним. Конечно, сейчас ситуация меняется, и уже не редкость, когда российская премьера фильма проходит одновременно с мировой. Но пока это скорее исключение из правил. Вот почему люди, увлеченные кино, даже если у них есть средства даже на дорогое подарочное издание, зачастую приобретают пиратскую копию американского релиза, только потому, что он вышел раньше. Есть еще более оперативный вариант – так называемая «тряпичная» копия, снятая видеокамерой с экрана на предпремьерном показе, но это уже для отъявленных киноманов, которым главное – раньше всех узнать сюжет новой картины.
Преимущество пиратских копий американских релизов не только в их оперативности. Лицензионные диски сейчас, как правило, выпускаются на российский рынок с дубляжом. Если это мюзикл, то вместо оригинальных западных исполнителей (зачастую звезд первой величины) могут петь на русском языке наши певцы. Кому не нравится дубляж – можно перейти на оригинальную звуковую дорожку, но она идет по-английски и тут нужно хорошо знать язык, чтобы понимать что к чему. А вот пираты делают синхронный перевод. В результате можно услышать и вокальные партии и даже оригинальную речь западных актеров и при этом все понять. Кроме этого, в среде обладателей высококачественной аппаратуры весьма распространено мнение, что записи на легально поставляемых в Россию DVD получены путем конвертации видео из американского телевизионного стандарта NTSC в PAL и что при этом преобразовании может снижаться качество изображения. Эта легенда так же подталкивает вполне обеспеченных людей к покупке пиратских копий американских релизов, записанных в NTSC.
Если бы кинокомпании проявляли больше интереса к чаяниям разных слоев пользователей, то, глядишь, и появились бы у нас в продаже легальные диски с синхронным переводом, а, может быть, и записанные в NTSC (хоть там на самом деле и меньше строк, чем в европейской системе PAL). И тогда пиратам стало бы не так уже вольготно.
Сжатие записей
Плееры на флэш-памяти и жестком диске завоевали огромную популярность благодаря своей компактности и возможностью хранить в своей памяти десятки часов музыки. Производители автомобильной аппаратуры отказываются от CD-чейнджеров, поскольку в формате MP3 на один CD можно записать до 10 часов музыки. Проблема лишь в том, где брать простым пользователям записи в формате MP3. Скачивать из Интернета? Но широкополосный доступ есть далеко не у всех. Конвертировать треки с CD? Для этого нужно иметь определенные навыки работы с компьютером. Значит, нужно покупать записи в формате MP3 на CD. Так вот, легальные производители очень редко выпускают CD с MP3-записями. Большинство предложений на этом сегменте рынка являются пиратскими. Причем для многих дисков просто не существует легального аналога. Вот и получается, что для заполнения памяти плеера волей-неволей приходится покупать пиратскую продукцию.
Пираты, у которых часть рынка DVD отобрали легальные производители, не стоят на месте и освоили новую нишу. Огромной популярностью сейчас пользуются пиратские сборники, в которых на один DVD записано до 10 фильмов. Да, качество, конечно, не очень высокое. Но зато удобно для тех, кто берет с собой в дорогу портативный DVD-плеер. Не нужно тащить с собой целую сумку с DVD, достаточно одного-двух дисков. Для маленького экрана качества вполне хватает. Остается только недоумевать – почему эту тенденцию проглядели легальные производители?
Сейчас все большее распространение получают портативные мультимедиа-плееры на основе жесткого диска. Они используют форматы DivX или MPEG-4. Прилагаемое к плееру программное обеспечение, как правило, не позволяет осуществить конвертацию записей на DVD в данные форматы. Этому противится киноиндустрия. Продвинутые пользователи компьютера, конечно, без труда найдут на стороне программу, которая позволит отконвертировать DVD. А те, кто не столь хорошо разбираются в компьютерных технологиях, пойдут и купят диск в формате DivX, с которого можно беспрепятственно копировать в память мультимедиаплеера. Только диск этот, скорее всего, будет пиратским, поскольку легально в формате DivX издается очень мало фильмов.
Выводы
Пираты не только предлагают покупателям более дешевые диски, но и осваивают ниши рынка, которым легальные производители не уделяют внимание. Поэтому эффективность борьбы с пиратством будет зависеть не только от действий законодателей и правоохранительных органов, но и от того, насколько гибко легальные производители будут реагировать на покупательский спрос.
Алексей Васильев
Пиратство в интернете Механика звука||
Оставить комментарий