Обсудить на форуме

Механика звука

За последний десяток лет развитие техники стало напоминать гонку вооружений, а новости — сводку с места боев. Никогда еще в истории человечества такое количество изобретений не приходилось на столь краткий период развития. Мы уже привыкли к тому, что нас производители почивают инновационными продуктами, что зачастую, принятие решения «купить сейчас или подождать новой версии» превращается в пытку, мы боимся потерь из-за удешевления или появления новой линейки продуктов с еще большими возможностями.

Однако, технический прогресс в акустических системах не так заметен, хотя безусловно он есть. Тем проще для покупателя, ему не надо гнаться за некими цифрами, аналогично мегапикселям и мегагерцам в цифровой технике (благо, гонка «фальшивых» киловатт затронула лишь дешевых китайских производителей). Как замечает Владимир Морковник: «Я в последнее время вообще редко слышу о каких-то значимых инновациях в акустике. То, что анонсируется сегодня, имеют либо какие-то грандиозные масштабы, как следствие, далеки от реализации, или требуют смены целой эпохи, как это происходит с HD. В акустике сегодня существует огромное количество идей и подходов, что та или иная реализация их будет происходить еще не один десяток (!) лет. Обусловлено это, в первую очередь тем, что модельный ряд акустики меняется у любой фирмы гораздо реже, нежели электронные компоненты.

Тенденция по внедрению серьезных технологий в относительно доступные (бюджетные) системы все же прослеживается, как использование продвинутых конструкций динамиков или состава диффузоров. На мой взгляд, дешевеющие в реализации технологии прямиком идут в производство. Правда, дорогостоящая классика, требующая дополнительных физических и материальных усилий, та, что не видна на прилавках супермаркетов, вот она-то страдает и, зачастую, переходит в еще более дорогие сегменты, где и находит своего клиента. Какие-то супер экзотические системы, к примеру, контрапертурная акустика, электростатическая, открытая и подобная, как была в области недоступного Hi End класса, так там с уверенностью и гордостью пребывает».

Кстати, вспомним, что буквально пару лет назад аналитики отметили рост продаж стереосистем, что связывали с некоторым падением цен на качественную акустику, а также техническими усовершенствованиями. Этот факт отмечает и Максим Куприянов: «На сегодняшний день наблюдается возврат к классическим двухканальным системам. Абсолютно заново выстраиваются линейки акустических систем и электронных компонентов, в начальной и средней ценовых категориях, производители предлагают более широкий спектр моделей. Акустика стала более интересной в плане конструкции и звучания. Инженерные решения, которые ранее встречались только в дорогих системах, теперь появились в более бюджетных решениях».

Однако, все отмечают, что качественная акустика не может быть дешевой. На эту тему правильно высказался Сергей Клобуков: «Появление недорогой, но качественной активной акустики — это вообще социальная проблема, мало связанная с техникой и технологией: в эпоху капиталистического товарного производства понятие «качественный» означает «дорогой»». Виталий Нечаев также отметил: «Говорить о доступности Final для потребителя, как о важнейшем параметре нет смысла. Самые доступные электростатические динамики стояли в музыкальном центре Sony в середине 90-х годов, но кто сейчас вспомнит о них?». Однако, компаний перебравшийся в средний ценовой сегмент немало, как написано выше, причины тому снижение цен на материалы и некоторые технологи. Стоит обратить внимание, что ряд крупных фирм всегда придерживаются «срединного» места, как та же Yamaha. «Японская компания Yamaha не пытается работать в сегментах супермассового спроса, по той причине, что на этом рынке для производителя качество, под прессом тенденций и требований массового рынка, сдвигается на второй план, — комментирует Владимир Морковник. — Если следовать принципам создания качественного продукта, желательно еще иметь многолетний опыт, то можно неплохо чувствовать себя и на современном рынке.

Конечно же, учитывать тренд массового рынка необходимо, но из всего революционного в мире техники необходимо выбирать наиболее перспективные технологии, где можно сказать свое слово, сделать эту технологию, продукт еще более интересным и уникальным. При этом Yamaha не пытается создавать супердорогие имидживые модели, так как считает, что любой покупатель со средним достатком должен иметь возможность прикоснуться к настоящему качеству и оценить его». Однако основные прорывы все же «оккупировались» в зоне Hi End, к примеру, бескорпусная акустика JAMO R-909 собравшая все мыслимые награды в разных странах. Как прокомментировал Сергей Клобуков: «Феномен JAMO R-909 не в том, что его в принципе нельзя повторить на более низком ценовом уровне. Просто, качество звучания слишком сильно зависит от мелочей, как говорят — дьявол прячется в деталях. Если бы самолеты делали на автомобильных заводах, лайнеры просто не смогли бы взлететь — совсем другая культура производства».

Одним из заметных «мест» прогресса за последнее время стало появление различных материалов для мембран динамиков, о чем хорошо сказал Сергей Клобуков: «Материаловедение — как наука о новых (и незабытых старых) конструкционных материалах в акустике работает на все 100%. Не удивлюсь, если завтра хваленые нанотехнологии будут использованы и в «нашем хай-файном» деле, как не удивляюсь сегодня березовому диффузору JVC». Конструкция самих динамиков претерпела изменения, так неодимовые магниты сейчас можно встретить даже в наушниках для MP3 плееров, а раньше ими оснащались лишь модели высшей ценовой категории. Не говорим уж об литых корзинах, шелковых и алюминиевых твитерах (только берилий и алмаз не выходят на средний рынок по причине высокой изначальной цены материала), округлых корпусах — всем том, что работает на благо звука. Заметьте, перечисленные новшества в массовых моделях появились буквально за последние пять лет.

Каждый производитель старается еще улучшить существующие модели, и практически каждое обновление линейки сопровождается словами об измененных конструкциях динамиков. Например, Владимир Морковник отмечает: «Оригинальные диффузоры — это особая гордость Yamaha. Многие визуально не видят разницы с другими системами, однако состав и свойства этих динамиков уникальны. Они разработаны в специальной лаборатории, изготавливаются методом инжектирования различных материалов от магния до индийской слюды. Твитеры имеют неповторимую конструкцию, когда звуковая катушка наматывается прямо на загнутые края мембраны (DC технология), максимально облегчая конструкцию». Кстати, подобные описания динамиков (не такие же технически, но такие же по насыщенности уникальных решений) можно встретить практически у каждой уважающей себя Hi-Fi компании. И, как тоже отмечает Владимир Морковник, корпуса можно сделать более качественными, без использования дорогих технологий, грамотно стыкуя панели, тщательно подбирая лаки и сам материал кабинета.

Теперь немного затронем тему «перед» акустикой, а точнее усилители. В аналоговой части никаких изменений за последнее время не произошло, разве что качественные материалы стали подешевле, да конструирование схем сейчас более разумное (особенно учитывая строгие требования к габаритам, предъявляемые потребителями). Однако, последнее новшество — цифровые усилители из-за магического слова «цифра» обратили на себя внимание. Но здесь стоит развеять миф, так называемую «подмену понятий». По сути «цифровой усилитель» имеет малое отношение к цифре, как мы привыкли ее считать. Это попросту усилитель импульсов (техническое наименование ШИМ — широтно-импульсная модуляция), которые подаются на него, и не стоит их путать с ЦАП (цифро-аналоговыми преобразователями), где на входе реальный цифровой сигнал. Конечно, ШИМ-усилитель, по идее может иметь кратчайший путь сигнала из цифры в акустическую систему, да только проблем с ними пока не мало. Здесь уместно привести комментарий Владимира Морковника, он начинает историю с сабвуферов (ведь не секрет, что именно в них сейчас повсеместно используются цифровые усилители): «Цифровой усилитель в сабвуферах уместен, поскольку обеспечивает такое же качество, как и аналоговый. Однако основная причина в том, что сабвуфер оперирует очень низким и сравнительно узким диапазоном частот. Yamaha сама производит чипы цифровых усилителей, которые используются даже другими фирмами. Правда, с момента их появления компанией было четко определено их назначение: малогабаритные Slim системы, DVD-ресиверы в комплектах «все в одном», звуковые проекторы, усилители в мультирумных системах, то есть там, где небольшие габариты, малый нагрев и высокий КПД имеют приоритет. Был даже произведен цифровой усилитель класса Hi End под названием MXD1, который ясно дал понять, что цифровой усилитель с качественным звучанием — очень дорогое удовольствие и далеко не всем под силу.

Попытка внедрить эти технологии в классические компоненты закончилась полным фиаско у таких фирм как Sony, Panaconic, Pioneer, которые делали стратегические ставки на цифровое усиление. Yamaha тоже в угоду рынку выпустила пару моделей ресиверов RXSL80 и RXSL100, но малогабаритный корпус был его единственным преимуществом, по отношению к стандартным компонентам. Минусы же очевидны — ущербная коммутация ввиду малых геометрических размеров и не самое качественное звучание. Тем не менее, эти модели были довольно таки неплохи, по крайней мере, по основным критичным параметрам — частотный диапазон и гармоническим искажениям. С другой стороны это дает уверенность, что технология сохранится, и будет использоваться там, где необходима, к примеру, в звуковых прожекторах и мультирумных системах. Но смысла делать цифровой усилитель в ресивере стандартного размера нет». О том же говорит и Сергей Клобуков: «Цифровые усилители с успехом обслуживают не только классическую акустику в домашних мини-кинотеатрах, они хорошо работают в инсталляционных системах (потребляющий мизерные токи блок ставится прямо с динамиком, например в потолок или в стену), в автозвуке».

Заканчивая нашу тему, хотим обобщить все доводы уважаемых экспертов, выступивших с комментариями в этом материале, в некое общее видение рынка акустики. Здесь нет никаких «закавык», рынок достаточно стабилен, и не стоит ожидать каких-то революций. Если вам нравится система, не думайте, будто в следующем году она настолько устареет, что придется ее выбросить на свалку. В тоже время разработчики уже научились делать хорошую акустику и в малых корпусах, значит внешний вид не вступает в конфликт с качеством звучания, как то было раньше. Правда, помните, мода скоротечна, поэтому главный «цензор» — это ваши уши.

Александр Борисов




Оставить комментарий





||