Наш корреспондент, Владимир Елбаев, беседует с техническим экспертом департамента аудио-видео техники Московского представительства Toshiba Singapore PTE Ltd. Владимиром МАКСИМОВЫМ
HiFiNews: - В середине 90-х появились публикации об излучающем люминесцентном дисплее, в контрольных и приборных дисплеях применялись его разные вариации LED, OLED, PLED, FED, но действительно серьезный интерес в индустрии возник только сегодня - с выходом на «большой экран». Масла в огонь подлила новость о разработке «Тошибой» нового типа дисплея для домашнего кинотеатра. Можно ли считать самоизлучающий дисплей (SED или Self Emitting Display) революционным?
ВМ: Время покажет, революционный он или нет. Во всяком случае, он - первая промежуточная технология между традиционным кинескопом и жидкими кристаллами (ЖК или LCD). В нем соединились разработки по поверхностной проводимости фирмы Canon, известной своими копирами и фотокамерами, и разработки Тоshiba, известной своими кинескопами – одними из лучших в мире.
Из конкурентов могу назвать только Samsung, чьи аналогичные исследования в области «карбоновых трубок» давно прекращены.
Epson продвигает на рынок люминесцентный полимер, который (по ассоциации с принтером) распыляется движущейся головкой в виде светящихся точек. Это слишком дорогая технология для домашнего экрана.
Аналогичное направление на Philips интересно для проекторов, но не для плоских панелей. Основной недостаток их дисплея – очень малый ресурс в полторы тысячи часов.
HiFiNews: - Вытеснит ли SED из производства другие, прежние типы плоских панелей?
ВМ: Для SED заявлены очень большие диагонали. В декабре прошлого года была представлена беспрецедентная опытная модель 57 дюймов, в сентябре она прошла доработку и в 2005 году поступает в производство с максимальной загрузкой еще через год.
Пока трудно сказать, какой сегмент рынка займут новые дисплеи, но в категории 60 дюймов конкурентов им не будет: большая плазма и ЖК обходятся слишком дорого, проекторы отстают по яркости и удобству (состоят из непривычно разнесенных элементов).
Ясно, что для категории маленьких экранов (42 или 20 дюймов) SED – пока еще cлишком дорогостоящая технология.
HiFiNews: - Специалисты утверждают, что матрицу для плоских экранов сегодня практически поставляют только три изготовителя: Mitsubishi…
ВМ: … Hitachi, Samsung, LG. А Tоshiba создала уникальную низкотемпературную матрицу, которая позволяет получить высокое разрешение. ЖК- матрицы Toshiba используются в наладонных компьютерах, сотовых телефонах, ноутбуках.
HiFiNews: - SED – это что, реабилитация кинескопа? Выходит, он был не так плох?
ВМ: Он и не плох, к сожалению или к счастью. Никакие плоские панели пока не могут превзойти кинескоп по части качества изображения.
HiFiNews: - Почему тогда кинескоп не в почете, его буквально выбрасывают в помойку, а в хороших домах его стыдятся показывать гостям?
ВМ: Это во многом вопрос быстротечной моды, которую к тому же обильно подпитывает реклама. Чего стоят все эти лозунги: самый тонкий, самый широкий… Сегодня кинескопные телевизоры весьма востребованы и пользуются намного большим спросом, чем плазма (PDP) или ЖК – в мире и в России.
HiFiNews: - Не есть ли мощная реклама плоских панелей вообще признак их вялой продажи?
ВМ: Продажи у панелей не вялые, а вполне здоровые, бойкие. Все производственные мощности задействованы полностью и продукция не залеживается. Кинескопные телевизоры все равно превалируют в домах, а на рынке составляют более 90 процентов всех продаваемых бытовых дисплеев.
HiFiNews: - Какой же смысл разрабатывать новый тип экрана?
ВМ: Плоскопанельные дисплеи обычно оцениваются по разрешению, яркости и контрастности изображения. У ЖК все хорошо с разрешением и не так хорошо с яркостью и контрастностью, у плазмы определенные проблемы с разрешением. Будучи модифицированным кинескопом, люминесцентный экран затмит любую из этих категорий по показателям яркости. У кинескопа нет проблем с контрастностью и с углом обзора, который тоже остается критичным аспектом для ЖК. Этого достаточно для создания SED как дисплея высокого качества изображения.
HiFiNews: - И все же комплименты в адрес кинескопа трудно принять за чистую монету. На кинескопе в любом случае заметна строчность картинки, чего никак не скажешь о ЖК-дисплее…
ВМ: Это если кинескоп размером дюймов в 29. SED же составлен из гряды маленьких кинескопов-ячеек, чьи индивидуальные размеры исключают строчность или другую неравномерность в передаче изображения.
Пикселизация видна на любом дисплее, будь то плазма или ЖК, просто размеры пикселя в них не сопоставимы с кинескопом. У первых плазменных панелей физические размеры самих газоразрядных ламп обусловливали сегментность изображения.
Наконец, строчность – это, строго говоря, издержки стандартов вещания, а не принадлежность экрана. Качество поступающего на дисплей сигнала с источника (вещающей станции или видеопроцессора) имеет большое значение.
HiFiNews: - В таком случае можно ли ожидать от нового поколения плоских панелей SED более совершенных видеопроцессоров с еще более высокой частотой обработки сигнала, чем нынешние стандарты: 54 мГц и 108 мГц?
ВМ: Да, можно, и это – второй аргумент в пользу SED. Гордость Toshiba – это видеопроцессор с разрядностью 128 бит вместо стандартных 12 бит и с частотой обработки 256 мГц, но он создан для игровой приставки, а на бытовые системы просто не поступает соответствующий сигнал, так что процессор такой мощности там не нужен.
HiFiNews: - А наверно, такой процессор извлек бы из DVD больше, чем извлекает дешевая схема прогрессивной развертки?
ВМ: Но нельзя сбрасывать со счетов цену. Видеопроцессоры повышают свою разрядность по мере повышения разрешения дисплеев.
Дисплеи не «стоят на месте», ну и нынешние процессоры – вся электронная «начинка» - «затачиваются» под сигнал высокой четкости (ТВЧ или HDTV).
На первых порах и в SED будут стоять схемы того же уровня, а в дальнейшем можно ввести более совершенные алгоритмы, достичь невиданных разрешений в десятки тысяч пикселей. Возможности дисплея подстегнут и поставщиков новых видео-ЦАПов в проигрывателях DVD.
HiFiNews: - Отечественному и вообще аналоговому телевещанию далеко до ТВЧ, но ведь и его прием значительно улучшится на телевизорах SED? В случае такого ошеломляющего успеха и мирового блицкрига не постигнет ли SED судьба ЖК-дисплеев? Сегодня кто-угодно может купить на рынке матрицу, обрабатывающие модули и коммутационные панели, потом изготовить под размер пластиковый корпус с собственной эмлемой, заказать картонную упаковку – и «конкурентоспособное» изделие готово.
ВМ: Пока неизвестно, какова будет политика разработчика, станет ли он выходить на рынок комплектующих или оставит все за собой. Сегодня все производство SED сосредоточено в Японии…
HiFiNews: - … то есть, японский патриотизм исключает утечку информации и промышленный шпионаж?
ВМ: Почему же, не исключает, все это возможно.
|
Оставить комментарий