Обсудить на форуме

Радиофутур

Будущее у радио есть. И судя по количеству разговоров на выставках, конференциях и обычных встречах работников – радужное. Нас ожидает появление и развитие нескольких технологий. Это: цифровое вещание DAB и DRM, мобильное вещание DMB, подкастинг и интернет-радио. Остаётся только объяснить потребителю, зачем всё это богатство ему нужно.


Начнём с главного, давно ожидаемого наземного цифрового вещания DAB (Digital Audio Broadcasting). В прессе уже не раз писалось о намерении правительства полностью «утрясти» все проблемы с законодательством (и главное лицензированием частот) к концу 2006 года, чтобы с 2007 можно было уже запустить коммерческие и, не только, проекты. Получается, нам с вами подождать-то осталось всего годик. А в это время в Великобритании DAB идёт семимильными шагами, и радостные вещатели рапортуют о том, что каждый двадцатый житель островов уже владеет соответствующим приёмником, и, причём не просто разглядывает забавный аппарат, а включает, слушает и пользуется предложенными сервисами (в количественном выражении это более 2 млн. человек).

Какую же радость испытает потребитель от DAB?

Во-первых, это устойчивый приём. Цифра позволяет дублировать пакеты и сверять контрольные суммы, то есть о «скрипах и писках» можно забыть.

Во-вторых, качество сигнала. Планируется запустить даже HD (Hi-Definition) радио, - ох и модная нынче аббревиатура. Правда, по имеющимся нынче стандартам максимальный поток 320 Kbs, чего вполне хватает для передачи кодированного в mpeg2 или AAC сигнала очень высокого качества, но до полноценного уровня Audio-CD или SACD путь долгий, да думается, и не нужный.

В-третьих, дополнительные данные. То есть при прослушивании композиции может загрузиться фотография исполнителя, текст песни, прогноз погоды, программа телепередач на завтра и всё что в голову придёт продюсеру станции.

В-четвёртых, многоканальность. Технология DAB позволяет разделить рабочий диапазон частот на зоны и передавать в каждой из них множество каналов. К тому же, если поток данных ограничен какой-либо цифрой, то создаются станции с меньшим качеством, или в моно (для голосовых станций большего и не надо), в общем, выкручивайся как угодно. А в результате, в эфире может появиться до 100 станций на одной частоте!

Есть ещё немало плюсов в разных стандартах цифрового вещания (такие как интерактивность, видеопоток, конвергенция с другой техникой), и все они зависят от фантазии владельцев станций и производителей радиоприёмников.

А что же такое DRM (Digital Radio Mondiale)?

Всё то же самое что и DAB, но с меньшей пропускной способностью (48 Kbs), зато на средних и длинных волнах (до 30 МГц). Польза здесь видна невооружённым глазом – дальность. С точки зрения коммерческого вещания – аргумент не однозначный (работать с рекламодателем из другой страны?), а с политической позиции – великолепный. Именно поэтому в стандарте DRM уже работает «Немецкая Волна», «BBC», «Радио Свободы» и ожидается выход ряда других, занимающихся рекламированием демократического образа жизни, станций. Теперь главной задачей отдела военной пропаганды будет не установка с риском для жизни передатчиков как можно ближе к границе, а раздача радиоприёмников (наверное, с вертолёта). Но если подумать об удобстве для всех, то, конечно, это, прежде всего решение проблем труднодоступной местности с малой плотностью населения, где FM вещание разворачивать накладно. Качественное радио в любой уголок земного шара – именно таким лозунгом можно обозначить пользу от появления DRM. Не считая увеличивающегося выбора, станций-то станет больше!

Ещё одна аббревиатура – DMB. В расшифровке - Digital Media Broadcasting, технология уже освоенная странами тихоокеанского региона, задумывалась как радио, но получилось – телевидение. Стандарт T-DMB уже включили в свои аппараты большинство производителей мобильных телефонов, и не мудрено: Корея, Китай, Япония – многомиллионная армия абонентов с традиционной любовью к различным интерактивным сервисам. Плюсы те же что и у DAB, но большая пропускная способность, возможность передачи видеосигнала, интерактивность и малое энергопотребление привело к возросшему интересу со стороны компаний предоставляющих услуги сотовой связи.

Кстати, в начале этого года, в материале «Russian DAB» я писал о таком развитии событий: вещающим радиостанциям неинтересно плодить самими себе конкурентов и они будут просто переносить в цифру уже имеющиеся программы, а вот компании мобильного контента и монстры сотовой связи вполне могут взяться за уже знакомый им рынок интерактивного контента. Поэтому и первый цифровой телевизор уже имеет диагональ от силы 2 дюйма (больше в мобильном телефоне сооружать не стоит). Впрочем, будущее DMB может наступить уже завтра, не i-mode-ом единым жив человек (в связи с эксклюзивностью договора «МТС» с правообладателями этого сервиса, видится напряжённая работа мозгов сотрудников «Вымпелкома» и «Мегафона» ищущих новые способы поднять ARPU – выручка на одного абонента в месяц).

Далее вспомним об уже существующем и у нас в стране – интернет-радио. Столько плюсов! Качество сигнала – да какое угодно, лишь бы канал позволял. Интерактивность – да хоть в прямой эфир через Skype, в крайнем случае посредством ICQ с ди-джеем обменялся парой ласковых. Количество каналов можно исчислять тысячами, каждый захотел и завёл себе личную радиостанцию, лишь бы время было. Соответственно и самую редкую музыку услышать не проблема (можно ещё и заказать). Дополнительно видеоклип хотите – пожалуйста. Последние новости в ту же секунду – нет проблем. Всё хорошо, но два минуса уничтожают идею на корню. Первое – интернет-трафик стоит денег, да и авторские общества не сидят сложа руки, станция вынуждена продавать рекламу или эфир конечному пользователю. Второе – компьютер с интернетом в машину не поставишь, в карман не положишь, то есть мобильность нулевая. Конечно, если получат широкое развитие Wi-Fi, и уж тем более Wi-Max, ситуация может резко изменится… Но! И первая, и вторая технологии настолько быстро поглощают аккумуляторную батарею даже ноутбука (не говоря о его мелких собратьях смартфонах и КПК), что говорить об удобстве использования оных для постоянного приёма потокового сигнала не приходиться.

Зато есть иная технология, получившая название подкастинг, от нынче популярного «яблочного» детища iPod. А программы этой сети называют подкастами. Первым в России увлёкся этим направлением знаменитый ведущий Василий Стрельников. Знаменитые радиоведущие, середнячки и совсем новички заводят себе странички и выкладывают свежие записи. Пока в основном речевые (оно и правильно, музыку можно отдельно послушать, да и всякие общества по защите авторских прав спят крепче), пока небольшие (средний размер 5-8 мин), но зато интересные и свободные от гнёта программных директоров и продюсеров больших холдингов. К тому же, вид и тип страниц похож на знакомый многим ЖЖ (даже поддержка RSS имеется). Но главное, закачал – и в путь, по дороге спокойно слушаешь их из своего любимого iPod или какого иного mp3 плеера, прогуливаешься или «проезживаешься», и улыбаешься встречному потоку. Не зря на западе на подкаст обратили внимание монстры индустрии развлечений и крупные рекламные агентства, значит скоро будут деньги. Будут деньги – будет мощное развитие, будет массовая популярность, будет технологическое развитие. В то время как вы читаете материал, многие продавцы мобильного контента думают: «А как бы нам подкасты смешные абоненту продать… Ссылка на WAP?». Ждём новых технологий…

И заканчивая материал, хочу затронуть тему массовой популярности необходимой любому масс-медиа. Дело в том, что развитие новых цифровых технологий позволяет подобрать контент под каждого человека, скомпоновать его нужным образом, или даже создать. Но людей нуждающихся в таком виде контента, самостоятельно принимающих решения, по разным статистическим данным не более 20% (и за эту пятую часть человечества борется большинство инновационных компаний), а остальные предпочитают идти уже проторенными дорожками. И что мы можем получить в итоге? Имея выбор из тысяч каналов, обычный житель земли просто не будет знать своих предпочтений, в силу того, что для заинтересованности в чём-либо это что-то надо в первый раз попробовать. А попробовать всё сразу нереально. Результатом станет расцвет транснациональных корпораций (очередной процесс укрупнения, глобализации рынка), которые помимо основных массовых СМИ займутся продвижением и популизацией дополнительных интерактивных и информационных услуг. Ведь вещателю необходимо обеспечить большое количество контактов с аудиторией, которую он впоследствии сможет продать рекламодателю. Но выход есть и для средних игроков медийного рынка. Посмотрите, как нынче устроен интернет! Различные баннерные сети, взаимный обмен кнопками, создание сообществ, поисковые системы – это будущее и обычного медиа рынка. Не зря Google ищет телепрограммы…

Автор: Андрей Рамин




Оставить комментарий





||