Развитие радио в России шло своим, оригинальным, путём. Случилось так из-за главенствующей в советские времена пропаганды, для которой было невыгодно наличие множества станций. Ведь управление и слежение за ними выливалось бы в огромное количество чиновничьих трудочасов. Главным Радио стало одно – Всесоюзное. Слушая его люди узнавали последние новости об очередной вспаханной целине или съезде партии. А в школах на уроках НВП объяснялось, что в случае начала ядерной войны именно по Всесоюзному радио можно будет услышать первые приказы и правила поведения.
Пришла перестройка и стратегический военный объект (именно таким статусом обладали все вышки и узлы передачи радиосигнала) перестал интересовать властителей умов. В эти дикие времена появляются новые музыкальные радиостанции, вещающие в FM диапазоне, кстати, самым первым стало радио «Рокс» вещавшее на территорию Санкт-Петербурга из Скандинавии. Позже появляется «Европа+», а бум радиовещания начинается после выхода в эфир «Русского Радио», которое довольно быстро распространяется по всем российским, и не только, регионам. Ведь до его появления первые коммерческие вещатели брезговали русскими песнями, относя их к «совку», немодной и никому ненужной музыке. Время расставило всё на свои места и теперь слушатель может наслаждаться множеством различных форматов, но всё же далеко не всеми, которые существуют в мировой практике.
Но зато на музыкальных станциях появилось множество утренних или вечерних шоу разговорного и развлекательного жанра. Игры, конкурсы, анекдоты, до пяти весёлых ведущих в студии поющих хором прогноз погоды, всё, что способно поднять настроение настроившемуся на волну. «Европа+», «Максимум», «Русское радио», «Наше радио» и многие другие соревнуются за лучшее место под солнцем, а точнее за слушателя, который проснётся под звуки их радиостанции. Конкуренция большая, поэтому и качество утренних шоу (а это, между прочим, самое дорогое время, прайм-тайм для рекламодателя) за последнее время сильно выросло. Тем самым, улучшив имидж понятия «разговорное радио». Возможно, из этих шоу и вырастут будущие разговорные станции.
Пора вспомнить о песнях. В настоящее время именно от музыкального формата станции в большей степени зависит её популярность. Сначала о грустном. О том кого с нами уже нет. Не смотря на пропагандируемую умными экономистами ориентацию бизнеса на личность человека, радиостанция может успешно существовать только при наличии большой «толпы» слушателей. Это обусловлено большой стоимостью лицензии на право вещания (в Москве эта цифра с шестью нулями) и техническое оснащение станции. Вход на этот рынок очень дорогой, следовательно, размениваться на идеологические или вкусовые предпочтения владельца (как это было на заре становления коммерческого вещания в России) возможности уже нет. Да и узость формата, стало быть, меньшее количество потенциальных слушателей не позволяет существовать станциям с альтернативными музыкальными направлениями. Примером могут служить культовые, но всё равно ушедшие в небытие «Радио 101», «Станция 2000» и «Ultra». Правда отметим, что каждая из них продолжила нести свои мысли в эфир: «Радио 101» превратилось в интернет-вещательный холдинг, диджейские остатки «Станции 2000» встречаются в ночном эфире «Динамит ФМ», «Ultra» объявилась на УКВ частоте 70.19. Последнее вообще удивительно. Михаил Козырев, вечная легенда отечественного радиовещания, сделал невозможное – создал успешную роковую радиостанцию «Наше Радио», несколько лет назад принял решение повторить западный путь и запустил альтернативное радио «Ultra», надеясь на успех у рекламодателей типа магазинов экстремальной одежды и отдыха, молодёжных услуг, товаров и т.п. Но, к сожалению, Россия (точнее Москва, о региональном вещании «Ultra» даже и речи не велось) ещё не доросла до большого количества богатых людей молодого возраста или альтернативного сознания. Из вышеизложенного понятно, что какие-либо оригинальные форматы вещания, не претендующие как минимум на 20% населения страны, у нас обречены. Если кое-какие из них пока сохранились… так придёт и их время. Так что если вы любитель редкой музыки осваивайте интернет или чаще посещайте магазины. А если вам нравится то же, что и всем?
У вас огромный выбор. Потанцевальнее, полиричнне, поплаксивие, посентиментальнее, посмешенее, постарее, поновее – более тридцати станций для самых взыскательных. Но и их мы поделим (на правых и левых). Справа, встанут те, кто каждый новый день заставляет нас вспоминать о дне вчерашнем. Форматы для людей в возрасте от 30 распространены не только в России, как же, это ведь самый лакомый, с коммерческой точки зрения сегмент аудитории. «Авторадио», «Радио Ретро», «Радио Диско», «Радио 7 на семи холмах» и многие другие опосредовано являющиеся возрастными станциями. Конечно, внутри себя они также отличаются, кто предпочитает отечественную, кто танцевальную, но главное – уже известную и бывшую когда-то популярною музыку.
Слева расположим тех, кто заставляет думать о дне завтрашнем или вещающим последние новинки популярной музыки (кстати, во всём мире это самый популярный формат зовущийся CHR - Contemporary Hit Radio). Это: «Европа+», «Хит-FM», «Максимум», «Русское Радио», «Первое Популярное Радио», «Энергия FM», «Радио Next» и т.п. (чистым CHR из них является только «Хит-FM», остальные с «примесями»). Кстати, «Радио Next» - интересный рывок сделать популярным узкое направление современной музыки: хип-хоп. Насколько эта идея понравится слушателю и рекламодателю, мы скоро увидим. Либо станция будет развиваться, либо… Пожелаем им удачи на нелёгком пути становления.
И конечно, нельзя обойти стороной бывалые и только появляющиеся станции со смешенными или оригинальными форматами. «Радио Шансон», которое 50% любят, а 50% ненавидят и считают позором нашей страны; «Love Радио» созданное для представительниц женского пола; «Монте-Карло» у слушателей которого деньги есть; «Best FM» по идее, попытка объять необъятное - лучшее из всех музыкальных форматов; «Радио Jazz» для любителей джаза (узкоформатная станция, выжившая по причине качественного менеджмента); «Радио Classic» и «Радио Культура» поднявшиеся на волне патриотического движения в стране; «Радио Юмор» и «Смешное Радио» - КВН в действии; и другие, всех перечислять в рамках этой статьи, думаю, и не нужно. Интересующих отсылаю на известный среди радиотусовки сайт «Клуб Радио», где есть списки всех станций России, Москвы и Московской области (в последней перечислены все рабочие частоты в УКВ диапазоне).
Напоследок раскрою один секрет вещания станций. Если песня свежая, да ещё и хит, она крутится раз в два-три часа (это называют горячей ротацией), если чуть постарела – раз в 5-8 часов, совсем не нова – раз в день. У среднестатистического радио в эфире находится не более 300 песен, и это абсолютно нормально! А то, что слушателю чудится вечная долгоиграющая пластинка, так извините, ведь менеджмент станций рассчитывает на прослушивание до двух часов в день (по дороге на работу и обратно), а не на круглосуточный фанатизм у радиоприёмника.
И напоследок. Те, кому невмоготу прелести коммерческого вещания, а радио слушать хочется, становятся DX-истами, радиолюбителями, которых привлекают удалённые от его местонахождения на несколько тысяч километров радиостанции. Но истовый DX-ист привлечён не наполнением эфира, а мыслью о том, что ему удалось услышать голоса с той стороны планеты! Поиск и определение станций и является главной целью DX-иста. Неправда ли, занимательное хобби?
Радиовещание не собирается сдаваться под натиском телевидения и интернета, оно только начинает наращивать силы и пользоваться дополнительными возможностями. О будущем и настоящем в следующей статье.
Автор: Андрей Рамин
|
Оставить комментарий