Обсудить на форуме

Russian DAB

В связи с ускорившейся эволюцией технологий, многие задумываются о новых способах распространения цифрового контента. И если с телевидением всё ясно, ожидается приход HDTV в нашу жизнь, то с радиовещанием всё не так прозрачно. Что для простого человека радио? Способ услышать новую музыку, свежую информацию, передать привет знакомому. Плюс, не стоит забывать, что это единственное средство развлечения в автомобиле (плееры не в счёт, так как новую песню и последнюю новость сообщить они не в состоянии).


Возможно, вы уже слышали о новой, и, конечно же, цифровой технологии радиовещания DAB (Digital Audio Broadcasting), которая обеспечит лучшее качество звука и обилие каналов. Нас, в первую очередь, волнуют звуковые характеристики, ведь мы же любители hi-fi. Здесь всё просто. Сжатие с потерей части сигнала, как в mp3, от 128 до 256 kb/s. Если вы начинаете морщить нос, то сообщу, что сегодняшняя компрессия аудиосигнала на радиостанциях, обусловленная техническими спецификациями для FM вещания, оставляет 35 децибел динамического диапазона и, etc! осуществляется обрезка частот от 50 до 15000 Гц. То есть о качестве можно забыть сразу. А при DAB вещании могут развернуться производители, ведь уже сейчас существуют программные продукты, улучшающие характеристики сжатого звука, восстанавливающие потерянный «воздух» и структуру сигнала после атаки. В будущем вендоры запустят рекламу, основанную на потрясающем hi-end звучании, а мы будем читать тесты особо качественных декодеров в цифровых радиоприёмниках стоимостью несколько тысяч долларов и мечтать о приобретении оных. Уже сейчас в Европе выпускается множество моделей DAB приёмников класса hi-fi, и в их рекламных проспектах замечен упор на качество звука. Правда, петь дифирамбы преждевременно, хотя и большинство производителей внимательно присматриваются к новому рынку сбыта, осталась главная проблема – наличие программ в эфире. Вот и получается, что радиостанции смотрят на наличие приёмников в магазинах, а продавцы на присутствие заполненных цифрами частот.

В Европе DAB семимильными шагами движется в квартиры, офисы и автомобили. 98% территории Бельгии покрыто сигналами радиостанций. На конец 2004 года 100% Дании, 78% Германии, 85% Великобритании, 50% Испании, 45% Италии, 25% Франции окутано цифрой. 1227000 приёмников куплено жителями британских островов. За последний год в пять раз увеличились продажи ресиверов в Норвегии, Германии, Франции, а к 2010 году прогнозируется 40 млн. единиц. Потрясающие результаты! Но, приняв во внимание, что более 70% программ спонсируется государством, начинаешь понимать, что обусловлено это, скорее желанием закрыть к 2015 году аналоговое вещание, чем реальной потребностью. Бизнес же не спешит. Несмотря на то, что затраты в технической части невелики, работать в новом формате люди пока не научились. Количество каналов велико (более 200), а значит лидеров, которые смогут зарабатывать серьёзные деньги на рекламе, выделить простому слушателю непросто. Российские вещатели, узнав о выводе на конкурс десяти дополнительных частот обычного FM диапазона в Москве, совсем не обрадовались: "Появление новых игроков – это усиление конкурентного поля, как следствие - потенциальное размывание денег рекламодателей на большее число носителей, что приведет к падению доходов у всех",- говорит гендиректор TNS Gallup AdFact Руслан Тагиев (по информации Sostav.ru). А продажа пакетов, как в спутниковом телевидении, не самая удачная бизнес модель для радио по причине непостоянных предпочтений слушателей и излишней их подвижности.

Главным мотиватором перехода называют новые цифровые сервисы. И, правда, удобно узнавать погоду, ближайшие автозаправки, скачивать музыку и выбирать какие новости слушать, а порой, и видеоклип смотреть. На конференции в рамках выставки CSTB 2005 начальник службы связи «WorldDab Forum» Серена Венто (Serene Vento) сказала: «Залогом успеха в DAB вещании, может служить только уникальность мультимедийного контента». Но в западном понимании «оригинальный контент» означает разное: литературный канал, круглые сутки передающий радиоспектакли поставленные по знаменитым книгам; новостная станция, круглосуточно рассказывающая о свадьбе датского принца на австралийской девушке на протяжении месяца; и многое другое.

Технология позволяет закачивать mp3 файлы в приёмник, что может послужить хорошей почвой для сервисов типа Apple iPod, с месячной стоимостью подписки.

Результаты исследования, показали, что существующие DAB приёмники в 70% случаев стоят в домах, а не в автомобилях, как предсказывало большинство аналитиков. Автоконцерны не спешат вводить ресиверы в стандартные поставки по причине непопулярности среди водителей приёмников с ограниченным набором станций.

Рекомендую обратить внимание на развитие цифрового радио в Азиатском регионе. Корейцы не хотят «просто радио», им нужны новые сервисы. LG и Samsung уже выпустили первые модели сотовых телефонов с возможностью приёма разновидности DABа - DMB (Digital Multimedia Broadcasting), включающие в себя видео и IP коммуникации на основе этого стандарта. Их вес пока более 140 граммов, но работы по миниатюризации идут полным ходом. Мы можем наблюдать то, свойственное современным азиатским технологиям, скрещивание «яблони и картофеля» с целью получения гибрида «разве, что кофе не готовит».

А у нас, в России? На уже упомянутой конференции меня забавляло, что каждый докладчик начинал свою речь со следующего повествования: «Для развития DAB, в первую очередь необходимы соответствующие распоряжения правительства, законы». Да, главное в любом вещании – это наличие свободной частоты. Если в первоначальных экспериментах хотели использовать диапазон 92-100 МГц, то после догадались, что соблюдение международных стандартов это удобно, и приняли европейский диапазон 174-200 МГц. Но с оглядкой: «Необходимо провести исследования совместимости частотных диапазонов с теми, кто уже работает на этих волнах». А это телевизионный МВ диапазон с 6 по 12 канал.

В середине 2006 года пройдёт конференция по распределению частот, будут определены диапазоны для вещателей DAB и HDTV. Вот тогда и начнётся битва титанов. Сейчас мы можем только попытаться определить тенденции нового рынка.

Как заявил заместитель генерального директора по научной работе ОАО «Институт радиовещательного приёма и акустики им. А.С.Попова» Коничев В.Н.: «DAB и DVB находятся далеко не на последних ролях в системе общей конвергенции технологий доступа, они объединяют возможности вещания и телекоммуникационных систем». Не думаю, что российские вещатели с лёгкостью пойдут на дополнительные затраты в, поначалу, неперспективные направления, скорее возможен азиатский сценарий, когда сотовые компании, имеющие больший капитал для длительных проектов, скооперировавшись с производителями контента начнут развивать технологии DAB и DMB на выделенном частотном диапазоне. Также стоит не забывать и различные зарубежные радиостанции: «BBC», «DW», «Радио Свободы», которые уже давно ждут, а в некоторых странах и вещают, DRM (Digital Radio Mondiale) - AM диапазон с высокой дальностью распространения сигнала. Крупные радио холдинги, как «РМГ» и «Проф Медиа», вероятнее всего начнут дублировать свои станции.

Единственная «остановка» в пути – это цена приёмника, пока держащаяся в районе 100 долларов. Но китайские производители уже начинают осваивать технологии цифрового вещания, увеличивают зоны территориального покрытия своей страны и наращивая мощности в производстве ресиверов. Следовательно – недорогая техника с возможностью слушать и смотреть не аналоговые СМИ не за горами.

Вендоры, дистрибьюторы и дилеры, будьте готовы, будущее DAB в России начнётся сразу после конференции по распределению частот. А мы будем у Вас покупать новинки и радоваться качественному звуку.

Остаётся один итоговый вопрос: развитие цифрового радио в России будет эволюционным или революционным? Время покажет.

Андрей Рамин



Оставить комментарий





||