Последнее время в новостях то и дело появляются намёки на то, что скоро LCD технология будет вытеснена с рынка новыми развивающимися разработками. В качестве альтернативы частенько вспоминают и об OLED. Утверждается, что OLED технология позволит увеличить яркость панелей, добиться заметно более короткого времени отклика матрицы, снизить вес панели и обеспечить её долгий срок жизни. На самом деле, чего уже только не записывали в список преимуществ OLED. Были упоминания и о более широком диапазоне рабочих температур, что потребителю в массе своей, наверное, вообще мало интересно.
Итак, OLED (organic light-emitting diode) – это тонкоплёночный светодиод, в котором эмиссионный (излучающий) слой сделан из органических материалов, а не как ранее, в LED – из неорганических кремния, германия, арсенида галлия. Технологию считают довольно перспективной, и многие компании активно занимаются её развитием. Планируется использовать OLED-дисплеи в телевизорах, компьютерных мониторах, портативных плеерах, в дисплеях наружной рекламы и во множестве других сферах. Кстати до того момента, пока разработка не была стандартизирована, она именовалась OEL (Organic Electro-Luminescence).
На сегодняшний день технология продолжает развиваться в двух основных направлениях: так называемые «маленькие молекулы» (SM-OLED) и «полимеры» (PLED).
Первая технология была разработана компанией Eastman-Kodak, и обычно в научно-технических материалах её упоминают, как «small molecule» OLED (SM-OLED). На сегодняшний день, промышленное производство таких OLED-панелей обходится довольно дорого.
Вторая технология разработана Cambridge Display Technologies (CDT) и изначально называлась Light-Emitting Polymer (LEP). Однако устройства с использованием данной разработки больше известны под названием Polymer Light Emitting Diodes (PLED). Долгое время эта технология значительно отставала в развитии от SM-OLED как по качеству отображения информации, так и сроку жизни. Но отдельного внимания заслуживает способ производства этих панелей – он основан на принципах струйной печати. Да и в последние годы ситуация с техническими характеристиками изготовляемых подобным образом панелей меняется в лучшую сторону.
Недавно появился третий вариант OLED-технологии – гибрид первых двух. Суть проста – используются непроводящие полимеры, покрытые тонким слоем светоизлучающих проводящих молекул. Полимер в данном случае используется из-за его механических свойств, а слой из «маленьких молекул» имеет ту же самую долговечность, что и в SM-OLED варианте.
В основе работы OLED – принцип электролюминесценции. Говоря простыми словами, используется возможность некоторых органических соединений излучать свет под воздействием электрического тока. Каждая OLED-ячейка выполнена на основе нескольких тонких органических плёнок, которые в свою очередь находятся между двумя тонкоплёночными проводниками. При этом рабочее напряжение составляет примерно от 3 до 16 В.
Условно говоря, подложку можно представить в качестве поверхности, на которой расположено большое количество излучающих свет ячеек. Если вспомнить при этом об основных направлениях развития OLED-технологии, то сразу же становится ясным, что OLED обладает значительной гибкостью в формировании структуры дисплея.
Большая часть основных технических параметров зависит от органических материалов, которые используются при изготовлении дисплея по OLED-технологии. По крайней мере, цветопередача и интенсивность излучения напрямую зависят именно от этого.
Существует три основных достоинства OLED, о которых не забывает упомянуть ни одна из компаний, занимающихся продвижением этой технологии в массовое производство. Это быстрый отклик матрицы (около 10 мс), довольно широкий угол обзора и большой диапазон рабочих температур. Последний параметр оказывает заметное влияние на сферу возможного применения OLED-дисплеев, теоретически их можно устанавливать в неотапливаемых помещениях. Устройства, выполненные на основе OLED, хорошо справляются со своими функциями при температурах от –40 до +70°C.
На сегодняшний день у OLED-технологии довольно много сторонников и компаний, которые вкладывают в её развитие крупные суммы денег. Уже было предложено множество вариантов использования OLED: от применения подобных экранов в самолётах и спортивных болидах до замены устройствами на основе OLED обычной лампочки. Некоторые производители предлагали совсем уж оригинальные идеи по использованию гибких экранов OLED в одежде, например, чтобы с помощью щелчка переключателя можно было изменить цвет футболки. Существуют и такие безумные проекты, как создание комнат виртуальной реальности, где OLED-экраны отвечают за формирование всех возможных изображений. Конечно, такого рода идеи имеют скорее спекулятивный характер, но, по крайней мере, их оценка даёт яркое представление о потенциальных возможностях OLED.
Недавно компания Society for Information Display провела исследование, в результате которого оказалось, что уже в 2003г. мировой рынок OLED оценивался в $251 млн. В 2004г. продажи OLED приблизились к цифре в $408 млн. Аналитики не уверены насколько быстро и уверенно этот рынок продолжит расти далее, но даже по самым скромным оценкам в 2008г. он достигнет отметки в $3 млрд. При этом некоторые компании, уверенные в успехе OLED, отмечают, что продажи OLED-дисплеев могут составить даже $8 млрд. Если такие высокие показатели продаж действительно будут достигнуты, то это окажет серьёзное влияние на рынок LCD и PDP дисплеев, конечно, не в пользу последних.
Между тем, согласно отчету международного аналитического агентства DisplaySearch, объем поставок органических светодиодов (OLED) во II кв. 2005 г. вырос до 14.2 млн., а доход от продаж составил порядка US$124.8 млн. Поставки OLED-панелей увеличились на 82%. Однако эти цифры касаются большей частью OLED дисплеев с пассивной матрицей, в которых используются органические материалы с малыми молекулами; а вот производители OLED дисплеев с активной матрицей – компании Sanyo, Kodak, AUO и Sony - во II кв. 2005 г. поставили на мировой рынок менее 50 тысяч штук дисплеев. В то же время количество производителей PLED панелей уменьшилось до двух, поскольку компания Philips продала свое производство компании OTB и теперь представляет менее 3% от всех поставок. Важно отметить, что до сих пор основная сфера применения OLED-панелей – это основные и дополнительные дисплеи мобильных телефонов, MP3 плееры и автомобильные консоли.
Во II кв. 2005 г. по объему поставок (3.8 млн.) и доходу от них (US$37.2 млн.) лидирует компания Samsung SDI. На втором месте находится компания RiTdisplay. Среди этих пяти компаний наибольший рост поставок был у компании LGE (до 111%, 740 тысяч штук) с 92%-ым ростом дохода составившим US$6.5 миллиона. Результаты доходов лучших пяти продавцов II кв. 2005 г. отображены в нижеследующей таблице:
Рост объема поставок и доходы пяти лучших производителей
OLED дисплеев во II кв. 2005 г.:
Ранг | Производитель | Доход (US$M) | Q/Q | Y/Y |
1 | Sumsung SDI | 37,2 | 32% | 15% |
2 | RiTdisplay | 28,1 | 46% | -4% |
3 | Pioneer | 19,6 | 13% | -30% |
4 | Univision | 14,1 | 6% | 157% |
5 | LGE | 6,5 | 92% | 52% |
Прочие | 19,2 | -12% | 175% | |
Всего | 124,8 | 21% | 18% |
Рост объема поставок по наиболее распространённым сферам применения
OLED дисплеев во II кв. 2005г.:
Ранг | Сфера применения | Объем поставок | Q/Q | Y/Y |
1 | Subdisplay | 7073,0 | 34% | 3% |
2 | MP3 | 6143,0 | 67% | 1312% |
3 | Car Audio | 453,0 | 27% | 66% |
4 | Main Display | 331,3 | 5% | 95% |
5 | Auto Console | 157,0 | -14% | 2143% |
Прочие | 69,0 | -67% | -18% | |
Всего | 14208,3 | 42% | 82% |
Дело в том, что OLED - это в первую очередь органический источник освещения, который очень хорошо подошел бы для подсветки LCD телевизоров, что сильно упростило бы оптику ламп подсветки и устранило бы необходимость рассеивания света впереди панели.
К сожалению, сегодняшние светодиоды не обладают таким уровнем яркости для того, чтобы служить лампами подсветки. Точнее сказать их срок службы при заданной яркости является слишком коротким. И к тому же цена OLED диодов все еще остается слишком высокой.
Сегодня некоторые компании пытаются поставить на коммерческую основу OLED подсветку для мобильных телефонов. В мобильниках используются белые OLED диоды, которые в первом поколении являются флуоресцентными, но возможно в моделях следующих поколений будет использовать фосфоресцирующий материал с красными, зелеными и синими компонентами компании Universal Display Corporation (UDC). Однако пока будущее OLED подсветки выглядит куда менее оптимистичным в сравнении с настоящим LED подсветки. Данная технология (OLED) всё ещё требует технической доработки, так же как и снижения цены.
Вопроса о том «быть или не быть» OLED-технологии уже не стоит. В мобильных телефонах используются OLED-дисплеи, появляются разработки, позволяющие применять эту технологию в качестве подсветки LCD TV, уже появились и были представлены полноценные OLED TV с диагоналями до 40 дюймов. Безусловно, OLED уже заняла своё место в истории.
С того момента, когда впервые миру была представлена разработка OLED, прошло 16 лет. Несмотря на то, что уже тогда к OLED проявили интерес все более-менее серьёзные компании, до сих пор активное участие в улучшении и продвижении технологии принимают первопроходцы OLED - CDT (Cambridge Display Technologies), UDC (Universal Display Corporation) и Kodak.
Помимо этих компаний конкретные наработки и решения в сфере OLED уже представили такие объединения и альянсы, как Eastmen Kodak-Sanyo (SK Display), Samsung-NEC (SMND), Seiko-Epson-CDT, Toshiba-Matsushita (TMDisplay) и Philips-DuPont. А Samsung SDI совсем недавно представила полноценную 40-дюймовую активноматричную (AM) OLED-панель. О своём желании развиваться в направлении OLED буквально на днях заявила японская корпорация Canon, которая более известна своими совместными разработками с Toshiba в области SED-панелей (разновидность FED).
Как мы видим, до массового выпуска OLED-панелей осталось не так уж и долго. Более того, это событие может произойти уже в следующем году. Сейчас сложно предположить насколько популярными станут пока ещё довольно дорогие OLED TV, и смогут ли они вытеснить LCD и PDP TV с уже занятых ими позиций. Несмотря на это, факт остаётся фактом, - технология OLED вышла на рынок крупных плоских дисплеев. Успешно или нет – покажет время.
Автор: Евгений Курышев
|
Оставить комментарий