Обсудить на форуме

НЕУДАЧИ – успех?..

Перефразируя тезку нашего Президента, В.В. Маяковского, так и хочется сказать:

«Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
«Sony это хорошо?»»…

И тут же в рифму продолжить «Да, сынок, неплохо!», но… в реальной истории изобретательского триумфа фирмы Sony были и неоднозначные моменты, от которых японцам было хорошо, а вот остальным не очень. О том, что же было «не очень» и почему, и пойдет речь в этом материале.


Думаю, многие согласятся с поговоркой, что «Нет ничего хуже, чем ждать и догонять». И хотя японская культура с садами камней и тому подобным располагает к некоторой внешней пассивности и созерцательному ожиданию, обвинять в этом Sony, как «нетипичный» элемент этой же культуры, по меньшей мере, бессмысленно. Эта компания всегда стремилась быть на пике технологий. Тем не менее, игра в догонялки ее все же не миновала, и в роли догоняющего этот монстр электронной промышленности и мира хай-тек смотрелся действительно хуже некуда.

Точнее сказать, Sony всегда очень быстро нагоняла своего единственного обидчика - фирму Philips и, шагая с ним в ногу, выглядела ни хуже своего противника до тех пор, пока не пыталась его обойти, прыгнув выше собственной головы. Эти технологические кульбиты рождали на свет оригинальные, но несколько «недоношенные» технические решения, нечто, безусловно, свое, но слабо альтернативное уже существующему.

Итак, кульбит первый – аналоговый

Первые идеи по использованию явлений магнетизма для регистрации электрических сигналов были сформулированы Оберлином Смитом еще в 1787 году, а их практическое воплощение в виде прапрадедушки современного аналогового магнитофона - телеграфона Паульсена увидело свет почти век спустя в 1898-ом. В качестве носителя тогда использовалась хлопковая нить с впрессованными в нее металлическими частицами. Магнитофонная лента появилась на свет лишь в 1929-ом. Так бы мы и путались среди бобин и катушек, если бы не фирма Philips создавшая в 1963-64 годах столь привычную теперь компакт кассету. А что же Sony?

А Sony пришлось догонять и обгонять. В результате на свет появилась система Elcasset, которая, для доказательства своих отличий и превосходства, умело воспользовалась изначально заниженными характеристиками нового стандарта от Philips и старыми стандартами для катушечных магнитофонов.

Ширина ленты в Elcasset составила 6,25 мм, толщина - 13 мкм, скорость протяжки - 9,5 см/с, время записи/воспроизведения - 90 мин, как и во многих катушечных магнитофонах. Для протяжки ленты применялась двухвальная система, обеспечивавшая большую стабильность скорости и силы прижима. Она также была заимствована у предыдущего поколения. Новым в стандарте было лишь наличие двух контрольных дорожек на краях ленты, позволявших маркировать и быстро находить те или иные фрагменты записи, и сама кассета, которая была в 2,5 раза больше детища Philips.

Размеры кассеты, сложность и стоимость оборудования в конечном итоге для рядового потребителя свели на нет все преимущества системы Elcasset, и…стандарт ушел в студии, принеся немалую прибыль.

Кульбит второй – цифровой

В начале 70-х годов с развитием цифровых технологий у Sony появился шанс отыграться перед своим обидчиком. И она выпустила на рынок смесь бульдога с носорогом, а точнее - АЦП и ЦАП вкупе с лентопротяжным механизмом от видеомагнитофона - в виде формата R-DAT. Время непрерывной записи на кассету, по своим габаритам занимающую 3/4 от обычной компакт кассеты, составляет до 120 минут. DAT, по качеству записи, ничем не уступал современному CD. Кроме звука, DAT-магнитофоны могут записывать сопроводительную информацию, например номер песни или абсолютное время с начала кассеты. Более того, аппараты с четырьмя головками позволяют производить мониторинг ленты при записи (то есть, вы слышите то, что записано) и очень просто делать безразрывные вставки. Также, при копировании через цифровые входы и выходы, минуя АЦП и ЦАП, исключалась всякая потеря качества у копии. Она получалась полностью идентичной оригиналу, а иногда даже лучше его за счет исправления ошибок средствами коррекции. Однако этот передовой для своего времени формат, также как и Elcasset, на рынке бытовых устройств ожидал уже привычный провал.

Во-первых, свою роль здесь сыграла все та же высокая цена, как самих устройств, так и специальных носителей: DAT-кассета стоила 12-14 долларов, а обычная - порядка 50-ти центов.

Во-вторых, неудаче способствовал и тот факт, что практически все записи в то время распространялись на аналоговых носителях - грампластинках и магнитной ленте, а в полной мере ощутить преимущества формата DAT можно было, либо самостоятельно записывая сразу «в цифру», либо прослушивая фонограммы, созданные на аналогичной технике. Как показывает опыт, высокотехнологичный «самопал» составляет в среднем менее 5% фонотеки. А с официальными релизами на DAT-кассетах звукозаписывающие компании тогда связываться не хотели. В результате дорогой аппарат, на котором нечего слушать, оказался никому не нужен… кроме тех же студий звукозаписи. Ну а дальше вы уже знаете.

Кульбит третий - лазерный

В 1983 году был принят Red Book - международный стандарт записи цифрового звука на компакт-диск. Наш монстр от электроники тоже приложил к этому руку, однако изобретение самого диска принадлежало все же давнему «врагу» Sony – Philips. Всего за несколько лет поликарбонатный блин практически уничтожил своего старшего брата (винил) и стал вплотную подбираться к своему главному конкуренту по популярности, тоже детищу Philips, компакт-кассете. Более того, большинство звукозаписывающих компаний в то же время стали делать ставку на полностью цифровую технологию: исходная запись, сведение и премастеринг теперь выполнялись целиком «в цифре».

Первоначально уделом CD было стационарное использование, но время шло, и на свет стали появляться портативные версии проигрывателей, которые можно было засунуть в карман и таскать с собой где угодно. Вот только карман для этого требовался несколько больший, чем для компакт-кассетного плеера, да и записывать диски самостоятельно в то время было невозможно.

Фирма Sony слишком долго шла в ногу со своим конкурентом, и все было прекрасно, однако мысль о том, что ты всего лишь один из пусть не многих явно не давала спокойно спать всему коллективу электронного монстра. И вот рождается японский вариант «нашего ответа Чемберлену»: новый формат цифровой записи - мини-диск.

С этим форматом Sony действительно удалось вырваться вперед: размер носителя стал значительно меньше (почти вполовину компакт-кассеты), при этом время звучания было таким же, как и у компакт-диска (74 минуты). Но на этом плюсы и достижения не закончились: мини-диск был создан на основе магнитооптической технологии, то есть являлся перезаписываемым, и, учитывая его мобильное использование, разработчики упаковали сам диск в защитный пластиковый контейнер со сдвигающейся шторкой. Однако самое примечательное все же было не в этом, а в том, что фактически мини-диск стал первым массовым форматом цифровой звукозаписи, использующим специализированный алгоритм сжатия звуковых данных.

Применение такого новшества было продиктовано тем обстоятельством, что уменьшение размера носителя сказалось на его емкости: она составила немногим более 140 Мбайт, против 700 Мбайт на обычном компакт-диске. Как следствие, для того, чтобы сохранить такое же время звучания, специалисты Sony разработали собственный алгоритм сжатия цифрового звукового сигнала ATRAC (Adaptive TRansform Acoustic Coding), который при той же частоте дискретизации позволяет уменьшить поток данных примерно в пять раз (до 300 Кбит/с). В противном случае с меньшим временем звучания новинка протянула бы не дальше презентации.

К сожалению, в силу довольно жесткой лицензионной политики Sony, иначе - «технологической жадности», «самое замечательное» для этого формата стало и самым проблемным для него. Кроме нашего монстра никто не занимается производством оборудования этого формата, и никто, кроме него, не продает записей для этих устройств, а ассортимент последних оставляет желать и желать лучшего.

Материал подготовил Михаил Китаев




Оставить комментарий

Всего комментариев 1

А. Шихатов
02 декабря 2013, 16:21
DAT-магнитофоны ошибочно отнесены к 70-м. Это - середина 80-х.




||