Обсудить на форуме

Их было шестеро

Все фильмы на фестивале были распределены по трем конкурсным программам. В «Великолепную семерку «МК»» вошли короткометражные студенческие и полнометражные игровые фильмы. «Наше новое детское кино» включало в себя короткометражные анимационные и полнометражные игровые и анимационные ленты. И, наконец, в «Арт-линию» были включены кинокартины поискового экспериментального направления. Мы расскажем о шести лентах из первого раздела, тех, что наиболее запомнились автору сего материала.


Игровые

Кадр из фильма “Не хлебом единым””

Не хлебом единым (премьера)

2005, 110 мин.
Режиссер – Станислав Говорухин
Автор сценария – Владимир Валуцкий
Продюсер – Екатерина Маскина
В ролях: Виктор Сухоруков, Светлана Ходченкова, Михаил Елисеев, Алексей Петренко, Александр Розенбаум

Описание

Экранизация популярного в конце 50-х годов одноименного романа Владимира Дудинцева. Действие происходит в 1947 году. Инженер Михаил Лопаткин изобретает центробежную труболитейную машину. Но так случается, что в обмен на гениальное устройство ему дают 10 лет тюрьмы. Лопаткин начинает ненавидеть всю бюрократическую систему и отбивает жену у директора металлургического комбината генерала Николая Дроздова. Женщина становится ему верной и любящей женой, а затем и матерью его сына. Генерал же начинает мстить сопернику за наставленные ему рога и старается наказать его любыми средствами. В кинокартине не случайно задействован столь необычный актерский состав: реалистичный Виктор Сухоруков, юная, но зрелая душою Светлана Ходченкова, певец Александр Розенбаум, представитель нового времени Евгений Гришковец. Все эти разные и яркие исполнители привносят в картину что-то свое, особенное. Фильм интересен не только тем, что отчетливо и реалистично воссоздает эпоху послевоенных лет, но и тем, что сам по себе будто является частицей прошлого. Именно поэтому картина черно-белая, обработанная под старые киноленты. Данный эффект используется еще и для того, чтобы привлечь внимание зрителя к актерской игре.

Михаил Пореченков в фильме “Солдатский декамерон”

Солдатский декамерон

2005, 96 мин.
Режиссер – Андрей Прошкин («Спартак и Калашников», «Игры мотыльков).
Автор сценария – Геннадий Островский
Продюсеры – Сергей Козлов, Игорь Толстунов, Александр Роднянский
В ролях: Алексей Шевченков, Мария Звонарева, Дарья Екамасова, Виктор Соловьев, Александр Яценко, Михаил Пореченков, Юлия Высоцкая.
Съёмки фильма проходили в настоящей действующей части, в городке Киржач во Владимирской области.

Описание

Трагикомедия. Дело происходит в 1993 году на Кавказе, накануне чеченской кампании. Зритель проживает несколько дней вместе с «салагами» и «дедами» из небольшого российского гарнизона. О военных действиях почти не рассказывается - вся кинокартина посвящена сложным, как сама жизнь, человеческим отношениям, которые оказываются на первом месте даже во время надвигающейся войны. Именно поэтому фильм назван так созвучно с «Декамероном» Джованни Боккаччо, где шел пир во время чумы. Как и в классическом произведении, в картине несколько историй о любви. Самая яркая - вечный треугольник: он, она и она. Две сестры, дочки майора, и самый главный мальчиш-плохиш в армейской части Боря Кульшан. Марина и Наташа как кошки влюблены в хамоватого похотливо страстного любовника и пафосного поэта. И он пользуется этим. Сходится то с пышнотелой библиотекаршей Мариной, предаваясь с нею любовным утехам на ее рабочем месте под раскаты грома и звук падающих с полок книг, то с худенькой скромницей Наташей, так и не поступившей в питерский ВУЗ из-за сильной как дурман-трава любви к этому парню. О том, что Боря встречается с ними обеими, они, конечно, не знают. Когда же тайна становится явной, Марина и Наташа дико ревнуют Борю друг к другу, страдают, а потом рыдают друг у дружки на плече, понимая, что ближе их самих у них никого нет (у девушек только один отец). Две девушки, почти неизвестные актрисы, очень хороши в роли сестер. Другая любовная линия представлена известными актерами. Михаил Пореченков в роли лейтенанта Пантелеева и Юлия Высоцкая в роли его жены Веры. В общем-то, все у них хорошо, но есть несколько подводных камней и один из них в том, что в Юлю, простите Веру, тайно влюблен один из солдат. Пореченков в своей роли был бы великолепен, если бы не был так похож на своих сериальных героев. Попытки Высоцкой сыграть простую, иногда бунтующую Веру, вызывают лишь жалость. Бунт у Веры-Юлии получается какой-то ненастоящий. Так и хочется воскликнуть, признавая в ней тем самым лишь «мужнину жену»: «А-а, это же жена Михалкова-Кончаловского!» Уж лучше бы Юлия только рожала детей своему звездному мужу и готовила в телепрограммках блюда для таких же незатейливых как она дамочек.
Другая значимая сюжетная линия – борьба с призраком повесившегося солдата. Прошкин воплотил в своей картине печальную прозу жизни о столь частых в последнее время суицидах в армии. Фильм начинается с того, что находят повешенным одного из солдат – татарина Хаитова. По слухам юнец свел счеты с жизнью из-за телефонистки Раи. На самом же деле не все так просто. Щупленький и романтичный (постоянно грезил наяву о любимой девушке, в то время как его «сотоварищи» смачно обсуждали друг с другом прелести той или иной кандидатки на их постель) Хаитов относился к разряду «салаг», и над ним постоянно насмехались «деды». После трагического случая юным изуверцам, у которых «рыльце в пушку», везде начинает чудиться покойный Хаитов. Они так «достают» свое начальство рассказами о привидении, что оно отправляет их на поиски призрака, снабдив всем необходимым для убиения фантома, и тут солдаты сомневаются: как же можно убить того, кто уже не существует?! В целом, картина смотрится. Интересно ее построение: нарочно перепутаны моменты прошлого и будущего. Лента будто отматывается с конца – от убийства Хаитова. Забавны комедийные элементы - рекламные слоганы. «Че это вы тут делаете, а?» - спрашивает один из служащих. Но, увы и ах, картина немного напоминает ленты царя-батюшки отечественного кинематографа - Михалкова. Лубка, как в последних, нацеленных на заграницу, работах Никиты Сергеича нет - похожи лишь играющие на надрыве герои. И еще грустно оттого, что фильм очень напоминает последние многочисленные отечественные сериалы о «ментах» и о войне.

Кадр из фильма «Дверь»

«Дверь»

2004, 17 мин.
Режиссер и автор сценария – Владимир Котт
В главной роли – Леонид Окунев
Вторая премия в категории «Игровое кино», диплом жюри лауреатов – Национальный конкурс студенческих фильмов «Св. Анна», Москва, 2004.
Приз публики, приз IUN г. Анже – МКФ «Первый план» в Анже, 2005.

Описание

Немая трагикомедия. Черно-белая с ретро-эффектами шосткинской кинопленки. Картина одного актера. Странный мужичок весь фильм – четверть часа - таскает на спине старую деревянную дверь и убегает от стражей порядка. Самый главный вопрос, возникающий по ходу фильма, - зачем герой таскается с этой дверью? Трактовок может быть множество. Одна из них, самая очевидная, – дверь выступает для мужичка в роли связующего звена с окружающим миром, помогает ему найти контакт с людьми. Чудик прячет за нею хулигана, скрывающегося от стражей порядка, укрывает ею группу людей во время дождя. Самая последняя сцена в фильме наглядно показывает другой, более глубокий, смысл. Все так же, с дверью на спине, чудик прибегает на пустырь. Ставит свою ношу, наконец, на землю и собирается уйти, как вдруг в дверь стучат. Он оглядывает ее со всех сторон – никого. Тогда рисует «глазок» и смотрит в него. Снаружи по зимней улице (хотя по сюжету лето), продираясь сквозь падающие снежные хлопья, мчится мальчишка, подбегает к двери и стучит в нее. После этого мы видим дверь крупным планом, она падает и накрывает собою землю. Словно крышка гроба. На пустыре никого.

кадр из фильма “Требуется няня”

«Требуется няня»

2005, 110 мин.
Режиссер и автор сценария – Лариса Садилова («С днем рождения», «С любовью, Лиля»)
Продюсер – Владимир Тюрин
В ролях: Марина Зубанова, Алексей Макаров, Виктория Исакова, Ира Шипова, Раиса Рязанова, Валерий Баринов
Специальное упоминание жюри в номинации «лучшая женская роль» (Ира Шипова) – ОРКФ «Кинотавр», Сочи, 2005.

Описание

Психологический триллер. Бывшая учительница биологии Галя устраивается в обеспеченную семью няней для малышки Али. Она замечает, как хорошо живется молодым супругам Вере и Андрею: загородный дом, иномарка, прислуга, да еще и замечательные отношения в семье. В Гале просыпается черная зависть к чужому счастью. Но сначала зритель не замечает этого в ней. Милая скромная и работящая Галя вызывает симпатию. Она такой остается до тех пор, пока не подслушивает разговор супругов. Всегда столь благожелательная Вера, которая обращается к няне не иначе, как «Галечка» («Галечка, вы удобно устроились?», «Галечка, вам надо бы отдохнуть!»), вдруг спрашивает с ехидцей мужа: «Как тебе наша новая няня? Так ужасно одевается! Давай отдадим ей твои старые вещи. Они будут ей в самый раз!» И муж отвечает ей, что-то, вроде: «Ты думаешь, мои вещи налезут на ее толстую… тут называется место, на котором сидят?» Услышав эту реплику, Галя резко меняется. Нет, внешне для хозяев и для их дочки она остается такой же. Она начинает мстить исподволь. Причем, поражаешься, как психологически тонко она действует. Например, изводит жену, устраивая все таким образом, чтобы она подумала, что у мужа есть любовница. Например, оставляет в его машине свою помаду, звонит и молчит в трубку, а однажды даже самого мужа заставляет поверить в то, что они провели вместе ночь, причем настоял на этом он. Приручает к себе Алю настолько сильно, что та буквально влюбляется в нее и жить без нее не может. Окручивает милиционера, чтобы тот вытурил работающих у семьи гастрабайтеров, начинающих догадываться о ее проделках. Вот тут няню уже начинаешь ненавидеть. Смысл фильма глубок. На первый взгляд, кажется, что Галя негодует только потому, что ниже по социальному уровню, только потому, что обиделась на злобные слова. Но если копать глубже, то становится ясно, что няня изначально, попав в дом к богатым и успешным людям, стремилась урвать побольше для себя любыми способами. Под занавес всё разрешается успешно. Обман няни раскрывается. Выясняется, что ребенок у нее не от Андрея, а от его отца, поэтому и подтвердилось ДНК. А ведь как долго ей удавалось водить за нос поверившего в свою измену мужа и вытягивать из него крупные суммы. Няню и ее тетку, которая ее пристроила на эту работу, выгоняют. Собиравшиеся было разводиться супруги, вновь сходятся. У них все хорошо и на работе. Веру назначают главным редактором. Что касается Али, то постепенно она забывает свою горячо любимую няню.
Фильм сильный. Есть идея, чего и в самом деле не хватает многим сегодняшним отечественным картинам. Особенно хорошо играет маленькая Аля. Ей веришь, веришь до слез. А еще, как ни странно, замечателен в своей эпизодической роли рабочий-гастрабайтер. Мать с отцом слащавы. А в няне есть какая-то неестественность.

повешенный Хабенский в Бедных родственниках

«Бедные родственники»

Россия – Франция, 2005, 100 мин.
Режиссёр – Павел Лунгин («Такси-блюз», «Луна-Парк», «Свадьба», «Олигарх»)
Автор сценария – Геннадий Островский
Продюсеры – Павел Лунгин, Катрин Дюссар, Ольга Васильева
В ролях: Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Леонид Каневский, Даниил Спиваковский, Марина Голуб, Наталья Коляканова, Эстер Гуетен
Главный приз, приз за лучший сценарий (Геннадий Островский), приз за лучшую мужскую роль (Константин Хабенский), специальное упоминание жюри в номинации «лучшая женская роль» (Эстер Гуетен) – ОРКФ «Кинотавр», Сочи, 2005.

Описание

Печальная комедия. Действие происходит в маленьком южном городке на территории бывшего СССР. Эдакий столичный денди Эдуард (Константин Хабенский) приезжает в южный городок Голотвино. Молодой человек имеет корыстную цель: разыскивает для богатых уехавших за рубеж евреев потерянных в детстве родственников и с этого неплохо имеет. Если же родственничек не находится, то на роль утерянных брата, сестры или племянника Эдуард нанимает примерно за 50 долларов кого-нибудь, наиболее подходящего на эту роль. Одна из таких сделок и происходит в Голотвино. На самом деле Эдуарду нужен был соседний городок Голутвино, но в годы войны немцы истребили всех его жителей и городок сравняли с землей. Тогда аферист предлагает главе Голотвино поменять название городка. Деньги решают все, и «о» становится «у». Стараниями Эдуарда, потенциальные родственники встречаются, и после этого начинают бушевать настоящие страсти: любовь и ненависть в чистом виде. Особенно интересна линия с пожилыми сестрой и братом. И древняя бабушка Эстер Гуетен (кстати, непрофессиональная 95-летняя актриса, которую в жизни тоже зовут Эстер), и ее «брат» верят, что и в самом деле нашли друг друга. Любовь двух одиноких стариков вспыхивает со страшной силой.
Отдельный момент – любовные похождения Эдуарда, который, как выясняется, – еще тот ловелас. Но в Голотвино привыкший к легким победам повеса натыкается на крепкий орешек, коим оказывается переводчица Нина – эдакий «синий чулок». Она распаляет страсть Эдуарда, и однажды ему удается силой сломить ее сопротивление. После этого происходит странное: из старой девы Нина превращается в хищницу и сама начинает бегать за Эдуардом, страстно желая его. В конце фильма все герои Лунгина кого-то себе находят, кого-то, кого можно любить. Один только Эдик остается один. И очень несладко ему приходится еще и потому, что его обман раскрывается, и все хотят его убить. То вешают на швабре, то топят, предварительно окунув ногами в ведро с цементом. Когда Эдик тонет, ему под водой встречается русалка. Подплывает к нему и высказывает одну из главных мыслей фильма: «Ты никогда никого не любил». И уплывает, лишь махнву хвостом, оставив Эдуарда умирать. Спасает Эдика влюбившаяся в него по уши синий чулок Нина, но даже тогда он убегает из ее цепких ручек. Интересные сцены в фильме - сом плавает в ванной; на кроваво-красном маковом поле старуха поет песни своему «брату».
В течение всего фильма народ в зрительном зале заливался смехом и, судя по всему, находил картину замечательной. Увы, так не показалось мне. Снято так, что трудно улавливать смысл: хромают и сценарий, и сюжетная линия. Идеи нет, по крайне мере той, которую бы понял рядовой зритель. Непроясненность в кинокартине режиссер оставляет на раздумье зрителям, видимо, для развития воображения. Впрочем, скорее всего, такая манера съемки – «фишка» Лунгина. «Бедные родственники» в этом плане очень похожи на «Олигарха». Есть некая лубочность и игра на надрыве – опять же в этом видится неудачное подражание позднему Михалкову.

Документальные

Кадр из фильма “15 БИС”

15 бис

2005, 15 мин.
Режиссер и автор сценария – Александр Муругов

Диплом жюри в категории «Неигровое кино» – Национальный конкурс студенческих фильмов «Св. Анна», Москва, 2005.
Диплом конкурса «Кинотавр. Короткий метр» – ОРКФ «Кинотавр», Сочи, 2005.

Описание

К сожалению, пока у нас почти так и не научились снимать интересные, имеющие в своей основе мысль, документальные фильмы. «15-бис» навевает тоску. В нем попытались показать процесс приобщения простых и грубых шахтеров к искусству. Одна буква в слове меняет всю жизнь горняков: они начинают любить петь, а не пить! Уроки пения им дает женщина-активистка. Перед каждым занятием она проводит со своими подопечными речевую и голосовую разминку. Изображается, что у шахтеров неважно с дикцией. Но так и хочется направить на такие же занятия и саму учительницу - у нее с дикцией не многим лучше. Шахтерский люд показан уничижительно. Грубые неотесанные мужланы с тупыми женами. Активистка учит их доброму и вечному, в то время как сама разговаривает с подружкой по телефону, как неученая деревенская бабка. Заканчивается фильм пафосно и избито. Подготовленный хор шахтеров готов выступить перед своими коллегами по ремеслу, женами и детьми. И все горды, как павлины, и так и хочется воскликнуть: «Вперед – к светлому советскому будущему»!

Продолжение см. здесь




Оставить комментарий





||