Наш мир – сплошной набор антиномий, то есть сосуществования взаимоисключающих понятий. Не миновали чашу сию и звуковые носители. Винил и CD, «аналог» и «цифра» - чем не рай для философов от электроники и звука? Вот только для всех остальных эта сфера – поле битвы. Каждый прочит победу своему «богу». В то время как бог-то тут один, как скандинавский Один, он же Локки. Это звук!
Ох, чую, поджарят меня за такую ересь! Кто-то по примеру инквизиторов на источнике открытого огня, типа «костер», а кто-то, шагая в ногу с техническим прогрессом, на квантовом генераторе, типа «полупроводниковый лазер». Но такая ли уж это ересь на самом деле? Как ни странно, винил и CD – близнецы братья, хоть и похожие на главных героев одноименной комедии в исполнении Арнольда Шварцнеггера и Денни Де Вито.
И виниловая пластинка, и CD – это диски с отверстием в центре. И тот, и другой носитель на своей поверхности имеют спиральную канавку, вот только размеры оной у них, ох, как разнятся. Оба в процессе считывания с них информации вращаются вокруг своей оси, в то время как считывающий элемент перемещается по ее радиусу. Если бы в свое время в производстве виниловых дисков победила бы не поперечная запись, а глубинная, то схожесть данных носителей была бы еще большей. Даже процесс тиражирования у этих непримиримых врагов безумно похож: и для того, и для другого гальваническим способом изготавливается матрица, с которой делается контактный отпечаток. Разнится у них только форма представления сигнала: у винила она непрерывная – аналоговая, а у CD дискретная – цифровая. Как же примирить непримиримое? Только переодев волков в овечьи шкуры, а овец в волчьи, то есть, переписав содержимое винила на CD, и наоборот.
При всей кажущейся бредовости идеи необходимость в подобной метаморфозе есть, да еще какая. Допустим, у нас есть некоторая очень редкая граммофонная пластинка начала прошлого века. Проигрывание ее на родном устройстве воспроизведения настоящее убийство! Так что же делать, если вы не филофонист и вам хочется слушать ее еще и еще? Другая ситуация: вы - настоящий поклонник винила, и одно упоминание о компакт-диске, не говоря уже о визуальном контакте с оным, вызывает у вас приступ праведного гнева. Но, так или иначе, вы страстно желаете иметь в своей фонотеке записи современных исполнителей, которые теперь, из-за прекращения выпуска рекорд-компаниями LP, можно найти только на этих ненавистных кусках поликарбоната. Как быть?
А вот и рецепты. Начнем со второго случая: нужно обзавестись рекордером, пустыми матрицами и… вот он, привычный и такой живой винил! Совершить данную метаморфозу способны пара устройств.
Первое из них появилось на свет, благодаря клубным ди-джеям. Им требовался собственный эксклюзивный винил.
Vestax VRX 2000. До появления подобных устройств производство «матриц» было довольно дорогим удовольствием. К тому же, срок службы «матриц» был намного короче, чем у обычного винила. С выходом на рынок Vestax VRX 2000 всё изменилось.
VRX 2000 - компактное устройство, его масса - всего 18 килограммов. Записывающая стереоголовка Vestax нарезает винил, без использования каких-либо материнских плат или процессоров. Записанные диски сразу же готовы к воспроизведению. Чистые диски Vestax Harmodisk, предназначенные для записи, сделаны из совершенно новой пластмассы. Ее долговечность составляет 90% от срока службы обычного винилового диска, а качество звука в течение всего этого времени остаётся неизменно высоким. Запись происходит в реальном времени, что позволяет записывать звук с любого источника: компакт-диска, цифровой кассеты, мини-диска, аудиокассеты, МР3-файла и даже напрямую с выхода звуковой карты компьютера.
Характеристики:
Вход. Линейный: -10dBm (несбалансированный разъём RCA) -10dBm / 0dBm / +4dBm по выбору (сбалансированный разъём XLR).Если клубная культура и все, что с ней связано, у вас ассоциируется с деградацией, то вот вам Hi-End комплект от немецкой фирмы Souri's Automaten. Это чудо техники в стартовой комплектации стоит 3200 Евро (а на каждую пластиночку вы потратите еще от 20 до 65 Евро) и включает в себя следующие компоненты:
Итак, создать новый винил для нас уже не проблема, а вот как сохранить и не «заездить» старый?
В случае с редкими пластинками следует оцифровать их содержимое и записать на обычный CD, коему огромное количество проигрываний нипочем.
Для воплощения идеи в жизнь можно поступить, как ученые из лаборатории Беркли. Они использовали датчики для регистрации субатомных частиц и луч лазера, чтобы фиксировать рельеф дисков, а потом при помощи компьютерной обработки переводить его в звук. Таким образом, они возвращали к жизни записи на разбитых пластинках начала XX века, которые уже нельзя было склеить и поставить на обычный проигрыватель, а также на ещё более старых цилиндрах из фольги, которые находились в таком плачевном состоянии, что их нельзя было «проиграть» никаким контактным способом. Но этот способ не очень-то нам подходит.
Итак, прежде чем заняться переводом винила на CD, стоит разобраться с типами виниловых пластинок. Это необходимо, чтобы не ошибиться в выборе механики и аналоговой части системы оцифровки.
1. Диски американских и европейских (включая российские) фирм начала ХХ века.
Имеют скорость 78 оборотов в минуту, иногда – с небольшими отклонениями. Рассчитаны на проигрывание иглами с радиусом 90-100 микрон. Отличаются хрупкостью и вместе с тем массивностью, этикетками соответствующего оформления, хорошо видимыми барьерами по окружности у края и у этикетки (они предохраняют иглу от соскакивания с зоны записи). Встречаются диски с записью только с одной стороны. Они именуются привычным для нашего уха словосочетанием «граммофонные пластинки», так как разрабатывались для прослушивания именно на том самом красивом механическом аппарате с большим рупором. Масса звукоснимателя граммофона (мембраны) достигала 100 и более граммов.
2. Отечественные пластинки 20-х - 45-го годов.
Близки к предыдущему стандарту. Барьеры для иглы не выдавлены, и нет вводной канавки для нее. Эти два типа пластинок в период их выпуска проигрывались только на механических граммофонных устройствах. Следует отметить, что радиус закругления стандартной патефонной иглы заметно меньше, чем рекомендуемый. По мере износа и затупления (во время проигрывания одной стороны пластинки), игла приобретала необходимый в среднем радиус. В связи с этим канавка сильно повреждалась при проигрывании, острая игла доставала до дна канавки, царапая и скалывая его.
3. Диски на 78 оборотов, выпущенные в СССР после 1945 года (в остальных странах – после 1939-го).
Характерны наличием вводной канавки, которая помогает игле попасть на начальную зону записи. Требуют иглы с радиусом около 65 микрон. Кстати, такой же у наших стандартных корундовых игл для 78-х пластинок. На головке звукоснимателя они помечались прямоугольником, зеленым цветом или надписью «78». Пожалуй, пластинки этого типа уже чересчур «нежны» для патефона, хотя именно на нем они, в основном, и проигрывались. В послевоенный период распространяются уже облегченные (10-15 граммов) звукосниматели с корундовыми иглами. Они резко уменьшили износ пластинок. В последние годы выпуска (после 1965 года) пластинки этого формата обладали уже весьма приемлемым качеством звучания.
4. Первые отечественные «долгоиграющие» пластинки.
При скорости проигрывания 78 оборотов требуют иглы с радиусом около 30 микрон (близко к значению для современных пластинок на 33,3 оборота). Рассчитаны только на электрическое проигрывание корундовой иглой.
5. Отечественные и импортные пластинки на 45,1 оборота в минуту.
Требуют игл радиусом 20-25 микрон. Это уже вполне современный формат, для проигрывания таких пластинок прижимная сила не должна превышать 3-5 граммов.
6. Последний по времени стандарт – пластинки на 33,3 оборота в минуту.
Сюда входят также гибкие и сувенирные пластинки. Требуемая игла - с радиусом закругления около 20 микрон. Необходима высокая гибкость подвижной системы звукоснимателя и прижимная сила - от 0,8 до 1,5 г.
Для последних трех типов подходящими будут корундовые и алмазные иглы, выпущенные по отечественному стандарту для «долгоиграющих» пластинок. На головках звукоснимателей они помечались треугольником, красным цветом или надписью «33». Пластинки западных фирм со скоростями 16 и 11 оборотов в минуту рассчитаны на такие же иглы.
Во всех вышеперечисленных стандартах грамзаписи применялась поперечная нарезка (модуляция) звуковой дорожки - в плоскости диска. Только самые ранние диски фирм «Патэ» и «Эдисон Даймонд» записывались с применением глубинной модуляции.
Для проигрывания пластинок со скоростью ниже или равной 45,1 об/мин подойдет любой современный проигрыватель, а вот для 78-ых потребуется нечто из того, что выпускалось нашей промышленностью до 80-го года прошлого века.
Теперь о частотных предыскажениях, которые вносились в граммофонные записи. Диски различных стандартов имеют отличающиеся характеристики предыскажений и требуют, соответственно, разной коррекции амплитудно-частотной характеристики тракта при их воспроизведении. Для пластинок на 78 об/мин этот вопрос весьма туманен, так как создается впечатление, что сколько было производителей, столько и стандартов предыскажений. Поэтому в оценке коррекции приходится, в основном, полагаться на слух. Даже для отечественных пластинок за весь период производства дисков на «78» необходимая частотная коррекция сильно менялась. Для первичной частотной коррекции наиболее приемлемым для таких пластинок было бы применение графического эквалайзера высокого качества. Что же касается «долгоиграющих пластинок» – здесь форма корректирующей кривой регламентирована международным соглашением (так называемая RIAA-кривая). Именно в согласии с ней спроектированы все схемы предусилителей-корректоров. Такой корректор всегда есть в проигрывателе, если он оборудован магнитной головкой звукоснимателя. Более ранние модели с пьезоэлектрическими головками не имеют стандартной коррекции АЧХ (хотя собственная характеристика пьезоголовки напоминает необходимую для коррекции), и здесь приходится снова полагаться на эквалайзер и собственный слух. Наилучшим качеством звука обладают ламповые предусилители-корректоры. Только они (наряду с граммофоном) способны «вдохнуть жизнь» в плоское и зашумленное звучание старинных записей.
Теперь у нас есть проигрыватель, предусилитель-корректор и эквалайзер, а значит - механика и аналоговая часть у нас полностью укомплектована. Теперь можно переходить к устройствам из мира компьютеров и цифр.
Для оцифровки, последующей обработки и записи на CD наиболее разумно использовать персональный компьютер. Если вы оцифровываете сигнал с помощью цифровой звуковой платы, сохраняете на жестком диске, обрабатываете с помощью программных средств, типа WaveLab, и потом записываете на компакт-диск с помощью CD-рекордеров, подключенных через SCSI- или IDE-интерфейс к вашему компьютеру, вы легко избежите проблем с джиттером, то есть с цифровой детонацией. Оцифровать звуковой материал желательно 20-24-битным АЦП на повышенной частоте дискретизации (скажем, 64-96 кГц, если ваш АЦП это позволяет). Исходя из этого, и стоит выбирать звуковую плату для ПК. Затем необходимо произвести обработку полученного цифрового сигнала с помощью специального программного обеспечения (например, Deutsche Gramaphon's ABI или Sony's Super Bit Mapping, Waves), использующего компрессию, дизеринг и нойз-шейпинг (а также другие алгоритмы) для преобразования 20-24-битного цифрового потока данных в 16-битный цифровой поток. Таким образом, можно достичь субъективно лучшего отношения сигнал/шум на компакт-диске, хотя объективные измерения могут показать незначительное ухудшение этого параметра за счет увеличения мощности высокочастотных шумов.
Ну вот, кажется, и волки целы, и овцы сыты, или наоборот. Эх, диск, диск! Виниловый ты будешь или поликарбонатный – какая разница, лишь бы музыка звучала.
|
Оставить комментарий
УДАЧИ Всем!