Виниловые пластинки - настоящий оплот аудиофилов. Ведь именно на них остается изначально задуманный автором звук. Но рано или поздно рушатся даже самые крепкие опоры. Когда придет черед винила? Об этом мы беседуем с руководителем Акустического Центра МТУСИ Дмитрием Свободой.
hifiNews.RU: Дмитрий Георгиевич, какой из аудионосителей более качественный: винил или CD?
Д.С.: Безусловно, винил. Но, скажем, как «Запорожец» по сравнению с любым автомобилем. Винил по качественному и эмоциональному уровню выше, чем СD за двумя исключениями: шумы и трески при воспроизведении и достаточно низкая износостойкость. А эмоциональность? Помню, как приобрёл фирменный CD диск Uriah Heep «Salisury» - старый и один из любимейших. Он у меня есть на виниле, но уже поезженный, шипящий, кое-где даже с перескоками. И что вы думаете? С СD все звучит аккуратненько чистенько, даже стерильно. Но не увлекает. Хочется сравнить с дневными лампами холодного и теплого освещения: теплое – это винил, а холодное – это СD.
hifiNews.RU: А винил долговечен?
Д.С.: Винил долговечен, если ничего с ним не делать. Хотя мыть, например, его можно. Я сам этот делал. Спецсоставом или даже мылом (но не щелочным)! Чтобы пластинки служили дольше, за ними надо ухаживать. Во-первых, перед тем как проигрывать, их надо почистить специальной щеточкой, которая статику снимет и вычистит пыль со дна дорожки. Во-вторых, игла должна иметь минимальный вес, чтобы почти не изнашивать пластинку, не теряя при этом уверенного контакта с дорожкой. Особенно, если дорожка стереофоническая, так называемая – 45-45. Вы знаете что-нибудь об этом?
hifiNews.RU: Что это?
Д.С.: Давайте чуточку поподробней. Монофоническая дорожка – это просто канавка, которая изгибается в зависимости от амплитуды звукового сигнала. А стереофоническая запись делается таким образом: левая и правая стенки этой канавки не отвесны, а срезаны под углом 45 градусов относительно дна. И на каждой из этих стенок имеются выступы и провалы, имитирующие амплитуду звукового сигнала левого и правого каналов. Их-то скользящая по вращающейся пластинке игла и отслеживает. Если игла очень дорогая - алмазная, податливая и не царапающая канавку, а не корундовая, то винил будет долговечным. Угол заострения иглы и форма конуса тоже имеют значение. Самым лучшим, но и дорогим, по праву считается усечённый эллипсный конус иглы. Благодаря такой форме, площадь его соприкосновения со стенками дорожки меньшая, поэтому и износ пластинки существенно меньше. Про податливость подвеса иглы я уже упоминал. Если ее подвес хорош, она плавно повторяет колебания канавки и не так изнашивает пластинку. Но не нужно забывать еще об одной важной вещи - как игла преобразует свои механические колебания в электрические сигналы. Более дорогими и качественными являются электродинамические головки ММ и МС. У первой на противоположном от иглы кончике иглодержателя установлен магнит. Его колебания и создают в находящихся вокруг неподвижных катушках звуковое напряжение. У головки МС на противоположном конце иглодержателя имеются миниатюрные (провод толщиной меньше человеческого волоса) катушечки, которые колеблются в поле расположенных вокруг неподвижных магнитов. И напряжение возникает на обмотках этих катушечек. Но у ММ и, особенно у МС головок, напряжение настолько мало, что им требуется предусилитель (да ещё со специальной коррекцией).
hifiNews.RU: Исходя из того, что вы уже сказали, винил может стать заменой компакт-дискам?
Д.С.: Возрождение винила, вроде бы, началось. Японцы одними из первых возобновили его производство. Но, думаю, этот новый виток - уже затухающий.
hifiNews.RU: Фактически винил умрет?
Д.С.: Я думаю, что умрет, потому что им интересуются единицы людей. Очень скоро меломаны, которые собирают коллекции пластинок, будут совсем малочисленны и подобны тем, кто в свое время собирал, скажем, оригиналы Рембрандта. Винил будет, как знамя. Знамя – большей частью пижонское и очень малой частью - тех интеллектуалов звука, которые действительно понимают и ценят это дело. Я не знаю сейчас никого, кто бы с нуля собирал коллекцию винила и покупал дорогущие пластинки. Отчасти дело в том, что, хоть выпуск дисков и возобновился, их тираж - очень небольшой и стоят они немало. И потом CD гораздо удобнее и проще в обиходе. Кто будет виниловый проигрыватель ставить в машину, например? Даже те люди, которые бьют себя в грудь и говорят, что любят винил, пользуются «сидюшниками». Ну и, плюс к этому, недостаток музыкальной информативности: ничего нового на виниле, как правило, не выходит, за исключением классики. Тем не менее, любители винила есть. По большей части, те, у кого набиты шкафы пластинками. С сожалением хочу напомнить, что советские пластинки в подавляющем большинстве были посредственного качества. Ярким примером тому служила продукция Апрелевского завода грампластинок. Брак в некоторых его тиражах достигал 70 %. Но их покупали, потому что музыкой разжиться было просто негде. Вот здесь у меня на столе лежит золотая матрица, я ее сохранил с тех времен. Я всегда был глубоким приверженцем винила, у меня большое количество пластинок, но я их не собирал в шкаф, а переписывал на студийный магнитофон с самым крутым тогда по качеству форматом (лента шириной 6,25 мм, скорость 38,1 см/сек.). В моей фонотеке звучания на 370 километров…
hifiNews.RU: Километров? Первый раз об этом слышу!
Д.С.: Простите за каламбур – время звучания измерять в километрах! Но так всегда в профессиональной звукозаписи было. Километр – это рулон студийной ленты, который имеет на скорости 38,1 см/сек время звучания 45 минут, а на скорости 19,05 см/сек – полтора часа. По сути, в этой фонотеке - почти 400 километров, на каждом из них по два-три диска. Она – мой самый большой предмет гордости. Собиралась с 1967 года. Тогда в меломании еще только все зачиналось. Был черный рынок московских фарцовщиков пластинками. Торговцы собирались возле Планетария, потому что там был большой комиссионный магазин, где продавалась импортная звукозаписывающая техника. Это было центральное место оптаптывания сапог для московских меломанов. Многие приходили туда и, глотая слюни, смотрели через стеклянную витрину (простых смертных, без валюты, туда не очень-то и пускали) на какой-нибудь магнитофон, например, ТК-46, который был по тем временам чем-то фантастическим, как сейчас, например Pentium 6, которого в природе еще нет. Я был студентом, ещё не расстался с модным, по тем временам, музицированием в составе бит-групп, но уже заболел меломанией. И подрабатывал (теперь уж чего скрывать!) фарцовщиком модных пластинок. Кстати, зарабатывал на этом деле прилично. Мог позволить себе пойти в ресторан. Но квалификация для такой фарцовки требовалась отменная. Нужно было очень чётко знать, когда «за бугром» вышла последняя пластинка очередного исполнителя или группы, на какой фирме в оригинале она издана, есть ли уже в Союзе и прочее. Заметьте, Интернета тогда и в помине не было, зарубежных журналов тоже. Приходилось слушать КВ приемник и жадно ловить последние новости. Не на русском языке, разумеется.… С конкурентами по фарцовке надо было поддерживать особые отношения. Мы знали друг друга только в лицо (при этом, не зная, кто Ваня, Петя или Вася), и нам было известно о качестве и ассортименте пластинок каждого. А если появлялся кто-то новый, его надо было еще проверить. А то, может быть, он там что-то химичит. Ведь были люди, которые брали фирменный пакет, аккуратненько его вскрывали, клали туда совсем другую пластинку, или, скажем, некачественную, а то ещё и с Апрелевского завода, запечатывали и продавали. В нашей среде такие удерживались недолго. Рано или поздно они попадались, им дружно квасили то самое место, которым слушают и едят. Хуже было с подсадными – которых запускали в нашу среду менты (мало им было бесконечных облав…). А до студенчества, еще в школе, было менее импозантное, но более залихватское занятие грамзаписью. Тогда по Москве вообще ходила мода - делать самодельные пластинки. Так называемые, «на ребрах». Почему «на ребрах»? Потому что в качестве материала для пластинки использовались рентгеновские снимки. На них с помощью самодельного рекордера прямо с магнитофона или с проигрывателя, через специальный усилитель, вживую записывались дорожки. Материал самый подходящий, чтобы рекордер хорошо писал и быстро не тупился. А достать снимки при советской неразберихе можно было в любой поликлинике – 20 копеечек за снимок из рентгеновского кабинета или чьей-то личной карточки. Такие пластинки продавали на рынок оптом по рублю, раскупали их мгновенно, поскольку писались на них самые последние хиты. Ведь хорошую пластинку в те времена достать было целым делом! Пластинки привозились из-за рубежа поштучно, и стоимость их была ошаленная. Люди охотились за ними, брали их друг у друга и переписывали. Я помню, как мы гонялись, например, за Белым альбомом The Beatles. Он был сам по себе хорош и с точки зрения качества записи, и с точки зрения музыкального содержания. Часто пластинки разбивали, чтобы конкуренты не имели возможности выпустить параллельные «рёбра» и сбить покупательский спрос на наши изделия. А иногда пластинки били, чтобы выйти из бандитских разборок. На меня, например, когда я шел с десятком пластинок, нападали в подъезде, чтобы их отнять. Я в таких случаях одну им бросал, а остальные бил. До сих пор помню, как разбить сразу несколько виниловых пластинок. Их перегибать бессмысленно – не разобьются.
hifiNews.RU: Как же тогда? Приоткройте секрет!
Д.С.: Только резкий и точный удар каблуком по дырочке в центре. Пластинка трескается от центра к периферии, и все – негодная. Вот такое героическое, такое хулиганское прошлое. Но любовь к хорошему качественному звуку уже тогда заставляла творить такие вещи. Так вот, несмотря на большую фонотеку, я слушаю записи из нее очень редко, потому что совсем нет на это времени.
hifiNews.RU: Неужели совсем никогда?
Д.С.: Во-первых, у меня нет времени. Второй Дамоклов меч - количество дисков у меня всё же ограничено. А покупать новые – дорого. В-третьих, недостаток музыкальной информативности. Ничего нового на виниле, за редким исключением, сейчас не выходит. А если выходит, то только, может быть, классика. А классику можно в достаточно приличном качестве прослушать и на некоторых CD. Недавно открыл очень интересную штуку. Был такой мюзикл, который американцы в конце 60-х сняли. Называется «Барбарелла». Фантастика с эротикой: Джейн Фонда, еще молодая, там сыграла секс-бомбу, которая летит на космическом корабле, в какую-то тьму-таракань - Тау-Кита (это потом я понял, откуда Владимир Высоцкий взял это название). И там был очень хороший саундтрек. Запись музыки – сплав только что появляющихся тогда синтезаторов в стиле рок с отличной симфонической оркестровкой, спецэффектами - просто великолепна по качеству. Пластинка вышла на виниле, и оказалась у меня в коллекции, хотя самого фильма я не видел. Музыка эта запомнилась, стала этапом в жизни… Вспомнил я об этом, потому что недавно на одном из ночных телеканалов наткнулся на этот мюзикл, который, наконец, увидел. Сюжет, разумеется примитивный, а музыка, хоть и через ТВ, но та, родная. Так вот, не так давно мне попался CD с этим саундтрэком. Звучит отвратительно! Вот яркий пример, когда вынужден слушать винил, несмотря на все шорохи и трески, а не CD. «Значит, плохо оцифровали!» – скажут мои оппоненты. И я отвечу: «Может быть, но на виниле это слушается совсем по-другому!» Опять я – вроде как, защитник винила, но я прекрасно осознаю, что все это последний всплеск.
hifiNews.RU: Если винил умрет, то какова судьба СD?
Д.С.: И СD умрет, лет через пять-десять полностью.
hifiNews.RU: Не может быть!
Д.С.: Да. В существовании СD не будет никакого смысла. Все теперешние плееры, какими бы суперизящными и суперэффективными они ни были, имеют механический привод. Будущее за твердотельными носителями цифровой информации. Кроме того, у СD есть еще одна неприятность. Они ведь, как и винил, стареют. Хотя дискам, которые у меня есть, лет 10-12, они - качественные, и я пока этого не замечаю. Сейчас есть СD, есть винил, а лет через пять-шесть знаете, что будет? МP3, но в твёрдотельном пользовании! СD еще останется, но будет таким же редким для меломанов, как сейчас винил. А МP3 будет, как сейчас СD. К большому сожалению! МP3 - которое обманывает наши уши, а на низких битрейтах (послушайте некоторые станции в FM диапазоне) просто отвратительно по качеству - имеет функциональные преимущества: а) можно украсть массу музыки из Интернета, б) большая вместимость на носителе, в) минимальные размеры плееров. Уже сейчас появились комбинированные МР3-плееры с диском, в которые, пожалуйста, воткнул флэшку и слушай на здоровье, диск пусть отдохнёт! Наиболее динамична эта тенденция в автомобильном звуке, где МР-3 головные устройства уже завоевали почти половину рынка, резко вытесняя качественные CD.
hifiNews.RU: Вы клоните к тому, что и СD, и МР3, и винил через десяток лет исчезнут и мы все будем ходить с чипами?!
Д.С.: Да, так и будет. И не только в звуке, но и в компьютерах с вращающимся диском в винчестере. Кстати, могу привести примеры, когда форматы уже так умирали. Philips опоздала с замечательной разработкой, которая называется DCC. Это цифровая запись на хорошо известную нам аналоговую кассету формата «С». Там цифровая головка записывала и считывала с магнитной ленты не две стереофонические дорожки, как в аналоге, а сразу 10, очень узеньких, цифровых (система S-DAT). И так с каждой стороны. Скорость движения та же, что и у нашего бывшего монополиста в портативном звуке – 4, 76 см/сек. Philips посчитала так: раз у всех есть обычные компакт-кассеты, надо сделать цифровую компакт-кассету с полной совместимостью в звуке. Разработка широко раскручивалась лет 10-15 и не пошла. Да потому, что все перешли тогда на уже раскрученный мировыми производителями CD! По этой же причине и формат мини-диска SONY умер, так и не получив должного развития…
Зарядка для ушей от Дмитрия Свободы (Взята из профессиональных хитростей звукорежиссёров. Рекомендуется делать людям после 45, когда начинает ослабевать слух на верхних частотах). Зарядка делается очень просто, но при этом есть болезненные ощущения. Она направлена на то, чтобы разработать барабанную перепонку, которая с возрастом стареет. Надо взять сухую ватную палочку, осторожно засунуть ее в ухо и слегка надавить на перепонку так, чтобы возникла едва заметная боль, и сделать два-три толчка. Через 5-10 сек. повторить процедуру. Конечно, надо следить за тем, чтобы не порвать перепонку. Упражнение рекомендуется делать каждое утро не менее двух трёх минут. Результат налицо, если гимнастику делать регулярно. |
|
Оставить комментарий
Много вещей все же никогда не выходили на СД, и их можно достать на виниле.
Да и дело все же не в том что их не было.. а в том что сам кайф послушать пластинку
Про перспективу винила я согласен с Д.Г. Время жизни винила ограничено и заключено в рамки того, что уже создано. Новоделы не решат эту проблему в том объеме выпуска винила, который был в 60-80-е годы.
Но тогда простой вопрос, но не к Д.Г. в пространство. А что будет дальше с источниками воспроизведения "живого" звука. СД, МР3, компьютер?. Вот что ждет не нас, мы то о себе побеспокоились, а новое поколение, которому не будет дано услышать приличный звук из современных гаджетов. Вот кто сможет ответить на этот вопрос. Думаю, что время. Оно правит нами. Может возникнут новые технологии, которые решат такую проблему, а может, кто считает, что и проблемы то нет. Цифра все исправит? Ака Дед.
Скажите пожалуйста, как при том изобилии музыки в интернете, выживают эксклюзивные фирменные магазины по продаже, ну скажем тех же самых виниловых пластинок, это если не брать во внимание DJ-е пластинки с электронной музыкой?
С уважением,
АЛЕКСЕЙ