Еще недавно российские школы и ВУЗы, оснащенные презентационной техникой, считались богатыми и продвинутыми. Сейчас этим никого не удивишь. Мультимедийные проекторы и плазменные дисплеи активно используются в просторных аудиториях и уютных классах.
В российских учебных заведениях сейчас представлен широкий спектр презентационных технологий: от простых маркерных досок и оверхед-проекторов до самых совершенных мультимедиапроекторов и досок электронных. Почти в каждом ВУЗе и в любой школе найдется класс, в котором установлены: проектор, экран или LCD дисплей, видеомагнитофон, современный компьютер и аппаратура, позволяющая визуализировать разнообразную информацию с CD и DVD источников, видеокассет, книг, слайдов (видеоимиджер, оверхед-проектор, эпипроектор).
Для показа видео- и компьютерной информации на уроках и лекциях сейчас можно работать сразу с несколькими устройствами. «Таким образом, подключив к проектору (или другому средству коллективного отображения информации) такие источники как: видеомагнитофон, компьютер, документ-камеру, преподаватель может использовать весь спектр программной продукции и видеоинформации, - говорит Михаил Зернов, старший менеджер компании «РТА-Инжиниринг». - А информация, подкрепленная видеоматериалами, согласно данным исследований, является наиболее усваиваемой в процессе обучения».
Действительно, с помощью всех этих средств, преподаватель более полно доносит до учащихся какую-либо идею. Кроме того, технически оборудованные классы хороши в качестве и издательских центров, и учебных видеостудий.
Продвинутый класс |
В школах и ВУЗах из всего представленного в арсенале презентационного оборудования используют в основном мультимедиапроекторы, которые проецируют изображение с компьютера, электронного микроскопа, документ-камеры или видеоисточника (DVD, видеокамеры и т.д) на большой настенный экран. Фото: продвинутый класс.
По прогнозам дистрибьюторов, в ближайшем будущем мультимедиа-проекторы станут широко используемым инструментом в сфере образования. «Сегодня информатизация образования связывается в первую очередь с оснащением учебных заведений компьютерами, - поясняет Анна Зуева, директор компании ДеЛайт 2000. – Но, чтобы провести полноценный урок с использованием компьютерных средств обучения, необходимо одновременно посадить за компьютеры не менее половины класса, то есть требуется около двух десятков ПК. Если же в классе будет установлен мультимедиа-проектор, подключенный к учительскому компьютеру, то такая система позволит эффективно проводить занятия на базе компьютерных учебных материалов сразу для всей аудитории. Можно вообще обойтись без персонального "учительского" компьютера, если использовать проекторы с сетевым интерфейсом. Они подключаются к локальной сети школы или лицея, а информация размещается на сервере.
По словам Анны Зуевой, кроме мультимедиа-проекторов широкое распространение должны получить настольные видеокамеры, позволяющие демонстрировать на экране страницы книг, трехмерные объекты или изображения, видимые в микроскопе. В некоторых моделях проекторов уже есть встроенная мобильная документ-камера, что позволяет экономить средства и демонстрировать методические материалы самого различного типа: компьютерные, видео или печатные материалы".
В школах проекторы используют, в основном, в трех направлениях. Во-первых, их, конечно же, применяют для показа видео- и компьютерной информации на уроках. Например, подключив к проектору видеомагнитофон и компьютер Macintosh с программой Virtual PC, учитель может использовать весь спектр программной продукции и видеоинформации. Во-вторых, при работе с ребятами над различными проектами. В этом случае проекционные технологии значительно повышают эффективность выступлений школьников, помогая им более полно проявить себя в творческом плане. И, наконец, в-третьих, для проведения семинаров и педсоветов, которые, в результате, проходят более качественно и быстро. В ВУЗах сфера применения проекторов значительно шире. Помимо односторонних презентационных моделей, существовавших до недавнего времени, там сейчас можно организовывать видеоконференции. Это на руку в первую очередь иногородним студентам и преподавателям. «К нам поступают по проведению наших курсов из других городов, поэтому сейчас мы приступили к этапу разработки преподавания через видеоконференции, - рассказывает Наталия Сапачёва, Координатор проекта Kramer AV Academy. - Возможно, это будет совмещенный метод обучения: лекции будут читать преподаватели по видеоконференции из Москвы, а лабораторные работы и практикумы будут проводиться на местах».
Сейчас удивить учащегося или студента можно только какими-либо новыми технологиями.
Именно с этой целью прошел 23 июня текущего года V-й международный форум образовательных технологий «SMART University for SMART students» («Умный университет для умных студентов»). Мероприятие провели в РГГУ компании SMART Technologies Inc. и Polymedia. На форуме обсуждались главным образом возможности использования и темпы распространения новых технологий в области образования.
«Преподаватели постоянно делятся идеями и пытаются найти новые возможности, чтобы поднять процесс обучения на более высокий уровень и усилить мотивацию учащихся», - сообщает Лора Джеймс, менеджер международного направления SMART Technologies Inc.
Участники форума посетили интерактивные мультимедийные мастер-классы и семинары и ознакомились там с технологичными продуктами, в том числе интерактивными досками SMART Board и их применением в учебных классах. «Интерактивные доски преображают процесс обучения», - отмечает Елена Новикова, генеральный директор компании Polymedia. - C каждым годом мы чувствуем растущий интерес преподавателей многих учебных заведений к их использованию, и программа Грант SMART First (первого приобретения оборудования по специальным ценам) очень способствует активному развитию этого процесса. Те дискуссии и обсуждения, в которых принимают участие специалисты нашей компании, помогают в работе: только точно понимая нужды наших заказчиков, мы можем разрабатывать интересные решения, соответствующие современному мировому уровню».
Вышеупомянутые доски многофункциональны. Они могут быть по желанию пользователя и маркерными, и электронными, и интерактивными.
Электронная доска |
Если маркерную доску подключить к компьютеру, она превращается в электронную. И тогда студентам и школьникам не приходится переписывать лекции с доски – ведь все записи сохраняются в компьютере виде графических файлов Windows или Macintosh. Электронная доска, в свою очередь, может стать интерактивной. Для этого ее подключают еще и к мультимедиапроектору, и на нее, как на экран проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видео) сигнала, с которым теперь можно работать прямо на поверхности доски – достаточно всего лишь прикоснуться пальцем. Интерактивность досок заключаются в том, что можно мгновенно вносить изменения в демонстрируемый материал и управлять отображением компьютерных данных. На интерактивной доске можно делать то же, что и на обычном компьютере: набирать и сохранять текст, показывать слайды и фильмы, вести поиск в Интернете, наносить пометки и примечания прямо поверх открытых файлов и приложений и сохранять их для последующей работы.
На интерактивных занятиях |
Такая интерактивность значительно повышает наглядность учебного процесса и очень удобна при обучении студентов работе со специальным программным обеспечением. Необычные доски помогают вовлечь в процесс обучения дошкольников и первоклассников. Ребята получают удовольствие от занятий, рисуя на экране разноцветными маркерами или передвигая по нему различные объекты.
Школьники у чудо-доски |
Во многих ВУЗах большое количество аудиторий оснащено презентационным оборудованием. Например, в РГГУ десять мультимедийных учебных классов. В мультиплексном студенты обучаются педагогике, применению новых технологий в бизнесе, архивному делу и истории. Занятия интерактивны. Это либо деловые игры, либо аудиовизуальные брейн-ринги. Верными помощниками преподавателям служат мощные мультимедийные компьютеры, ЖК-проектор Mitsubishi LVP-S250, проекционный экран Spectra, видеотехника, аудиосистема с пятиканальным звуком, DVD-плейеры и видеомагнитофоны. Пространство класса способно быстро меняться, благодаря мебели типа «трансформер», монтирующейся наподобие конструктора. В классе новых компьютерных технологий преподают историю, искусствоведение, музеологию, педагогику и информатику. Оборудование — мультимедийные рабочие станции сети, ЖК-проектор, проекционный экран, мобильная копирующая доска Panaboard, DVD-, аудио- и видеотехника. В этом классе нет раздолья студентам-лодырям. На задней стене комнаты, напротив проекционного экрана, висит большое зеркало, которое позволяет преподавателю, не поворачиваясь спиной к аудитории, видеть студентов и при этом держать в поле зрения происходящее на экране.
Интересно оборудована современной презентационной техникой и одна из аудиторий Московской государственной академии тонкой химической технологии имени М.В.Ломоносова. «Основной особенностью новой аудитории является возможность демонстрации на большом экране учебных материалов, подготовленных на компьютере», - говорит Анна Зуева, директор компании ДеЛайт2000. Изображение формируется на настенном экране Draper Luma с помощью мультимедиапроектора Epson EMP 74, жестко закрепленного под потолком». В нерабочем состоянии экран легко убирается в корпус. Видеосигнал поступает от компьютера, установленного в аудитории и подключенного к локальной сети академии. Предусмотрена возможность подключения ноутбука или источника видео (VHS, DVD, видеокамеры). Портативная документ-камера Visualizer VZ-7D с 24-кратным увеличением для отображения бумажных документов и небольших предметов и web-видеокамера VideoLabs StudentCam с насадкой для микроскопа. Микроскоп необходим при проведении лабораторных занятий и семинаров. Обе камеры передают сигнал на проектор по S-video и подключаются через коммутационную панель. Коммутационная панель Extron с разъемами VGA (компьютер) и RCA и S-video (видео) и управляющим входом RS-232 вмонтирована в стену около компьютера и служит для удобства подключения источников сигналов. Выбор источника (компьютер/видео) осуществляется с пульта дистанционного управления проектора. Вместо традиционной аудиторной доски была установлена белая магнитная доска размером 120x240 мм. Изображение на нее наносится разноцветными маркерами и удаляется без следа специальным «ластиком». С помощью магнитов на доске удобно и быстро крепятся карты, схемы, и таблицы.
«Аудитория оборудована всем необходимым для активного применения компьютерных технологий в учебном процессе и позволяет широко использовать возможности мультимедиа-приложений для наглядности представления данных. Возможность интерактивной работы с аудиторией значительно повышает уровень усвоения студентами учебного материала» – говорит ректор МИТХТ им. М.В.Ломоносова, профессор Алла Фролкова.
«Примечательно, что новые технологии, повышающие наглядность, наилучшим образом подходят именно для гуманитарного образования», —отмечает Елена Новикова, коммерческий директор Polymedia.
Можно предположить, что работа в таких классах увеличивает учебные нагрузки студентов. Однако, это, как выяснилось, не так. Преподаватели РГГУ вместе со специалистами Института психического здоровья при РАМН и научно-медицинской фирмы МБН провели исследование. В лаборатории новых технологий обучения установили 24-канальный нейрокартограф, позволяющий измерять активность коры головного мозга. В результате эксперимента на студентах стало ясно, что в большинстве случаев применение новых методик не оказывает на них негативного влияния.
Все вышеописанное презентационное оборудование, конечно, стоит немалых денег. В среднем, на оснащение одного класса уходит несколько тысяч долларов. Но игра стоит свеч: один раз потратиться, а потом заниматься сколь угодно долго в такой удобной и функциональной аудитории.
|
Оставить комментарий