По мнению психологов, звуковая информация формирует около одной пятой нашего восприятия окружающего мира. Но так ли это на самом деле? Даже если не брать в расчет, что люди по типу восприятия делятся на визуалов и аудиалов (а для последних звук – это буквально полцарства), то даже тогда это утверждение можно считать условно правдивым.
Помните знаменитое правило рекламы: «Реклама говорит правду и только правду, но… не всю правду» В данном случае звук поступает с нами точно так же, точнее не сам он как физическое явление, а его определение.
Итак, что же такое звук? Звук – это распространяющиеся в среде упругие волны с частотами от 16 и до 20000 Герц, воздействующие на слуховой аппарат человека. Вроде бы все верно и достаточно полно. Однако звуки существуют и вне границ этого диапазона: ниже 16 Герц лежат инфразвуки, а выше 20000 находятся ультразвуки. Причем кто-то уже «не слышит» и 20 Герц, и 15000 Герц, но это не значит, что этих колебаний не существует, и что они не воздействуют на его слуховой аппарат. Эти колебания существуют, более того, они воздействуют не только на наш слуховой аппарат, но и на весь организм в целом. И, вот что самое интересное, эти звуки за гранью нашего с вами «осознанного» восприятия очень часто в состоянии повлиять на наше сознание сильнее, чем гром среди ясного неба в прямом и переносном смысле этого выражения.
Прежде чем углубиться в дебри «потусторонних» звуков, стоит немного потоптаться на пороге этого мира и прояснить для себя один момент, который всех их объединяет и характеризует в равной степени. А именно: силу звука, или иначе звуковое давление. Что же это такое, и с чем его едят? Звуковое давление — переменное избыточное давление, возникающее в среде при прохождении звуковой волны (обычно звуковое давление мало по сравнению с постоянным давлением в среде). Специальной единицей интенсивности и энергии звука является децибел (дБ). Ноль децибел соответствует звуковому давлению 2 х 10-5 Па, и является порогом слухового ощущения. Величина 2 х 102 Па является болевым порогом. Ощутимый для уха человека диапазон включает в себя силы звука от 0 до 140 дБ. Как вы понимаете 0 дБ, это полная тишина, а вот 140 дБ примерно соответствует реву реактивного двигателя на форсаже с расстояния 5 метров, хотя оценить подобное на собственных барабанных перепонках добровольно согласится только мазохист. Комфортным и безопасным считается уровень звука до 60 дБ. Звук с силой от 60 до 90 дБ можно считать потенциально опасным, так как его негативное влияние вы начнете ощущать только после длительного и непрерывного воздействия, но его последствия обратимы. Если же вы окажетесь в зоне действия звука с силой от 100 до 130 дБ, то поход к отоларингологу вам обеспечен, а вот 140-150 дБ могут отправить вас прямиком в морг.
Ну что ж, переступаем порог слышимости и начинаем путешествие по частотной шкале звуков.
«...На седьмой день обошли вокруг города семь раз. Иисус Новин сказал народу: «Воскликните, ибо Господь предал вам город». И народ воскликнул, и затрубили трубы, и рухнула стена городская до основания...»
Примерно так в Ветхом завете описано взятие израильтянами города Иерихона - крепости, окруженной неприступными стенами. Согласно последним исследованиям, не последнюю роль в разрушении крепостной стены легендарного города сыграл инфразвук, точнее, резонанс самого сооружения под его воздействием. К несчастью, наши с вами организмы и психика еще более беззащитны перед данными колебаниями. Инфразвуковые колебания даже небольшой интенсивности вызывают симптомы схожие с сотрясением мозга (тошнота, шум в ушах, нарушения зрения). Колебания средней интенсивности могут стать причиной «непищевой» диареи и нарушения функций мозга с самыми неожиданными последствиями. Инфразвук высокой интенсивности, влекущий за собой резонанс, приводит к нарушению работы практически всех внутренних органов, возможен смертельный исход из-за остановки сердца, или разрыва кровеносных сосудов.
Резонансные частоты внутренних органов человека:
Однако, запретный плод, как известно, сладок, а посему соблазн воспользоваться им для достижения определенного эффекта очень велик, и примеров подобного великое множество. Правда, и результат всегда один и тот же – изгнание из «рая».
В начале 20-го века режиссера одного из лондонских театров озаботил важный момент. Готовилась к постановке новая пьеса. Одна из сцен переносила зрителей в далекое тревожное прошлое. Какими техническими средствами лучше всего выразить этот момент? На помощь режиссеру пришел известный американский физик Роберт Вуд. Он предложил постановщику использовать очень низкие, рокочущие звуки: они создадут в зрительном зале обстановку ожидания чего-то необычного, пугающего. Для получения «тревожного» звука Вуд сконструировал специальную трубу, которая была присоединена к органу. И первая же репетиция испугала всех. Труба не издавала слышимых звуков, но, когда органист нажимал на клавишу, в театре происходило необъяснимое: дребезжали оконные стекла, звенели хрустальные подвески канделябров. Более того, все, кто присутствовал в этот момент на сцене и в зрительном зале, почувствовали беспричинный страх! Люди, живущие по соседству с театром, позднее подтвердили, что и они испытали то же самое.
Несмотря на подобный «успех», уже в нашем веке у Вуда нашлись продолжатели, причем в той же Англии. Сотрудник Национальной лаборатории физики в Англии доктор Ричард Лорд и профессор психологии Ричард Уайзман из Хертфордширского университета провели довольно странный эксперимент над аудиторией из 750 человек. С помощью семиметровой трубы им удалось примешать к звучанию обычных акустических инструментов на концерте классической музыки сверхнизкие частоты. После концерта, слушателей попросили описать их впечатления. «Подопытные» сообщили, что почувствовали внезапный упадок настроения, печаль, у некоторых по коже побежали мурашки, у кого-то возникло тяжелое чувство страха, а Уайзман в свою очередь заявил: «Некоторые ученые полагают, что инфразвуковые частоты могут присутствовать в местах, которые, по легендам, посещают призраки, и именно инфразвук вызывает странные впечатления, обычно ассоциирующиеся с привидениями, - наше исследование подтверждает эти идеи».
Более красноречивым, если так можно выразиться, подтверждением идей с «приведениями» стал эксперимент инженера Вика Тэнди из Ковентри. Он мистифицировал коллег призраком в своей лаборатории. Видения серых проблесков сопровождались у гостей Вика чувством неловкости. Оказалось — это эффект воздействия инфразвукового излучателя, настроенного на 18,9 герца.
Страшно, опасно, смертельно – вот как можно охарактеризовать инфразвук, но тут же возникает резонный вопрос: «А есть ли у инфразвука положительное влияние?» Есть, но только у «виртуального».
Если прослушать запись духовной музыки тибетских монахов или григорианское пение, то можно услышать, как голоса сливаются, образуя один пульсирующий тон. Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной тональности — образование биений. Когда голоса или инструменты сходятся в унисон, биения замедляются, а когда расходятся — ускоряются. Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов, если бы не исследователь Роберт Монро. Он понял, что, несмотря на широкую известность в научном мире эффекта биений, никто не исследовал воздействие их на состояние человека при прослушивании через стереонаушники. Монро открыл интересный момент: при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы. Например, когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в секунду, а другое — чистый тон с частотой 335 колебаний в секунду, полушария мозга начинают работать вместе, и в результате он «слышит» биения с частотой 335 - 330 = 5 колебания в секунду, но это не реальный внешний звук, а «фантом». Он рождается в мозге человека только при сочетании электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга. Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 8-25Гц, но при тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных частот мозга.
В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических колебаний в человеческом мозге, каждому из которых соответствует свой диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует.
Бета-волны — самые быстрые. Их частота варьируется в классическом варианте от 14 до 42Гц (а по некоторым современным источникам - более чем 100 Герц). В обычном бодрствующем состоянии, когда мы с открытыми глазами наблюдаем мир вокруг себя или сосредоточены на решении каких-то текущих проблем, эти волны, доминируют в нашем мозге преимущественно в диапазоне от 14 до 40 Герц. Бета-волны обычно связаны с бодрствованием, пробуждением, сосредоточенностью, познанием и, в случае их избытка, - с беспокойством, страхом и паникой. Недостаток бета-волн связан с депрессией, плохим избирательным вниманием и проблемами с памятью.
Альфа-волны возникают, когда мы закрываем глаза и начинаем пассивно расслабляться, не думая ни о чем. Биоэлектрические колебания в мозге при этом замедляются, и появляются «всплески» альфа-волн, т.е. колебаний в диапазоне от 8 до 13 Герц. Если мы продолжим расслабление без фокусировки своих мыслей, альфа-волны начнут доминировать во всем мозге, и мы погрузимся в состояние приятной умиротворенности, которое называется еще и «альфа-состоянием». Исследования показали, что стимуляция мозга в альфа-диапазоне идеально подходит для усвоения новой информации, любого материала, который должен быть всегда наготове в вашей памяти. На электроэнцефалограмме (ЭЭГ) здорового, не находящегося под влиянием стресса человека, альфа-волн всегда много. Недостаток их может быть признаком стресса, неспособности к полноценному отдыху и эффективному обучению, а так же свидетельством нарушений в деятельности мозга или болезни. Именно в альфа-состоянии человеческий мозг продуцирует больше вета-эндорфинов и энкефалинов – собственных «наркотиков», отвечающих за радость, отдых и уменьшение боли. Также альфа-волны являются своеобразным мостиком сознания с подсознанием - обеспечивают их связь.
Тета-волны появляются, когда спокойное, умиротворенное бодрствование переходит в сонливость. Колебания в мозге становятся более медленными и ритмичными, в диапазоне от 4 до 8 Герц. Это состояние называют еще «сумеречным», поскольку в нем человек находится между сном и бодрствованием. Часто оно сопровождается видением неожиданных, образов, подобных тем, что рождаются во снах. Они сопровождаются яркими воспоминаниями, особенно детскими. Тета-состояние открывает доступ к содержимому бессознательной части ума, свободным ассоциациям, неожиданным озарениям, творческим идеям. С другой стороны, тета-диапазон (4-7 колебаний в секунду) идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы уменьшают действие соответствующих защитных психических механизмов и дают возможность трансформирующей информации проникнуть глубоко в подсознание. То есть, чтобы сообщения, призванные изменить ваше поведение или отношение к окружающим, проникли в подсознание, не подвергаясь критической оценке, свойственной бодрствующему состоянию, лучше всего наложить их на ритмы тета-диапазона. Этому психофизиологическому состоянию (похожему на гипнотические состояния картиной распределения и сочетания электрических потенциалов головного мозга) в 1848 Френчмен Маури дал название «гипнагогическое» (от греческого hipnos - сон и agnogeus - проводник, ведущий). Используя тета-стимуляцию мозга, всего за три недели можно научиться достигать творческих состояний в любое время и в любом месте, когда захочется.
Дельта-волны начинают доминировать, когда мы погружаемся в сон. Они еще медленнее, чем тета-волны, поскольку имеют частоту менее 4 колебаний в секунду. Большинство из нас при доминировании в мозге дельта-волн находится либо в сонном, либо в другом бессознательном состоянии. Тем не менее, появляется все больше данных о том, что некоторые люди могут находиться в дельта-состоянии, при этом прекрасно осознавая происходящее вокруг. Как правило, это ассоциируется с глубокими трансовыми или «нефизическими» состояниями. Примечательно, что именно в этом состоянии наш мозг выделяет наибольшие количества гормона роста, а в организме наиболее интенсивно идут процессы самовосстановления и самоисцеления.
Недавние исследования установили, что как только человек проявляет действительную заинтересованность в чем-либо, мощность биоэлектрической активности мозга в дельта-диапазоне значительно возрастает (наряду с бета-активностью).
Современные методы компьютерного анализа электрической активности мозга позволили установить, что в состоянии бодрствования в мозге присутствуют частоты абсолютно всех диапазонов, причем, чем эффективней работа мозга, тем большая когерентность (синхронность) колебаний наблюдается во всех диапазонах в симметричных зонах обоих полушарий мозга. Использование бинауральных ритмов является очень простым и в то же время мощным средством воздействия на биоэлектрическую активность мозга. Было проведено достаточно много исследований, доказавших их эффективность для целого ряда приложений, в частности для ускоренного обучения. Например, в исследовании Ричарда Кеннерли было показано, что фонограмма с наложенными бинауральными ритмами в бета-диапазоне (быстрее 14 колебаний в секунду) вызывала достоверное улучшение памяти у студентов.
С инфразвуком теперь все более или менее понятно, а что же с ультразвуком? Как это ни парадоксально, но именно благодаря ультразвуку люди с недостатками слуха смогли переступить порог тишины и наполнить свою жизнь звуками так же, как и большинство из нас. Теория утверждает, что мозг использует голографическую кодирующую систему, так что способен многогранно кодировать через все органы чувств сенсорные сигналы. Поэтому любой стимул, как звук, например, может быть передан через любой другой орган чувств, таким образом, что мозг может распознать входящий сигнал именно как звук, используя особенный для звука тип сигнального кода.
Похоже, сам того не желая, весомый вклад в подтверждение этой теории сделал Патрик Фланаган. Будучи еще подростком, он изобрел прибор, позволяющий любому человеку (даже полностью глухому, даже с удаленным хирургическим путем средним ухом и, более того, даже с полностью атрофированным слуховым нервом) слышать через кожу. Патрик назвал свой прибор – «Нейрофон».
Первый Нейрофон увидел свет, когда Патрику было всего 14 лет, в 1958. Прибор опробовали на человеке, который оглох в результате менингита спинного мозга. Эксперимент оказался удачным, и на следующий день вышла статья о нейрофоне, как о потенциальном слуховом аппарате для глухих. Известность Патрика росла с каждым годом. В 1962 году он снялся в телепрограмме Гари Мура «Ive got a Secret Show» («У меня есть один секретик»). На глазах у всей Америки, юный Патрик приладил электроды Нейрофона на… очаровательную попку манекенщицы Бесс Мейерсон. В результате модель смогла услышать стихотворение, записанное на магнитофон другим гостем телепередачи Энди Гриффитом. Во время воспроизведения его голос звучал как бы внутри головы Мейерсон, но она так и не поняла, что же с ней сделали.
Второй канал слуха Патрик Фланаган открыл в 1958 году. Он проводит ультразвуковые волны через кости, биологические жидкости или через кожу к недавно открытому новому органу слуха. Инструментом восприятия ультразвуковых вибраций является маленький орган в мозге, известный как лабиринт (орган равновесия) - важнейшая часть вестибулярного аппарата. Этот орган размером примерно со снежинку. Лабиринт используется организмом для восприятия гравитации. Он заполнен жидкостью и имеет тонкие волоски, которые расширяются к основанию. Когда положение головы меняется, движение жидкости стимулирует волоски, сообщая нам, куда мы накклонились.
Кожа обладает пьезо-электрическими свойствами. Если приложить к ней вибрацию или потереть, она генерирует электрические сигналы и плоские волны. Когда вы используете Нейрофон, кожа вибрирует на амплитудно модулированной несущей ультразвуковой частоте 40 кГц и переводит в звук электрические сигналы, по многочисленным каналам идущие в мозг. Кристаллы, обладающие пьезо-электрическиими свойствами, сжимаются и расширяются с частотой, равной частоте электрического тока, протекающего по их поверхности. Вибрация от кристаллов механически передается коже на несущей частоте 40 кГц Нейрофона. Когда излучатели Нейрофона прижаты к коже, или когда их соединяют вместе, они вибрируют в двух режимах. Один - это обычное звучание, второй - ультразвук, который может быть услышан только кожей или через костную проводимость. Когда «наушники» от Нейрофона приводятся в соприкосновение с кожей, ультразвуковой голос или музыка начинают восприниматься лабиринтом вместо улитки.
Выбор в пользу ультразвука, видимо, не случаен. Недавние исследования установили, что, оказывается, мы живем в мире ультразвуковых колебаний. Даже когда человек просто идет по траве, генерируется ультразвук. Каждое дерево является генератором ультразвука, который оно использует, чтобы качать воду по капиллярам от корней к вершине. И, наконец, от ладоней человека зарегистрированы ультразвуковые колебания с частотой 28000 Герц. Ключ к пониманию работы Нейрофона лежит в стимуляции нервных окончаний кожи дискретными кодированными сигналами, которые, согласно голографической модели мозга, имеют такие фазовые соотношения, что распознаются любым нервом в теле, как звуки.
Описываемый эффект наблюдается и на других частотах электромагнитного спектра. Действительность такова, что во всем диапазоне электромагнитных излучений имеются так называемые «окна» - резонансные частоты тех или иных физиологических контуров человеческого организма. На частотах из «окон» или их гармониках и наблюдаются подобные эффекты. При этом, чем выше несущая частота, тем больше информации можно в нее «закачать». Например, мало кому известен анекдотичный случай, произошедший в США во время сверхсекретных испытаний самолетов-невидимок («Стэлс»). Когда домохозяйки небольшого городка, расположенного недалеко от секретной авиабазы, стирали в эмалированных тазиках белье (которые, между прочим, по форме и по некоторым качествам походили на параболическую антенну), то начинали слышать у себя в голове переговоры летчиков с авиабазой. Все дело в том, что несущая частота радиостанций, из соображений секретности, была выбрана нестандартной и оказалась равной одной из резонансных частот организма.
Рискуя посеять в читателе мрачные подозрения, замечу, что все психотронное оружие основано на использовании эффекта «окон». Но не все так гладко и с ультразвуком. Известно, что ДНК - это сложная структура, обладающая голографическими свойствами, взаимодействующая с электромагнитными и акустическими волнами, а также их излучающая. При особом облучении лазером молекулы ДНК испускают специфическое упорядоченное дискретное излучение, несущее в себе информацию о структуре самой ДНК. Но данный эффект полностью прекращался, если на препараты воздействовали ультразвуком (25кГц, мощность 6,6Вт/см) в течение 10-15с на расстоянии 1-2см от источника акустического поля. После этого радиозвук становился монотонным и практически не отличался от фонового.
При операциях на раковых опухолях ультразвуковыми скальпелями в 30-40% случаев происходит «стирание» извращенной генетической информации, даваемой онкогенами, что приводит к прерыванию метастазов. Это служит основой для разработки принципиально новых методологий «волновой хирургии» онкологических больных, а если шире - то и «волновой медицины».
Но если подобным образом стирается вредная информация, то не сотрется ли и нужная? Определено сказать сложно, а посему стоит придерживаться поговорки: «Береженого Бог бережет».
|
Оставить комментарий