Бытовая электроника. Тренды 2010 года
Если посмотреть на Человечество в начале второго десятка 21 века, то можно заметить возрастающее значение техники развлечения для людей. Телевизоры, аудиосистемы, техника съемки, все это влияет на быт людей, а для многих стран производство бытовой электроники стало, чуть ли не главным элементом развития экономики. В машиностроении есть понятие измерительная база. Как правило, это точка или линия на поверхности детали, с которой проводятся все, или большинство измерений. Измерительной базой всей индустрии медиатехники для быта можно смело считать международную выставку CES, что проводится каждый январь в знойном Лас-Вегасе. Именно, к этой выставке ведущие производители консьюмерской электроники готовят свои прорывные модели, и обновляют линейки, именно на нее везут прототипы невиданных, почти фантастических устройств, которые должны заполнить прилавки супермаркетов электроники через год, ну или два. Давайте посмотрим, какие тренды развития электроники были заявлены на CES 2010, и что реально получило развитие.
Тренд №1 - 3D
На выставке Consumer Electronic Show 2010, по сути, объявил о начале крестового похода в «глубину». «Глубина» – это технический сленг производное от английского Deep – глубина, а 3Deep или запросто 3D – означает трехмерность или объем. Вроде логичное развитие телевидения от аналога к цифре, от цифры к высокой четкости, от HD к 3D, однако удивляет скорость перехода. Судите сами, от аналогового метода записи видеосигнала на VHS-кассетах к цифровому на DVD-дисках Человечество перешло примерно за пять лет. От цифрового формата DVD с высокочеткому Blu-ray перешли примерно за три года, да и то не до конца. А вот переход с Full HD на 3D Full HD производители обещают перевести на всего за два года – 2010 и 2011. По-крайней мере две компании на своих пресс-конференциях посвященных продвижению 3D, заявили, что в их планах достижения паритета продаж 2D и 3D всего за два года.
Ну, что же давайте подсчитаем. Если же считать CES 2010, на котором все ведущие производители электроники для дома заявили о своих разработках в области 3D, стартом компании, то к концу 2011 года, по планам 3D-вендеров, мы с вами должны будем покупать на один простой телевизор один трехмерный. Возьмем две наиболее популярные в России системы маркетингового поиска, и посмотрим на рынок продаж 3D-устройств.
Соотношение общей массы Blu-ray проигрывателей к проигрывателям 3D Blu-ray в начале года было 70:1, а сейчас 10:1, и это притом, что рынок стал предлагать примерно в 20 раз больше моделей простых Blu-ray-проигрывателей. У Full HD ЖК-телевизоров это соотношение меньше 20:1, зато моделей телевизоров несравнимо больше, зато у плазменных телевизоров с Full HD матрицей соотношение «простых» к с-телевизорам 9:1. То есть начало 2011 года соотношение даже просто предложения – 1:1 для 2D и 3D техники пока кажется несбыточной мечтой. Однако, даже если рынок наполнится 3D-устройствами наполовину лишь к 2015 году – это все равно будет технологический прорыв, так как сама идея увести рынок развлечений в объем довольно дорога по технологическому исполнению, а комплект 3D-медиатехники для дома все еще дорог для простого покупателя.
Развитие трехмерных развлечений более всего денег потребует от производителей кино, так как снимать, редактировать подобный контент весьма недешево. Также больших вложений требует эфирное стереотелевидение, у которого кроме затрат на приобретение техники съемки и монтажа прибавляются траты на оборудование передачи сигнала. В России, как ни странно уже появился собственный канал спутникового 3D-телевидения. Странно, хотя бы потому, что сегодня только четыре ведущие державы пока смогли запустить подобные проекты (США, Япония, Англия и Евросоюз). Странность, впрочем, объясняется заинтересованностью такого гиганта как Panasonic в продвижении 3D в России, которая проинвестировала запуск канала в пакете НТВ+ HD.
Почему именно в России? Может быть, потому, что среди россиян есть такие которые могут себе позволить и позволяют тратить деньги на дорогие развлечения. Да, такой слой населения невелик, но, скорее всего и продажи больших плазменных панелей с поддержкой 3D тоже не велики. Одним словом 3D как явление нашей медиакультуры состоялось, оно есть, оно развивается, и все большое количество компаний примыкает к нему, предлагая нам, пользователям выбирать их 3D-электронику. Среди производителей, вышедших на тропу 3D, такие гиганты как Samsung, LG, Panasonic, Sony и Toshiba, а также множество компаний второго ряда. Сегодня на рынке можно встретить предложения, купить 3D-телевизоры и 3D-Blu-ray проигрыватели, 3D-фотоаппараты и 3D-видеокамеры, 3D-мониторы, и 3D-проекторы, 3D-ноутбуки и 3D-игровые персональные компьютеры, 3D-очки и 3D-фоторамки, и так далее и тому подобное.
Тренд №2 - стационарные медиаплееры
Надо сказать, что за 2010 год понятие «медиаплеер» совершенно поменялось в мире техники развлечений. Еще в начале года каждый точно знал, что медиаплеер это такой портативный гаджет, с помощью которого можно кино посмотреть, и музыку послушать, и даже с некоторым неудобством, но электронную книгу почитать. Теперь же при слове медиаплеер все точно знают, что это такая штука, на которую можно залить видео из Сети и потом посмотреть через телевизор. При этом портативные медиаплееры плавно вытеснялись в течении года, всякими другими гаджетами, например смартфонами, или планшетными компьютерами. Количество же стационарных медиаплееров, возросло настолько, что уже почти каждая семья его имеет. Сами стационарные медиаплееры стали теперь классифицироваться на сетевые и нет, на плееры со встроенным жестким диском, или без оного.
Для многих покупка DVD с появлением медиаплеера стала явлением просто архаичным. А зачем, когда большинство населения страны живет у нас в крупных городах, а Интернет в них и доступен по цене, и быстр на скорость. У меня есть знакомые, которые смотрят сериалы исключительно после окончания очередной серии. То есть они смотрят на время, и как только серия закончилась, они скачивают ее с торрента уже безо всякой рекламы и в отличном качестве. То есть развлечения из Сети стали за последний год нормой жизни, а смотреть кино из шумящего компьютера для многих стало моветоном.
Сами медиаплееры сегодня выпускаются сотнями компаний, в десятках форм-факторах и всего на двух-трех чипсетах. Некоторые из знатоков этого медиажелеза до хрипоты спорят о недостатках и преимуществах чипов того или иного производителя, но на самом деле пользователь уже давно сделал свой выбор и рынок расставил свои проценты продаж. Попробовали себя на этом рынке, и ведущие производители железа, хотя им-то стационарные медиаплееры как раз таки меньше всех нужны. Судите сами, каждый медиаплеер – это один потерянный DVD или Blu-ray проигрыватели, каждый медиаплеер – это недополученный кинокомпанией доллар с продаж дисков. Но, тем не менее, компания Sony выпустила в 2010 году целых два плеера. Конечно же, у первого плеера отсутствовала поддержка «общероссийского» стандарта .mkv, а у второго больше трети кодеков в этом контейнере также не воспроизводятся, но прогресс на лицо, величайший на планете производитель киноконтента и медиатехники «пробует лёд» на новом для себя рынке. Помнится, почти также отрицательно, как сегодня к медиаплеерам, в свое время относились большие компании и к формату mp3, который стал сегодня основой сетевой музыкальной индустрии.
Тренд №3 - Hi-Fi для iPod
Да роль МР3 для Человечества неоценима. Этот формат сжатия данных, созданный в свое время, для облегчения пересылки данных по университетским сетям в США, он стал главным форматом массовой музыки на планете. Сегодня, большинство слушает музыку именно в файлах .mp3, качают ее из сети, пересылают ее друзьям. Но, как и всякое медийное явление МР3-музыка скоро стала разделяться на градации качества. Появились интернет-радиостанции, которые предложили слушателю аудиопотоки разного битрейта. Насколько популярны сегодня интернет-радиостанции можно судить по их количеству. По одним только примерным данным на планете активно работает более 300 000 интернет-радиостанции. Для прослушивания подобного контента производители электроники выпускают сотни моделей интернет-радиоприемников. Как правило, качество звука таких устройств сильно уступает другому сетевому контенту. Сегодня огромная аудитория слушателей музыки покупает ее в сетевых магазинах, из которых самым знаменитым можно считать iTunes Store.
Вообще о приверженности граждан США к своему главному МР3-плееру в самих Соединенных штатах рассказывают анекдоты, но надо быть честным – именно плеер iPod перевернул представление людей о том, что такое портативное медиа. Сегодня использование МР3-плееров в больших городах буквально тотально, и даже в России, которую компания Apple решила охватить едва ли не в последнюю очередь любовь к iPod’ам, а затем и к iPhone просто всенародная. Именно поэтому разработчики акустических систем начали создавать домашние стереосистемы «заточенные» под iPod/iPhone. Можно ли говорить о таких системах как о полноценном Hi-Fi? Скорее «да», чем «нет». Во-первых, iTunes Store предлагает музыкальный контент самого высокого качества, во-вторых, подобные системы берут сигнал по цифровому data-разъему, и проводят цифро-аналоговое преобразование на многократно лучшей компонентной базе, чем та, что стоит в самом плеере. И последнее, самый убедительный аргумент в пользу iPod-Hi-Fi-систем сам звук, который не уступает более именитым носителям и проигрывателям. Популярность подобного звука сегодня столь велика, что практически все именитые акустические бренды либо создали специальные стереосистемы под iPod/iPhone, либо создают источники и компоненты с кредлом для плееров и телефонов Apple.
Итог
Быстрый и доступный интернет уже изменил нашу жизнь. Мы смотрим видео, скачанное из Сети через телевизоры, которые входят в Сеть, мы слушаем музыку, которую передают интернет-радиостанции. Сеть пронизала нашу жизнь, и внедрение в нее будет только продолжаться. Нам очень интересно 3D? и куда оно нас приведет. Может быть, уже совсем скоро мы включим телевизор и начнем пилотирование в поисках нужной программы по трехмерному Интернету?
14.01.2011, Павел Ширшов
Тенденции близкого будущегоСкоро 3D будет на каждом углу||
Оставить комментарий