Пока что в моем распоряжении нет дорогих акустических систем, которые приличествовали бы данному аппарату. У колонок, подходящих для данного усилителя, прежде всего должна быть высокая чувствительность - желательно не ниже 92 дБ. Но сейчас в эпоху транзисторных усилителей на чувствительность уже никто не обращает внимания, и у большинства колонок среднего класса этот параметр находится в районе 87 дБ. И хоть цифры различаются не сильно, в терминах громкости звука - это «небо и земля».
Ну что ж, тем хуже для «Аскета»! Будем слушать его на ширпотребе, с которым он почти наверняка столкнется еще не раз.
Итак, подключаем к усилителю 6-ти Омные колонки от музыкального центра Samsung. Двухполосные с фазоинвертером. Почти невесомые, с корпусом из тоненькой ДСП.
Слушаем и сравниваем с оригинальным звучанием «музыкальноцентровского» транзисторного усилителя.
Слушаем почти все: классику, рок, вокал. Источник: компьютер, мобильный летефон, КПК и CD-проигрыватель очень приличной автомобильной магнитолы Sony (наиболее качественное, что удалось раздобыть в моих пока еще не сильно аудиофильских закромах). И ничего зазорного в таком источнике сигнала лично я не вижу! Не думаю, что «Аскету», в силу своей бюджетности, придется работать с более продвинутыми аппаратами. Хотя он то как раз и мог бы...
Музыкальный центр звучит резко, напористо, но очень и очень пресно. На его звучание не обращаешь внимания совсем. Вслушиваешься в тексты песен, например. Комфортная громкость в обычной комнате 20 кв. метров достигается примерно при 30-40 процентах установки регуляторов громкости.
Теперь «Аскет». Звучит однозначно тише. Тот же комфортный уровень громкости достигается установкой уже 60-70% шкалы регулятора громкости. На первый взгляд, это не удивительно, ведь по паспорту транзисторный усилитель музыкального центра мощнее лампового в несколько раз! Да еще и работает с сопротивлением акустических систем, на которые был рассчитан.
Удивительно как раз то, что, несмотря на свои скромные 3 с лишним Ватта, да еще и с более высокоомными колонками, нежели полагается, ламповый «Аскет» может тягаться с транзисторным усилителем на его территории - то есть, с низкочувствительными АС!
Объясняется тут все просто. У «Аскета» заявлена честная «советская» мощность, а у транзисторного усилителя - «китайская PMPO»... хоть последний и кореец по происхождению.
Так что делаем первый вывод: мощность лампового однотактного усилителя в 3-4 Вт не так уж и мала, как кажется, и ее гарантированно хватит для комфортного прослушивания любых музыкальных композиций в обычной квартире неизбалованного городского жителя. Но зато если вы найдете акустику с бумажными динамиками тех лет или если вы счастливый обладатель породистых колонок типа KEFQ1, то недостатка в громкости вы уж точно не будете испытывать.
Не удержусь и приведу цитату из статьи «И снова ламповый, однотактный» одного из заслуженных адептов ламповых схем В.Пузанова:
«Исследования показали, что акустическая система с чувствительностью 90дБ и выше совместно с усилителем мощности 5-10Вт, способна в маленькой комнате (какими в большинстве случаев являются комнаты в наших квартирах) создать звуковое давление соизмеримое со звуковым давлением, создаваемым симфоническим оркестром в концертном зале. Я не поверю тому, кто скажет, что ему нужно еще больше (тут уже и до травм ушей недалеко).»
Самое время вспомнить о том, что с усилителями на тех же лампах наши предки озвучивали танцплощадки, и даже концертные залы всевозможных клубов и Дворцов Культуры (ДК).
Впрочем, мы отвлеклись. Самое время вернуться к качественному описания звука, воспроизводимого героем нашего обзора. Расскажу по пунктам:
Итак, «Аскет» басы воспроизводит уверенно. И явно не хуже транзисторного конкурента. Только окрашивает их. Теплее они у него что ли... Бархатные такие...
Докатился...
В общем, от классности звука «Аскета» я слегка ошалел и побежал покупать старинные широкополосные кинотеатральные динамики с бумажными диффузорами. Купил. И недорого совсем. Но в прослушивании они пока не участвуют, потому что с ними и с их акустическим оформлением придется еще изрядно поработать.
Кстати, вот вам и бюджетное решение проблемы высокочувствительной акустики. Собрать ламповый усилитель самостоятельно не каждый отважится даже из конструктора. А изготовить акустику по готовым, например, чертежам очень даже возможно с минимумом затрат как денежных, так и временных.
Опытные товарищи на всевозможных форумах рекомендуют использовать совместно с ламповыми усилителями акустическое оформление (то есть, по-сути ящик) типа «четверть-волновой резонатор», известный также, как «труба Войта». Рассчитать такой ящик автоматом можно с помощью свободно распространяемого Excel-файла.
Так же очень многие производители динамиков предлагают типовые чертежи оптимального акустического оформления для каждой модели динамической головки.
Динамики для конструирования «ламповой акустики» советуют брать широкополосные с высокой чувствительностью. Например, Fostex FE 206 E, Fostex FE 207 E с чувствительностью аж 96 дБ или аналогичные от Visaton BG 20/8 или Visaton BG 17/8. Очень чувствительные динамики производит отечественная компания «НОЭМА».
Комментарии
А усилитель - наше (отечественное) сделанное в убитой России, еще странным образом дышит!
C ув. RK
это скорее для порядка , а то вдруг кто-то скажет ,мол , что и без минусов?.
сделано добротно.жаль , что оценить сам не могу.
2 sergN: недостатков у Аскета хватает, но в общем то они совершенно не критичные. Тут Вы правы. Свои деньги аппарат отыгрывает с гигантским превышением.
С роком не дружит. Это уже почти диагноз. Я провел ряд модификаций и экспериментов. Результаты забавные. Если в двух словах, то рок заиграл. Но как ни странно, это далось ценой бОльшего искажения формы сигнала. Все свои изыскания нафотографировал и собираюсь оформить в статью (уже много и написал даже). Но вот времени мало по-жизни. Как закончу писанину, так тут опубликую сразу.
такие как вы оставляете нам надежду , что не всё еще потяряно в эпоху тотального менеджмента.(сорри за оффтоп)