Обсудить на форуме

Новые паровозные технологии

Страницы:1 2 3 4 

Аннотация

Статья посвящена детальному обзору лампового усилителя «ASKET» производства малоизвестной фирмы «СовИнж Аудио». На примере данного образца современных ламповых усилителей рассказывается об особенностях ламповой техники вообще, о значимых нюансах, присущих ламповой аудиотехнике высокого класса, а также о мифах и легендах, сложившихся вокруг ламповой техники в современном сообществе ценителей качественного звука.

Введение

Лампы (вернее, радиолампы) манили меня своим волшебным теплым светом давно. Еще в те далекие времена, когда я, будучи ребенком, заглядывал сквозь вентиляционные отверстия внутрь корпуса какого-нибудь лампового электронного устройства - радиолы или телевизора. Но к тому времени, когда ко мне пришло хоть какое-то понимание работы электронных приборов, «его светлейшество» радиолампа окончательно ушла со сцены. И свой радиолюбительский путь мне пришлось начинать уже в дружной компании скучных и холодных полупроводников. А потом пришла эпоха цифры, которая и вообще одним махом положила конец моему едва начавшемуся радиолюбительству.

Не знаю как вам, а лично мне всегда казалось, что цифровые устройства совместить с ламповыми никак нельзя. Ну судите сами. Цифровые устройства питаются очень низкими напряжениями и презирают всевозможные помехи и шумы. Ламповые схемы наоборот — питаются очень высокими напряжениями и, как всякая аналоговая техника, весьма чувствительны к помехам и шумам.

Мои представления были разрушены одним малозаметным фактом: в 2002 году вполне себе компьютерная фирма AOpen выпустила на рынок материнскую плату AX4B-533 Tube, на которой была установлена радиолампа, а за компанию и несколько «аудиофильских» конденсаторов MultiCap, резисторов Vishay и проводов CARDAS.


Увеличить фото

Увеличить фото

Увеличить фото

Так вот! Ламповая схема использовалась в усилителе интегрированной звуковой карты и, говорят, здорово смягчала отвратительный цифровой звук, порождаемый бюджетным аудиочипом.

Затея компании AOpen была подхвачена очень вяло. Вялость движения по непосредственной интеграции радиоламп с цифровыми устройствами объясняется очень просто. Реализация и практическая ценность такого рода решений весьма сомнительны - для хорошего звука одной лампы, грубо говоря, было мало.

И даже трех ламп все равно мало!

Потому что не в лампах счастье. Важны и другие компоненты. Например, согласующие трансформаторы.

Тут нужен хотя бы простой, но полноценный ламповый усилитель звуковых сигналов, а он много весит, много стоит, много электричества кушает и безумно греется.

Тем не менее, немногочисленные последователи и, в первую очередь, сама AOpen, учли ряд ошибок пионера. В лампах они разглядели совсем другие ипостаси: модность, элитарность и богатейший моддерский потенциал.

Так, в одной из следующих «ламповых материнок» AX4GE Tube-G, AOpen уже использовала конденсаторы попроще, зато окружила слабо светящуюся лампу светодиодной подсветкой (в лучших китайских традициях - «вырвиглазно-синего» цвета), что явно свидетельствовало о более «правильном» сдвиге фокуса в сторону визуальных эффектов.

Однако, несмотря на некоторую надуманность применения ламповых конструкций в составе ультрасовременных цифровых устройств, потенциал связки цифрового источника звука (особенно, если он высококачественный) с аналоговым звуковым трактом на лампах все же был продемонстрирован широким слоям населения. Дело за малым - за лампами!


Увеличить фото

И вот тут нас поджидает одна засада. На фоне более чем доступных цифровых аудио решений любые ламповые схемы стоят совершенно нереальных денег, а в пределе легко могут приблизиться к стоимости нового импортного автомобиля малого класса! Оно где-то даже и понятно, почему так. Ламповые схемы не технологичны. Чаще всего собираются с помощью архаичного объемного монтажа (а это всегда ручной труд), который применялся в 60-х и ранее. Не экономичны: КПД составляет единицы процентов. И совершенно не практичны: греются до сотен градусов, весят десятки килограмм и т.д. и т.п.

«Братья китайцы» пытаются помочь несчастным аудиофилам в меру своих нескромных сил (ведь ручной труд у них совсем не дорог) и производят более-менее доступные по цене устройства. Но их лампы почему-то не звучат. А как вы хотели?! Чтобы сделать качественную радиолампу, недостаточно в стеклянную колбу запаять несколько проволочек с жестяночками! В Европе, Америке и СССР десятилетиями шлифовали конструкции электронных вакуумных приборов. Подбирали для электродов сплавы, содержащие драгоценные металлы. Разрабатывали составы покрытий и нюансы точного изготовления сеток, катодов и анодов радиоламп. Целые институты трудились! Далеко не все можно скопировать, разбив лампу и посмотрев, что у нее внутри.

Но если в китайскую схему воткнуть породистые лампы, то и после этого она не станет звучать по высшему разряду, потому что для хорошего звука важно и качество монтажа, которое у наших трудолюбивых товарищей традиционно хромает, и качество остальных компонентов схемы: резисторов, конденсаторов и, самое главное, трансформаторов!

Ведь если подумать, на чем поднялась китайская электроника? На цифре! А для цифры не так уж важно, сколько и каких шумов порождают резисторы и конденсаторы. Так что в ламповой электронике китайцы - дети малые.

Понимая все это, ваш покорный слуга и не рыпался. Ждал, пока соберется приличная сумма свободных денег, которую он потратит на настоящий качественный ламповый усилитель.

Страницы:1 2 3 4 


Комментарии

Всего комментариев 12

Стас
07 сентября 2010, 06:23
Резистор в цепи накала служит для уменьшения броска тока в момент включения, когда сопротивление холодных нитей накала минимально.
Лейтенант Коломбо
10 сентября 2010, 00:54
Круто! Спасибо огромное за разъяснения!
papa52
24 декабря 2010, 14:49
Прочитал статейку с большим удовольствием.Освежились в памяти нюансы связанные с ламповой схемотехникой(институт давно позади).В юности увлекался конструированием транзисторных усилителей(в 70-80 годах).Удивило,что у нас пытаются создавать бытовую технику.Думаю вряд ли удастся продать много подобных аппаратов.
AVSh78
30 марта 2011, 18:39
Аудиофильский ALPS зашумел через год эксплуатации также, как и советские СП. :) На мой взгляд куда аудиофилее "галетник" с прецизионным магазином резисторов.
Barkopff
27 октября 2011, 19:56
Читать эту статью было одно удовольствие. И не потому, что я когда-то в 70-80-х занимался конструированием транзисторных и ламповых усилителей, а потому, что присутствовало ощущение, будто я сам лично трогаю и рассматриваю этот усилитель.
Дорогой автор, большое Вам спасибо за чудесную статью, за юмор и огромный оптимизм. Пишите еще.
Лейтенант Коломбо
28 октября 2011, 17:52
Barkopff, спасибо. Вы меня так похвалили, как никто другой. Доброе слово, оно как известно и кошке приятно :) Но самое главное знаете что? Вот этого доброго слова мне как раз наверное и не хватало чтобы приступить к написанию новой статьи. Это уже не секрет что СовИнжевцы разродились новой версией Аскета и не мудрствуя лукаво предложили мне описать их новый девайс. Мне конечно интересно первым пощупать железку, только они стикерами все заклеяли и вскрытия уже не проведешь. Так что энтузиазма поубавилось хотя аппарат конструктивно интересный.
Так что пока не затухла вспышка энтузиазма, побежал виртуально мусорить на экране монитора ;)
sergN
29 октября 2011, 18:34
ни фига 8-)
я был первым.
но с удовольствием опять подпишусь под этими словами.
сегодня рубился с товарищем по поводу китая (мы оба радиофизики...тока этим не зарабатываем).
так я ему не сказал , разве только про то ...
пока есть среди славян энтузиасты ...(что-то мой поэтический слог лыка не вяжет) у нас ещё есть кой-какой вид на будущее.
Лейтенант Коломбо
30 октября 2011, 14:19
sergN, однозначно, Вы первый и спасибо Вам огромное! Просто Barkopff нашел удачные слова, которые оказались сильно кстати для того, чтобы наконец приступить к написанию новой статьи :)
александр
19 ноября 2011, 03:11
кстати проволочник сп5-20вв-тоже нехило и не шумит
слава
29 июня 2012, 16:26
К сожалению времени нет (хотя детали есть) надо купить мьюзик ангел 845. Ине думать о плохом. Усил СУПЕР!!!!


Читать все комментарии (12)



||


Главная страница > Российский Hi-End > Hi-Fi с ног на голову > Новые паровозные технологии