Обсудить на форуме

Жемчужинка из Обнинска

   ( всего отзывов 0 | оставить отзыв)

Денис Ланин
Я принадлежу к категории людей, у которых музыка является таким же необходимым атрибутом жизни, как завтрак, как свежая рубашка, как интернет. В музыкальных жанрах не категоричен, но предпочтение отдаю старому доброму року: Dire Straits, например, могу слушать всегда и везде (но только не на плохой аппаратуре). Никогда не отказываю себе в удовольствии окунуться и в фолк, но, все-таки, главной любовью является музыка Марлен Дитрих. Для меня она вдохновенна!

Более того, мне в плане музыки вообще повезло, поскольку моя жена тоже её обожает. Редкое, кстати, везение, когда жена не только самый близкий друг, но и человек, разделяющий твои музыкальные пристрастия.

Именно поэтому я не хочу расставаться с музыкой и в машине. Сразу после покупки нового ВА3 21099 я стал строить там аудиосистему. Тщательно обработал пол, арки, потолок и все внутренние поверхности машины, которые могут издать хоть какой-то лишний призвук (дребезжания во время прослушивания не переношу!). Материал применил не запредельной стоимости – СТП, но положил его тщательно, в два слоя.

Когда пришла пора выбора компоновки звукового тракта, решил не идти шаблонным путём. Поэтому для мидбасовой части было выбрано не типовое место в дверях, а в подиумах под креслами водителя и переднего пассажира. Корпуса выполнены из фанеры, толщина стенок 15мм. Объём примерно по 6,5л. Фронт с самого начала было решено делать двухполосным. При всех плюсах многополосного фронта непреодолимым препятствием является деление самой заметной для человеческого уха полосы дополнительным кроссовером. А это в подавляющем числе случаев ухудшение детальности и фокусировки звуковой сцены. Это ещё заметнее при подседельной компоновке мидбаса. Фронтальными излучателями я выбрал Rockford Fosgate FNQ 2405 с твитерами Xetec T28. Мидбасы, как видно на фото, слегка развернуты к центру лобового стекла, и это неспроста – была потрачена уйма времени на поиски оптимальной ориентации динамиков, чтобы кроме четкого центра на НЧ, получить еще и наиболее приближенный к реалиям звук. Работу проводил с моим коллегой по увлечению автозвуком, поэтому дело заладилось. Идеала здесь достичь трудно, но приблизиться к нему можно.


Общая компоновка передней части салона

Общая компоновка передней части салона

Нестандартное "оружие"
подседельной боксы для мидбасов
Твитера расположил в передних стойках и долго возился с выбором их места и ориентации - пришлось тонко балансировать между сохранением геометрии звуковой сцены и тональным балансом.

Сабвуферная головка Challenger MAX LINE 12WB выведена на панель под заднее стекло салона и работает в закрытом ящике. Сабвуферный усилитель ERGO ER – 1000.1D. Для лучшей стыковки с мидбасовым блоком в усилителе перестроены фильтры subsonic и lowpass.


Сдвоенный блок питания в багажнике

Сдвоенный блок питания в багажнике

Справа в нише багажника - мидбасовый
и сабвуферный усилители
Головным устройством пока служит SONY CDX – C910RDS, процессора нет. Замечу, что нет его по двум причинам: во-первых, считаю, что процессорный звук – не моё; во-вторых (и, наверное, это самое главное), не хочу строить звуковую сцену только на сиденье водителя, ведь рядом сидит жена, которая тоже любит послушать хороший звук. Зачем обделять в этом удовольствии близкого человека? Поэтому система остается безпроцессорной, с достаточно равномерной звуковой картиной с обоих передних мест.

А вот с усилителями вопрос отдельный и очень непростой. Не хочу обижать современных производителей, но то, что я сейчас вижу на прилавках и слышу потом в автомобилях, меня явно не устраивает. Не сочтите снобом - это не для моих ушей.


Твитерный усилитель с вентилятором
нашёл место в
перчаточном ящике Торпедо

твитеры на передних стойках

Головка сабвуфера выведена
под заднее стекло салона
Поэтому я решил подойти к делу иначе. Ибо имеется опыт радиолюбительства: ещё в школе собирал усилители по схемам журнала "Радио", а потом пошло и поехало уже более серьёзно. Так вот, после долгих поисков, для мидбасовой части звукового диапазона выбор пал на модули фирмы HYPEX UcD180. Для питания были безжалостно разрезаны два усилителя Calcell POP 150.2 и в одном корпусе от них установлены два блока питания. Для оптимальной работы в них пришлось повысить выходное напряжение.


Твитерный усь - монтажная плата
твитерного усилителя

Блок питания - самодельные сдвоенный блок питания
и один из предыдущих вариантов усилителя
С твитерным усилителем было ещё интереснее. В течении пары лет на этом месте побывали многие промышленные изделия, одни сразу снимались, другие жили чуть дольше, а некоторые еще и подвергались разного рода "твику". Но, понимание того, что ни одно из промышленных изделий не отвечает предъявляемым требованиям с моей стороны, решено было сделать "ход конем". Есть такая поговорка - если хочешь, чтобы было сделано хорошо - делай сам. Что и было выполнено. Усилитель самодельный, в классе АВ, в основу электрической части взята схема от старого-доброго немецкого домашнего усилителя и доработана. Главной особенностью схемы является раскачка сигнала по питанию входного операционного усилителя.

Для читателей сайта HiFinews.ru, не боящихся схемотехники, поясню подробнее: в этом усилителе, за основу которого был взят SAC PA150, операционный усилитель включен нестандартно - используется непривычный способ управления работой транзисторов усилителя напряжения - по цепям питания ОУ.

Питание самого усилителя взято от двух уже упомянутых и установленных в багажнике блоков питания. Отмечу, что каждый блок питания работает побортно, на мидбасовый и твитерный усилители на своей стороне.

Что же касается участия в автозвуковых соревнований – это всегда долгожданная "проверка боем". Адреналин - не совсем верное определение в ожидании результата. Это оценка сторонними людьми особенностей принятых в процессе построения звука решений. Бывали как взлёты, так и падения. Не удивляйтесь, но последним я даже больше радуюсь! Потому что появляется стимул к доработке или перенастройке системы. Соревнования - это в первую очередь общение с единомышленниками, обмен находками и решениями различных проблем. Именно так и случилось после моих вторых мест на соревнованиях ЛАС в Москве и Волгограде. К Санкт-Петербургским соревнованиям я за три недели собрал уже описанный выше усилитель взамен имевшегося ранее.

И вот результат - теперь у меня первое место. Моя любимая машина, моя жемчужинка, меня не подвела! Но я не расслабляюсь, потому что друзья-соперники тоже не стоят на месте. Потому что это не только спорт, это ещё и творчество.

А, значит, движение вперёд!

Денис Ланин



Оставить комментарий





||