Обсудить на форуме

Микроперспективы российской микроэлектроники. Часть 2

Все есть, кроме заказов
База для производства микроэлектроники в России, несмотря на все ее особенности, уже существует и постепенно модернизируется. Но почему же развитие идет настолько медленно и возможно в основном благодаря государственным инвестициям?

Ответ на этот вопрос весьма прост. С конца 80-х годов, когда вся продаваемая в СССР микроэлектроника выпускалась в Зеленограде, Минске и Воронеже, российские производители утратили позиции почти по всем производственным направлениям. Их продукция была конкурентоспособна лишь в отдельных "закрытых" сегментах рынка, а средств на инновации при затянувшемся кризисе 90-х годов практически не оставалось. В результате, сегодня постепенно создаваемые центры разработок и контрактные производства существуют либо за счет госзаказа, либо благодаря разовым зарубежным контрактам. Объемы обоих этих источников весьма незначительны, и производители не дополучают не только финансовых средств, но и бесценного опыта разработки или производства.

Добавляет проблем с заказами практически полное отсутствие отверточной сборки на территории РФ. Этот вопрос поднял на обсуждение генеральный директор российского отделения крупнейшей в мире сборочной компании Foxconn Андрей Коржаков. Сегодня одними из исключений из общего правила являются сборочные линии телевизоров в Центральной России и отдельные сборочные компьютерные производства (в том числе сборка серверов HP той же Foxconn), которые не могут похвастаться значительными объемами. Сборка может рассматриваться также в качестве необходимого составного элемента любого микроэлектронного кластера, а ее отсутствие приводит к негативным последствиям для рынка. Перспективы развития "отвертки" в отсутствии государственного регулирования также являются туманными. Удивительно, что в настоящее время таможенная пошлина на комплектующие для сборки составляет 5-10%, в то время как многие готовые изделия ввозятся в страну беспошлинно.

Государственная поддержка и регулирование
Если не получается развить отрасль по-хорошему (с привлечением частных инвестиций) в России за дело принимается государство. Такие инвестиции, как правило, нельзя назвать крайне эффективными, но они, по крайней мере, обеспечивают поддержание "на плаву" отечественных производителей целевой отрасли и смежных отраслей. Только один упоминавшийся проект "Микрона", обеспечивает 1700 рабочих мест и 20000 рабочих мест в смежных отраслях. Однако и в микроэлектронике, пусть и не очень смело, правительственные меры критикуют. Два основных аргумента недовольных направлениями регулирования представлены ниже.

1. Нечеткие ориентиры долгосрочной политики сдерживают выход на рынок иностранных инвесторов. При строительстве крупных заводов и организации центров разработки иностранные компании просчитывают инвестиции на 5-10 лет вперед. Отсутствие и нечеткость государственных среднесрочных и долгосрочных ориентиров развития, наравне с низким внутренним объемом потребления микроэлектроники, приводят к крайне неспешному расширению их присутствия в России.

Г-н Мартынов отметил, что существующие плановые показатели развития отрасли не будут способствовать сокращению технологического отставания России от развитых стран. По его мнению, следует ориентироваться не на текущие и уже реализуемые в мире технологии (вроде электронной бумаги), а на технологии послезавтрашнего дня: многофункциональные системы на кристалле, которые обещают стать определяющей технологией в первой половине XXI века.

2. Технологическая незащищенность отечественного рынка не способствует развитию внутреннего производства. Некоторые развивающиеся страны, в том числе приводился пример Китая, которые отставали в технологическом развитии от Западной Европы и Северной Америки, для защиты своих производителей на новых рынках вводили особые региональные стандарты (например, сотовой связи, цифрового телевидения). Транснациональные гиганты были вынуждены либо участвовать в развитии стандарта, либо отказаться от этого регионального рынка. В любом случае в выигрыше оставались местные производители микроэлектроники и оборудования. У нас же технологии перенимаются полностью. Например, установленные считыватели в Московском метрополитене работают по частному стандарту NXP Semiconductors (прежде часть Philips); не прорабатываются инициативы по защите набирающего обороты рынка цифрового телевидения (емкость – 58 млн. приемников) и т.п.

В результате, проблема загрузки отечественных производств и дизайн-центров в значительной мере перекладывается на государство, которое, в свою очередь, может формировать рынок уже в приказном порядке. Уже упомянутые билеты московского метрополитена, которых требуется порядка 20 млн. ежемесячно, на сегодняшний день составляют важную часть производственной программы "Микрона".

С ГЛОНАСС ситуация развивается по аналогичному сценарию. Общеизвестным является тот факт, что согласно ФЗ №22 "О навигационной деятельности", а также предшествовавшим постановлениям Правительства (№365 от 09.06.2005, № 641 от 25.08.2008), в России существует гарантированный рынок, преимущественно трекеров (элементов систем мониторинга и слежения), для установки на пассажирский транспорт, морские, воздушные, железнодорожные транспортные средства, использования в геодезии и военных целях. Объем этого рынка оценивается в 700 тыс. единиц, что по оценке вице-президента STMicroelectronics Жана-Марка Шомона (Jean-Marc Chaumont) соответствует производственной недельной программе современного оборудования (учитываются только временные затраты на производство чипов GPS). Таким образом, необходимо расширять границы этого рынка.

На конференции генеральный директор федерального навигационного оператора ОАО "Навигационно-Информационные Системы" (ОАО "НИС") Александр Гурко, сообщил о планах обязательной программы оснащения трекерами ГЛОНАСС всех автотранспортных средств в рамках программы "Эра ГЛОНАСС" (аналог европейского eCall). При этом речь шла об установке не только на новые автотранспортные средства – понимание с ОАО "АвтоВАЗ" уже достигнуто – но и на уже используемые автомобили. Причем в последнем случае "средством убеждения" станет невозможность прохождения техосмотра при отсутствии в автомобиле трекера. Неправда ли, интересный способ убеждения, тем более если вспомнить, что "НИС" непосредственно аффилирован с "Системой", которой принадлежит завод "Микрон", где и будут выпускаться чипы и чипсеты ГЛОНАСС, конечно, совмещенные с GPS, а в последствии, наверно, и с другими глобальными навигационными спутниковыми системами Galileo и Compass.

Стоит только надеяться, что созданный трекер будет настолько же удобным и функциональным, как презентованное генеральным директором представительства в регионе стран СНГ и Балтии компании NXP Semiconductors Вадимом Васильевым, решение ATOP, которое уже используется в Нидерландах для начисления транспортного налога.

Потенциальная потребность в микроэлектронных устройствах на российском рынке (источник: Роснано)

Загранпаспорта 6 млн.
Социальные карты 4,5 млн.
SIM-карты 45 млн.
Водительские удостоверения 15 млн.
RFID 300 млн.
Цифровое телевидение 58 млн.
ГЛОНАСС 750 тыс.


Под новую линию по топологии 90 нм, согласно информации от генерального директора "НИИМЭ и Микрон" Геннадия Красникова, уже есть заказ на производство схем для сверхвысокочастотных систем RFID. О других производственных проектах на новом оборудовании пока неизвестно. Эксперты при этом отмечают, что и цифровое телевидение и многие другие современные устройства требуют, как минимум, возможности производства по топологии 65 нм. Сможет ли обеспечить "Микрон" приемлемый уровень загрузки пока неясно. В случае негативных результатов, всегда можно будет ожидать расширения обязательного сегмента рынка и внедрение в нашу жизнь новых необходимых нам электронных девайсов: электронных паспортов, социальных и банковских карт, электронных водительских удостоверений и проч.

Что же делать?
Интересно, что рекомендации для участников многострадальной отрасли микроэлектроники были противоречивыми. Некоторые эксперты отмечали, что поскольку догнать весь мир мы не сможем, не стоит "зарывать" огромные деньги в модернизацию собственного производства, а специализироваться исключительно на fabless, тем более что, по словам г-на Мартынова, уровень загрузки foundry в мире составляет 60-70%. Другие полагали, что, даже при условии отставания на 5 поколений, необходимо все же иметь собственные производства и организовывать один или несколько сильных кластеров.

Те компании, которые имеют перспективные разработки, могут рассчитывать на поддержку двух ведущих инвестиционных организаций: "Роснано" и "Российской венчурной компании" (РВК). Генеральный директор РВК Игорь Агамирзян сообщил, что недавно был создан фонд, который поддерживает проекты на "посевной" стадии (чем принципиально не занимается "Роснано").

Ближайшее будущее создаваемых дизайн-центров видится в загрузке либо государственными заказами в гражданской и негражданской областях, либо в иностранных заказах. В выполнении этих работ, как предполагается, они смогут повысить свою квалификацию и быть готовыми к решению более сложных задачах на новых топологиях. На них возлагается также задача стандартизации программного обеспечения – вопрос, который традиционно обходится в большинстве государственных программ и инициатив.

Вопрос о том, кому же в конце концов нужна выпускаемая микроэлектроника (производители и сборщики конечных устройств) остался подвешенным в воздухе. Очевидно, если не будет спроса на микроэлектронику внутри страны, то при наличии свободных мощностей в сегменте foundry и при текущем отставании российской отрасли, наша микроэлектронная продукция в мире будет особо никому не нужна. Или нужна, но в микрообъемах, не способных обеспечить загрузку даже одной производственной линии.

Начало. Часть 1




Оставить комментарий





||


Главная страница > HI-FI Профи > Репортажи и интервью > Микроперспективы российской микроэлектроники. Часть 2