Рынок проекторов

Мировой рынок проекторов, по мнению экспертов, находится на стадии развития и его потенциал довольно велик. Российский рынок составляет от мирового всего несколько процентов, но темпы его роста значительны (см. диаграмму 1).


Диаграмма 1. Объем рынка мультимедийных проекторов в натуральном выражении (по данным ITResearch)
Примечание. Объемы рынка даны с учетом data-проекторов с проецируемым изображением 4:3 и кинотеатральных широкоформатных устройств.

Таким образом, рынок мультимедийных проекторов (ММР) составил в 2006 году 90 тыс. устройств в натуральном выражении (рост на 48% по сравнению с 2005 годом) и 135 млн. долл. – в денежном (рост всего на 20% в результате снижения средневзвешенной стоимости проекторов).

Стоит отметить, что до 2005 года динамику рынка существенно искажал тендер по закупке проекторов, проходящий в рамках реализации программы "Дети России" (см. диаграмму 1).

Например, в первом полугодии 2004 г. в Россию было поставлено более 24,3 тыс. мультимедиа-проекторов (практически столько же, сколько за весь 2003 г.), из которых четвертая часть - в рамках тендера "Дети России". Данные о "регулярном" рынке сильно разнились: по различным оценкам с 2002 года его средний ежегодный прирост составлял около 50%1. Главной причиной роста регулярного рынка было снижение цен. Ежегодное снижение стоимости с конца 90-х годов составляло 10-20%. Своеобразным рубежом перехода к "массовому спросу" стало появление в 2005 году проекторов дешевле 25 000 руб.

В настоящее время закупки в образовательные учреждения хоть и остаются значительными, но приобрели регулярный характер на региональном уровне и уже не оказывают существенного влияния на рынок.

Формированию российского рынка презентационного оборудования с сильными позициями известных вендоров и ведущих дистрибьюторов способствовали многочисленные государственные тендеры. Однако выделить единственного лидера среди производителей проекторов невозможно: ежегодно на вершине рейтинга происходят перестановки.

По итогам 2005-2006 годов лидером рынка проекторов является компания BenQ. В 2006 году в группу ведущих брендов, показавших значительные объемы продаж, вошли также Acer, Mitsubishi, NEC, Panasonic, Sanyo и Toshiba2.

Вообще на российском рынке свою продукцию предлагает около 60 производителей из разных частей света: Европы, США, Японии, Кореи, Тайваня (см. рисунок 2). Среди них только один российский производитель: Rover Computers (торговая марка RoverLight). Основная масса проекторов выпускается по схемам OEM-производств. Истинных производителей мало: Philips, Mitsubishi, Matsuthita, InFocus, Epson, Sharp, Sanyo, Hitachi, Sony, ASK, PLUS, CTX, Ampro, Barco, Sim2 и некоторые другие. Под каждым брендом производится, как правило, всего несколько моделей проекторов. Самые дешевые модели стоят в настоящее время от $600. Ожидается дальнейшее снижение цены, особенно в сегменте проекторов средней ценовой категории: бюджетные модели достигли, по мнению экспертов, своего логического минимума, а в сегменте VIP и профессиональных проекторов предпосылок для снижения цен пока нет3 (стабильный спрос, недостаточная конкуренция).

Из технологических тенденций стоит отметить продолжающийся рост доли XGA-устройств. В 2006 году их доля выросла до 50%, в то время как продажи проекторов с базовым разрешением SVGA снизились почти до 40%.

Большая часть предлагаемых в 2005 году проекторов была сделана по технологии LCD (по разным оценкам, 60%-70%), однако уже тогда эксперты считали, что DLP-технология окажется лидирующей в ближайшие годы4. Эти ожидания оправдались. По итогам 2006 года доля DLP-устройств превысила половину всех продаж и достигла 62%, что во многом стало возможным благодаря лучшей доступности чипов компании Texas Instruments (по сравнению с LCD-матрицами).

Также наблюдается небольшой рост интереса к LCOS (D-ILA) технологии. CRT-проекторы заняли нишу профессиональной техники, и распространяются, в основном, в рамках комплексных проектов.

Что касается веса (портативности) проекторов, по данным статистики, в 2004 году на рынке доминировали модели массой в 2-3 кг (их доля составляла 50%). Анализ ассортимента магазинов показал, что в этом году модели в 2-3 кг по-прежнему остаются лидерами на рынке, однако их доля сокращается (на данный момент около 30%). Растет доля проекторов весом менее 2 кг (на данный момент она составляет около 17%).







Рисунок 2. Примерное распределение предложений проекторов по техническим характеристикам (технологии, яркости, разрешению и массе), брендам и стране производителя – данные анализа ассортимента 100 наиболее крупных интернет-магазинов проекционной техники.

Среди потребителей проекторов можно выделить три основных сегмента: образовательные (государственные) учреждения, корпоративные и домашние пользователи. БОльшая часть продаж приходится на корпоративный сегмент и государственные тендеры.

Рынок частных пользователей значительно уже. По словам менеджера компании EPSON Андрея Салтруковича, сегмент проекторов для частных пользователей на данный момент не превышает 9% от общего объема рынка. Практически все частные пользователи покупают проекторы для использования в домашнем кинотеатре (ДК). Однако недостаточный размер помещения (квартиры) для использования ДК и высокая цена (50 000-75 000 руб.) отрицательно влияют на рост этого сегмента.

В общем, процессы, происходящие на российском рынке проекторов: обострение конкурентной борьбы и, как следствие, понижение цен, появление сезонного фактора продаж, оформление классов проекторов относительно сегментов рынка, - свидетельствуют о его стабилизации.

1 Например, по данным IDC ежегодный рост российского рынка проекторов с 2002 г. составлял ~30% (учитывая данные о поставках в рамках тендера). Получается, если исключить продажи по государственной линии, что рост "регулярных" рынков по версии IDC может превысить отметку 70% и приблизится к 80–90%.
2 Перечисление компаний и торговых марок дается в алфавитном порядке.
3 Сейчас их цена достигает 5 000 000 руб.
4 В середине 2005 году технологии DLP принадлежало 70% рынка домашних кинотеатров, а по итогам года эта доля прогнозировалась на уровне 90%.

  1. Рынок проекторов
  2. Тенденции
  3. Каналы продаж
  4. Спрос. Предпочтения потребителей
  5. Спрос в сети Интернет к тематике "Проекторы"
  6. Спрос. Деятельность компаний в интернете
  7. Выводы