Вопрос: Какое оптимальное сечение акустического кабеля?
Ответ: Общая рекомендация такова: чем больше длина кабеля, тем толще он должен быть.
В зависимости от длины сечение будет разным, поэтому наши рекомендации будут в виде диапазона сечений и оптимальное значение для средней длины кабеля (10-15 метров).
Итак:
Для сателлитных АС (Polk Blackstone, Morel Sound Spot) от 1.0 до 2.5 кв.мм, оптимум 1.5 кв.мм
Для полочных АС (Polk TSi100,RTi A1, Morel Solan Bookshelf, Rega RS1) от 1.5 до 4 кв.мм, оптимум 2.5 кв.мм
Для крупных полочных АС (Polk TSi200, RTi A3, Polk LSiM 703, Morel Octave) от 2.0 до 6.0 кв.мм, оптимум 4 кв.мм
Для напольных АС (TSi300, TSi 400, RTi A5, RTi A7, LSiM705, Rega RS3, RS5, RS7, Morel Solan Flooerstand) от 2.5 до 6.0 кв.мм, оптимум 4 кв.мм
Для крупных напольных АС (Polk TSi500, RTi A9, LSiM707, Rega RS10, оставшиеся старщие Morel) от 4 до 8 кв.мм, оптимум 6 кв.мм.
Чем меньше длина кабеля, тем можно использовать более тонкий кабель. Не забывайте, что при выборе во многих случаях качество кабеля должно быть более приоритетным, нежели его сечение.
В случае Bi-Wiring и Bi-Amping допускается разные сечения кабеля на соответствующие полосы АС: на СЧ/ВЧ можно руководствоваться правилами для сателлитов и полочных АС, для НЧ – для напольных АС. Естественно, никто не запрещает использовать одинаковые по сечению кабели. К примеру, 4х1.5 в Bi-Wiring в больщинстве случаев будут интереснее, чем просто 2х2.5 (суммарное сечение кабелей получится уже не 2.5 кв.мм, а 3 кв.мм на каждый плюс или минус. К тому же убрано сопротивление перемычек). Главное, не переусердствовать и не забывать о том, как будут вставлены кабели в разъёмы АС и усилителей и финансовый фактор.
Вопрос: Какой оптимальный материал проводника акустического кабеля?
Ответ: Для АС Polk и Morel мы рекомендуем использовать медные кабели (можно с посеребрением), а для Rega прекрасно подходят как медные, так и серебряные кабели. Причём с Rega у покупателя есть два чётких направления: если планируется построить монобрендовую систему с ярковыраженным фирменным звучанием, то рекомендуется использовать кабели Rega, однако если же во главу угла стоит максимальное качество связки, то тогда лучше использовать медные и серебряные Neotech.
Вопрос: Надо ли ставить разъёмы на акустические кабели?
Ответ: Исключительно по желанию. С одной стороны неудачный разъём или неплотный контакт разъёма может чуть ухудшить звук, но с другой правильно подобранный коннектор не только немного замедлит окисление медного кабеля, но и привнесёт эстетики и удобства при коммутации и эксплуатации любой системы. Поэтому выбор только за Вами. Но не гонитесь за дешёвыми разъёмами!
Вопрос: Требуется ли прогрев аппаратуре, кабелям и сколько или всё это ЛПП?
Ответ: Да. Однозначно да. Даже в советском ГОСТе (не помню номера, но точно читал) есть пункт о прогреве электронных схем и компонентов. Наш опыт показывает, что обычно достаточно примерно двух недель с ежедневным прослушиванием по 1-2 часа. Единственный «тяжеловес» в этом – акустические системы Morel. Они могут раскрыться и через месяц-полтора. Что касается кабелей – тут уже всё очень субъективно. Кто-то слышит, кто-то нет.
Вопрос: Как правильно располагать АС?
Ответ: Расстановка акустических систем в стереосистеме крайне желательна по принципу равностороннего треугольника, вершины которого образуют две АС и слушатель. Если такое сложно, то хотя бы по принципу равностороннего треугольника. Что касается высоты, то она крайне желательна быть такой, чтобы твитер АС располагался на уровне ушей слушателя или чуть ниже.
Очень интересным является расположение относительно стен. Если получится поставить акустику примерно в 20-30 см от боковых стен – это замечательно. Лучше, если это расстояние составляет не менее метра. А вот задняя стена – отличный повод для эксперимента. Если у АС Polk Audio (кроме линейки TSi) относительно слабая зависимость от расстояния до задней стены (спасибо скажем фирменной технологии Power Port), то остальным приходится потуже. Например, для Rega расстояние до задней стены может быть от 20-30 см, это поможет воспроизведению самых низких частот. А вот для Morel лучше поискать расстояние около 50-100 см. В этом случае будет достойный глубокий и негудящий бас. После выбора места для АС и их установки попробуйте немного повращать корпуса вокруг вертикальной оси вправо-влево. Таким образом можно получить положение, при котором будут найдены оптимальные соотношения уровней НЧ, СЧ и ВЧ, независимо от типа АС. Удостоверьтесь, что корпуса АС стоят прочно и не качаются.
В Домашнем кинотеатре и проще, и сложнее. В идеальном случае надо провести те же «махинации», что и в случае со стереосистемой, однако с тыловыми и центральной АС такие фокусы маловероятны. Старайтесь, чтобы все АС располагались по кругу.
Нередко встаёт вопрос о том, как правильно разместить тыловые бипольные или дипольные АС. У таких АС есть лицевая сторона (одна из скошенных) и тыловая. Какая есть какая можно уточнить по инструкции. Что касается Polk, то у серии RTi лицевая сторона та, где два динамика, к тому же на каждой колонке есть стикер с указанием «Левая» или «Правая». Так вот, если размещаем такие АС на задней стене, то лицевая сторона должна смотреть на слушателя (быть внутрь). Если же на боковой стене, то лицевая сторона должна смотреть в сторону телевизора (соответственно, желательно, чтобы слушатель сидел не вплотную к стене, а на некотором расстоянии, а именно – на пересечении осей излучения колонок. Какое использовать положение переключателя «Биполь/диполь»? Наша рекомендация сводится к экспериментам. Попробуйте на одном и том же моменте оба положения. Какое понравится больше – то и оставляйте. Но главное, чтобы на обеих АС положение переключателя было одинаково. Отдельный вопрос про сабвуфер. Как и куда ставить? Самый идеальный метод выбора места для сабвуфера таков: ставите его в центре комнаты, запускаете басовый момент и ходите по комнате, выслушивая, где бас лучше. Где он оказался лучше – там и ставим.
Вопрос: Что такое High-End? Как определить, к какому классу относится аппарат: Hi-Fi или High End? По цене?
Ответ: Вопреки общему мнению, мы считаем, что High End – это представление того или иного производителя о том, каким должен быть звук. Чётких ценовых рамок тут нет. Утрированно говоря, даже вещь за 300-500 американских долларов спокойно может относиться к классу High End, если она имеет нестандартные решения, ярко выраженный фирменный почерк и т.п. Яркий пример – Rega, Wadia, Stax. Эти бренды хоть и звучат по-разному, однако имеют своё представление и изюминку (я б даже сказал целую косточку от персика :) ). А вот Hi-Fi по нынешним временам – это не что иное, как высокая верность воспроизведения. При этом, в отличие от High End, на Hi-Fi есть чёткие стандарты (немецкий DIN45500), которые указывают, что к классу Hi-Fi можно отнести аппаратуру, у которой неравномерность АЧХ не более +-3 дБ на участке 40 Гц-15000 кГц. Кому интересно более подробно – Google в помощь :). При этом Hi-Fi может быть и TOP Hi-Fi (типичный пример – Bryston и Morel). Здесь уже разница в том, кто насколько честно передаёт музыкальный материал. Мне отрадно, что наши компоненты относятся и к Hi-Fi, и к High End.
За идею благодарю Сергея Ганюшкина.
Пнд | Втр | Срд | Чтв | Птн | Сбт | Вск |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |