Акустическая система открытого типа «АСОТ»
Еще не в столь далеком прошлом выбор акустики для домашних звуковых комплексов был не очень обширен. Да и акустическое оформление АС было ограничено. Основное распространение имели АС с фазоинвертором, реже закрытого типа. Качество звучания обеспечивали динамические головки новой технологии. В которых, пожертвовав чувствительностью головок, удавалось получить достаточно низкую граничную частоту в сравнительно небольшом объеме корпуса, благо транзисторные усилители обеспечивали достаточную выходную мощность для раскачки этих АС. Однако качество звучания таких систем удовлетворяло далеко не всех. И как всегда, любители звука старались найти новые решения этих проблем.
Вспоминали старые приемники с их «бархатным» звучанием и ламповыми усилителями. Даже при мощности усилителей в 3-6 Вт и за счет высокой чувствительности динамиков обеспечивалось приятное звучание.
Но технический прогресс неумолим. Многие зарубежные фирмы нашли определенный компромисс, при изготовлении АС массового потребления практически только с фазоинвертором. Такие АС выпускаются и полочного и напольного типа, последние очень удобны тем, что нет надобности в подставках, да и объем при этом увеличивается, что благотворно сказывается на воспроизведении низких частот.
Ностальгия по старому звуку заставляет проанализировать ту многочисленную продукцию приемников, электрофонов, магнитофонов, телевизоров, где основным источником звука были динамики с бумажными диффузорами, а сами корпуса являли собой систему открытого типа.
Системы открытого типа применяются давно, но у этих систем есть определенные ограничения, которые не дают им возможности широко их использовать в системах более высококачественного звучания, к которым многие уже привыкли. Дело в том, что для реализации такой системы необходимо иметь достаточные габариты, чтобы обеспечить комфортное звучание низких частот, без которых современный потребитель уже не представляет звуковоспроизведение, тем более появление цифры с её большим динамическим диапазоном и широкой частотной характеристикой повысило требования и к другим компонентам аудиосистемы.
И все же, несмотря на кажущиеся неразрешимыми проблемы, ряд зарубежных фирм производит акустические системы открытого типа. Одним из видов таких систем являются электростатические системы и магнипланарные системы. Звучание таких акустических излучателей обладают очень достойным звучанием, но они имеют низкую чувствительность и требуют усилителей большой выходной мощности.
Все это натолкнуло нас на мысль, использовать принцип звучания открытого типа, но с применением динамических головок большой чувствительности. Естественно, пришлось пойти на то, чтобы и габариты такой АС (щита) были достаточны для уверенного воспроизведения низких частот, т.к. со средними и высокими частотами в таких системах практически, проблем намного меньше.
Вот здесь-то и пришлось поднять старую литературу с описанием и расчетом таких систем открытого типа. Кстати, как выяснилось, проверку динамических головок, и снятие их частотных характеристик проводят в специальных закрытых звуковых камерах на плоском стандартном щите достаточно больших габаритов.
Непростым вопросом для такой системы оказался выбор низкочастотных динамиков. Необходимо было учитывать многие параметры подбираемых головок с учетом того, что они фактически будут работать в открытом пространстве.
Первое, с чего начинали, это легендарный динамик 6ГД2. Многие хорошо помнят звук приемника «Виктория», где он применялся. В паре с ним неплохо показал себя широкополосный 3ГДШ-2 (старое название 2ГД40). Некоторые пропитки позволили добиться более, менее приличного звучания. Но для высоко качественного звучания этого было недостаточно. Еще одна легенда также была принесена в жертву такой системы, это 8ГД1-РРЗ. Но и она не в полной мере справилась с поставленной задачей.
В ход пошли новые технологии. Через Интернет начался поиск головок подходящего типа. Не буду подробно описывать те проблемы, с которыми приходилось сталкиваться. Выбор большой, но по характеристикам выбор динамиков не прост. Вначале остановились на динамиках с большим диффузором. Но, как правило, попадались с высоким резонансом порядка 50-60 Гц и тяжелым бумажным диффузором. Это не позволяло добиваться легкого баса. Анализируя зарубежные модели акустики такого класса, обратили внимание, что там применяют НЧ головки с низкой резонансной частотой порядка 20 Гц и легкой массой подвижной системы, несмотря на то, что это 15” головки. Значительные потери в нижней части регистра осуществляются с помощью компенсации либо кроссовером, либо активными АС с коррекцией НЧ, начиная с 200 Гц и подъемом до +6 дБ.
В нашем случае, с подачи Виктора Янкова (МТУСИ), выбор пал на динамики фирмы Visaton BG 20/8. Это широкополосные головки, мы их применили как НЧ, с частотой раздела 200-300Гц с применением пассивного кроссовера первого порядка. Выбор пал на эти головки потому что, несмотря на не очень большой размер диметр 20 сМ, они имеют очень легкий ход подвижной системы с резонансной частотой 36 Гц и бумажный диффузор. Давление 92 дБ.
Применяя по два BG 20/8 в канале, удалось получить достаточно комфортный бас, соединение последовательное.
Проверяя тестовым диском частотную характеристику по давлению, уже начиная с 35 Гц, идет уверенный бас, хорошо воспроизводимый, но по уровню -6 дБ. Начиная с мид баса, идет нормальный уровень звука.
В СЧ звене применена головка фирмы JVC диам.20 сМ, модель HSA2002-01S, 8 Ом, 20 Вт, 91 дБ. Незначительно динамик доработан, звучание после доработки стало более приятным.
ВЧ звено пленочный динамик Neo CD 3.0, Ribbon Tweeter, China, 93 дБ, 8 Ом.
Габариты щита (ШхВхГ) 700х1400х50 мМ. Кроссоверы первого порядка с частотами раздела 200-300 Гц и 4000-5000 Гц. Чувствительность всей АС корректировалась по СЧ звену. Фото АС приведено со снятым грилем.
Проводились также эксперименты с ещё одним вариантом АСОТ, более упрощенной конструкции, но не по стоимости, т.к. применена широкополосная головка той же фирмы Visaton B 200/6. Фото макета этой конструкции также приведено. Сказать, что одной головки достаточно для воспроизведения всей рекомендованной полосы нельзя. Несмотря на рекомендованную фирмой обвязку элементами, звук не достаточно хорош был на высоких частотах, видимо с такой обвязкой этими элементами вносятся значительные фазовые искажения. Применение второго упрощенного варианта рекомендованного той же фирмой, звук улучшился, но недостаток высоких частот пришлось корректировать с помощью Neo CD 3.0. В таком исполнении АС зазвучала достаточно прилично и сбалансировано, но своему старшему брату уступала и в энергетике и в интермодуляционных искажениях. Но такая модель вправе рассчитывать на жизнь, т.к. достаточно проста в изготовлении и практически не чем не уступает довольно дорогостоящим ящичным конструкциям, имея характер открытого подкупающего звучания, но повышенных габаритов.
И еще. Хочу остановиться на одном интересном моменте, с которым столкнулись во время экспериментов с этими АС. Обратили внимание, что ширина излучающего щита очень активно влияет на диаграмму направленности и весь спектр излучаемого звука. С помощью дополнительных боковых щитов шириной 30-40 сМ и высотой 1200 сМ меняли характеристики направленности, располагая щиты сбоку основного щита, рупор назад. При отклонении приставных щитов назад, звучание приобретало настолько объемный характер, но при этом все звуки расползались в пространстве, не создавая цельности звуковой картины. При установке щитов вперед, создавая рупор вперед, звук концентрировался, давление росло, но картина звуковой сцены сужалась. Тестовым диском при этом служил многим известный СД диск Roger Waters “Amusted to Death”. Пространственная картина этого диска настолько менялась от расположения щитов, и только при плоском положении щитов картинка приобретала объемное пространство без искажений сцены, что говорило о том, что фазовые искажения минимальны при плоском щите, чем при рупоре «назад», или «вперед».
Несколько слов о влиянии ширины излучаемой поверхности лицевой панели АС. Мы сравнивали излучение широкой поверхностью АС и узкой, которую обычно сейчас применяют 90% фирм. Когда к узкой излучающей поверхности приставляли боковые щиты параллельно лицевой поверхности, то звучание приобретало более насыщенный и энергичный звук.
Принято считать, что узкая передняя панель имеет более широкую диаграмму направленности. Да, это так, по физике. А на практике нам показался более предпочтительным звук от широких панелей.
Поэкспериментируйте и вы сами это поймете.
Владимир Стародубцев (ака Дед)
Объективный субъективизмОднополупериодный Рай||
Комментарии
Читать все комментарии (127)