Для всего в этом мире есть свое основание. Почему одна и та же техника бывает огромной и просто мизерной? На крупномасштабном экране больше видно, все смотрится более натуральным, в реальную величину (а то и больше!), объемистые колонки выдают более мощный звук… Однако что движет теми, кто предпочитает оборудовать свое жилище или офис миниатюрными карапузиками, или всё свободное пространство заполняет гигантами Hi-Fi техники? Этим и другими вопросами я озаботился (слово для психоанализа) и попытался разъяснить ситуацию. Однако за помощью я обратился не к психологам, а к Андрею Маркитанову, инженеру, специализирующемуся на производстве ЦАП:
hifiNews.RU: Что могут значить для ЦАП габариты?
А. М.: Расширение габаритов подобной техники является неизбежным следствием борьбы за качество звуковоспроизведения. Это можно назвать уже не тенденцией, а сформировавшимся законом – солидная техника всегда выглядит внушительно. Хороший звук не получить с пары микросхем, размещенных в спичечном коробке. Изящные схемотехнические решения должны иметь надежную поддержку со стороны продуманного массивного конструктива - только тогда можно минимизировать влияние механических и акустических воздействий воспроизводимой музыки на аппарат и дать возможность инженерным решениям проявить себя в полную силу.
hifiNews.RU: Насколько размеры важны для техники?
А. М.: Габариты аудиотехники в тех категориях, в которых я стараюсь позиционировать свои изделия, не оказывают заметного влияния на выбор потребителей. Случайных покупателей здесь не бывает, все уже имеют представление о приблизительных размерах подобной аппаратуры, исходя из предыдущего опыта общения с серийной продукцией известных фирм.
Можно обозначить тенденцию на увеличение внешних габаритов техники, претендующей на серьезные позиции, даже если внутренности остаются не полностью заполненными. Солидный внешний вид только подчеркивает потенциально высокий уровень аппарата. Важной задачей считается обеспечение достаточной массы и виброустойчивости некоторых важных узлов, например, лазерной головки считывания цифровых проигрывателей. Решение этой действительно серьезной задачи обеспечивается введением дополнительных специализированных механических узлов и блоков. Для обеспечения максимальной эффективности их работы, конструкторы часто прибегают к сознательному увеличению массогабаритных показателей аппаратов, путем применения толстых металлических панелей, специальных утяжелителей, демпферов и т.д.
Часто требуется разнести в пространстве отдельные важные узлы конструкции для уменьшения их взаимного влияния друг на друга. В технике цифрового звука это, в первую очередь, относится к задающему генератору и аналоговым узлам. Это так же ведет к увеличению габаритов. В дешевой технике подобные вопросы обычно опускаются и конструкции ужимаются.
hifiNews.RU: На чем основывается выбор мастером объемов будущего устройства?
А. М.: Практически всегда окончательный размер устройства диктуется объемом его внутренностей и компоновкой их расположения. Окончательные геометрические размеры своих устройств я стараюсь подобрать исходя из соотношений ряда чисел Фибоначчи, известных как пропорции "золотого сечения". Кроме чисто эстетического воздействия гармоничных форм и пропорций, такой подход, несомненно, оказывает достаточно благоприятное воздействие и на звуковые характеристики устройства. Некоторые "правила хорошего тона" для техники класса Hi-End (например, выставление напоказ красиво светящихся в темноте электронных ламп) так же требуют к себе повышенного внимания со стороны дизайнера и дополнительный объем у корпуса.
hifiNews.RU: Какие тенденции намечаются на рынке Hi-Fi и Hi-End оборудования в плане его габаритов?
А. М.: Если рассматривать Hi-Fi и Hi-End как две разные, и в достаточной степени абсолютно автономные категории аудиотехники, то для первой, несомненно, наблюдается стремление разработчиков к минимализации габаритов населяющих ее устройств. Для Hi-End больше присуща тенденция придания аппаратам разнообразных футуристических форм с все более частым отходом от общепринятых, стандартных размеров и пропорций. Такие аппараты призваны подчеркнуть не только торжество создавшей их инженерной мысли, но и нестандартность подхода разработчиков ко всем вопросам в целом. При этом у потребителя даже при беглом знакомстве с аппаратом не должно остаться ни тени сомнения по поводу его принадлежности именно к Hi-End классу.
hifiNews.RU: Что движет людьми, выбирающими технику строго определенной величины? Только ли это дело вкуса или здесь не обойдется без Фрейда?
А. М.: Размеры техники могут играть решающую роль только для потребителей, выбирающих ее исключительно из соображений комфортного сосуществования. При этом аппаратура не должна вносить существенных изменений в устоявшийся уклад жизни, быт и интерьер жилища. Если же на передний план выходит именно качество звука, то весь звуковой комплекс уже начинает становиться непосредственно центром жизни в доме. Интерьер подбирается так, чтобы не мешать технике полноценно работать, домочадцам прописываются строго заданные маршруты перемещения, на достаточном удалении от этого электронного божества. Здесь уж никому не до Фрейда, хотя рядовому покупателю аудиотехники он действительно мог бы дать парочку дельных советов.
hifiNews.RU: Расскажите о вашей технике.
А. М.: Основным направлением моей деятельности является разработка и мелкосерийное производство внешних блоков цифро-аналогового преобразования для проигрывателей CD (в устоявшейся терминологии DAC).
Выбор этого направления для деятельности произошел как-то сам собой еще во времена, когда считалось, что любые проигрыватели CD должны звучать примерно одинаково, невзирая на разницу в цене. Недельная эйфория от приобретенного цифрового источника с непривычным для того времени звуком сменилась глубоким и длительным разочарованием от выхолощенного синтетического звука. Многочисленные походы к знакомым, имевшим примерно такие же источники в своих звуковых трактах, окончательно убедили меня в мысли, что "цифровой" звук должен быть именно таким.
Цифровой источник был отставлен далеко в сторону и его место опять занял "виниловый" проигрыватель. Каково же было мое удивление, когда я впервые услышал достаточно дорогой проигрыватель CD с действительно хорошим звуком! Отдельные аспекты в его подаче звука меня просто потрясли! Я понял, что в этом формате все далеко не так просто, как казалось на первый взгляд. Его звуковой потенциал еще только ждет своего полного раскрытия, которое не может произойти исходя из формальных технических подходов к решению инженерных задач.
Я тут же загорелся идеей попробовать достичь границы этого потенциала, которая в те времена казалась хоть и далекой, но вполне доступной. По мере продвижения к заветной цели, эта граница отодвигалась все дальше и дальше за горизонт, каждый шаг в этом направлении требовал применения более изощренных и емких инженерных решений, а сам процесс становился интересней.
На сегодняшний момент стало совершенно очевидно, что реальный звуковой потенциал формата CD технически недостижим. Достаточно близкое приближение к нему обеспечивает качество звуковоспроизведения на неслыханном для подобной серийной продукции уровне и требует огромных конструкторских усилий и нестандартных инженерных подходов. Маркетинговую суету вокруг современных цифровых форматов я советую рассматривать исключительно как информационное лукавство.
hifiNews.RU: Чем порадуют Ваши новинки любителей хорошего звука?
А. М.: Решение совсем неочевидных для звуковой техники инженерных задач требует использования экстенсивных, с точки зрения элементной базы, решений. Специализированные для звуковых целей интегральные микросхемы выполняют только узкий спектр задач, заложенный в них инженерами-разработчиками, вряд ли серьезно интересующимися хорошим звуком и всегда находящихся в жестких тисках заданий. При этом использование подобных микросхем всегда приводит к формальному и усредненному результату, что вполне оправдано для серийных производств.
Устойчивое удержание позиций на потребительском рынке конкурирующей аудиотехники для небольших коллективов разработчиков возможно только при обеспечении уверенных преимуществ их техники над серийными образцами известных фирм. Это требует нестандартных подходов и технических решений, в частности, максимально полный отказ от специализированных микросхем, позволяющих легко достичь какого-то среднего уровня качества звуковоспроизведения, но не дающих возможности превысить его. Эти же задачи перекладываются на плечи авторских схем на дискретных элементах, что неизбежно ведет к росту массогабаритных показателей.
Разработанные мною серийные конструкции содержат около 400 электронных компонентов, планируемая к выпуску на конец весны этого года конструкция будет содержать деталей далеко за 1000шт, из них более 50 микросхем и почти 30 аккумуляторов, требующих для своего обслуживания 60 реле. Таковы неизбежные ставки в борьбе за действительно высокое качество воспроизведения звука. И это еще далеко не предел. Следующий этап решения уже намеченных задач требует практически удвоения сложности этой конструкции.
hifiNews.RU: На что Вы в первую очередь делаете упор при создании техники?
А. М.: Конечно, на первое место у меня всегда ставится качество звука. Его я стараюсь предоставить на уровне, когда потребитель уже не будет обращать внимания на внешние аспекты конструкции. На решение именно этой задачи и направлены практически все усилия в моей технике.
hifiNews.RU: Как Вы считаете, что действительно важно среднестатистическому слушателю?
А. М.: Для обычного потребителя, конечно же, в первую очередь важны дизайн и удобство управления, для многих также не последнюю роль играет количество прелагаемых дополнительных функций.
hifiNews.RU: Какие габариты для Вашей техники являются классикой и наиболее оптимальными?
А. М.: Изделия в младших и средних позициях модельного ряда моей продукции укладываются в рекомендованные стандартные размеры для бытовой аудиотехники. Старшие модели по всем своим габаритам выходят за пределы стандартных значений. Их конечные размеры никоим образом не влияют на разработку, все время меняются, чаще всего, увеличиваются. Но это уже особенности того сегмента техники, в котором они позиционируются. Т.е. конкретные габариты аппаратуры всегда являются "слугой" ее класса.
|
Оставить комментарий