В языке коренных народов крайнего Севера существует три десятка самостоятельных слов, означающих разные оттенки белого, каждый из которых несет в себе какой-то смысл. А мы с вами не только не сможем понять их переживания по поводу цвета снега, но даже не заметим в нем каких-либо различий. Об этом в один голос говорят психологи. Наша редакция заинтересовалась темой знаков цветов и обратилась за помощью к независимому психологу-консультанту Анне Йогансен. Таким образом, мы решили дать почву к размышлению об акцентировании внимания на определенных оттенках в тех или иных фильмах.
hifiNews.RU: Несут ли изначально какой-то смысл белый, черный и такие насыщенные цвета как зеленый, красный, синий и желтый?
А. Й.: Для людей сами по себе цвета ничего существенного не значат. Процесс «означения» предполагает наличие не только самого предмета, но и того субъекта, который его воспринимает, - только тогда предмет приобретает функцию знака. А знак, хоть и культурно обусловлен, но все же индивидуален, просто потому что каждый «субъект» уникален. К счастью, неповторимость каждого человека будет актуальна всегда, как бы нас не пугали глобализацией и клонированием!
Тем не менее, в психологической практике очень успешно используется диагностика черт характера, основанная на цветовых предпочтениях. Необходимо подчеркнуть, что в этой процедуре (она называется тестом Люшера) человек выбирает карточки определенного цвета по принципу «больше всех нравится», но ни в коем случае не сообщает о том, какие цвета он любит «вообще». Известно, что люди здоровые и относительно довольные жизнью выбирают «основные» цвета: красный, синий, зеленый, а также желтый. Если испытуемый выбирает черный, серый, коричневый, фиолетовый – это может свидетельствовать о некотором неблагополучии. За долгие годы применения в самых разных условиях этот метод вполне доказал свою эффективность.
hifiNews.RU: Как с психологической точки зрения объясняется то, что люди ассоциируют цвета с чем-то определенным (например, зеленый - трава)?
А. Й.: Для кого-то может и «трава», для кого-то - светофор, а для особо продвинутых – это, прежде всего, цвет денег. Возможно, мы можем вновь вспомнить о процессе «означения» - в определенной культуре цвет становится знаком, а позднее – символом. Чего именно – зависит от культуры. Например, в нашей культуре белый цвет символизирует «чистоту и невинность», но для кого-то он является отсутствием всякого цвета, холодной пустотой, или «тем, что плохо отстирывается». Все это – стереотипы массового сознания, призванные хоть как-то присвоить, подчинить себе многообразную и бесконечно изменчивую реальность жизни.
hifiNews.RU: С чем чаще всего ассоциируются цвета?
А. Й.: Безусловно, цвет, который мы воспринимаем, влияет на настроение. Но ассоциации зависят от контекста. Парадокс восприятия цвета: он настолько глубоко влияет на бессознательное, что никто не знает, как именно.
Есть общеизвестные представления о том, что, допустим, зеленый успокаивает, красный возбуждает, а желтый стимулирует творческую активность. Дело в том, что в европейской культуре красный цвет используется для привлечения внимания (например, красный сигнал светофора, чернила школьной учительницы, или знаменитая "красная кнопка"). Вполне уместно говорить также о том, что есть природные физиологические и безусловно-рефлекторные причины того, почему это является свойством именно красного цвета, а не какого-то другого. Поэтому тезис о том, что он возбуждает можно понимать как обязательное привлечение им внимания и способность приводить нас в более активное состояние. А уж какое это будет состояние: радости, интереса, гнева или ужаса,- сам по себе цвет не определяет. Вспомните, к примеру, красное платье убитой девочки из кинофильма «Список Шиндлера». Здесь "якорь", поставленный с помощью цвета, позволяет проследить ее судьбу от попадания в концлагерь до смерти. Внимание на красном также акцентируется в фильме Ингмара Бергмана "Шепоты и крики". Там есть кадры, когда весь экран равномерно залит этим цветом, "кричащем" о чувстве безысходности, тупика, боли героев. Талант режиссера в том и состоит, чтобы стимулировать фантазию, "оживить" бессознательное. Тогда получается, что мы смотрим фильм, а видим - себя.
hifiNews.RU: Многие режиссеры придают особое значение цветности своих фильмов. Насколько в действительности человек обращает внимание на цветовое решение кинолент?
А. Й.: Насколько я знаю, существует даже представление о «фирменном», характерном только для определенного мастера цветовом решении. Для режиссера – это один из языков, на котором он говорит со зрителем. Более того, смею предположить, происходит подобное лишь отчасти сознательно, вроде того как «если какая-то мысль пришла Вам в голову, - вовсе не значит, что Вы ее автор».
Другое дело – зритель. По отношению к последнему можно поставить вопрос следующим образом: зритель обращает внимание, или внимание «обращает» зрителя? Есть особая область видеопродукции, в которой принципиально важным является именно «обратить внимание зрителя» - это рекламные ролики, в которых для того чтобы «сработал» инстинкт привлечения и удержания (!) внимания, используются яркие или непривычные сочетания цветов, быстрый ритм их смены и другие приемы. Маленькие дети заворожено замирают во время рекламных пауз, и такой «ребенок» живет внутри каждого взрослого человека. Когда фильм заканчивается, остается то, что мы потом называем впечатлением или пониманием ленты, а это во многом определяет маленький «ребенок» внутри нас.
hifiNews.RU: Придают ли цвета дополнительный смысл фильму, или каким-то отдельным его сценам? Почему это происходит?
А. Й.: Содержание фильма и те образы, которые мы видим на экране - своего рода повод «включить» воображение. Это очень наглядно видно на сеансах кинотерапии, когда 20 человек смотрят одну и ту же ленту одновременно, а при обсуждении выясняется, что каждый из них как будто видел «свой собственный» фильм. Происходит подобное, в частности, потому что, несмотря на понимание условности кино как любого вида искусства, некоторое время происходящее на экране воспринимается нами почти как реальность.
В фильмах, относящихся к жанру «фэнтези», события происходят в вымышленном мире, создавая «альтернативную» реальность. Это достигается, в том числе, и с помощью цвета – используются простые но «красноречивые» сочетания. И, наоборот, если перед создателем стоит задача выдать действие на экране за нечто происходившее в действительности, - используются цвета приближенные к привычным. Но это ни в коем случае не может считаться правилом, и тем более не определяет, насколько глубоко вас эмоционально затронет тот или иной фильм.
hifiNews.RU: Как Вы считаете, с чем связана последняя тенденция снимать фильмы в ретро-стиле, придавая изображению эффект "выцветшей" пленки?
А. Й.: Это очень интересная тенденция. Возможно, снятый таким образом фильм призван «увести» нас в прошлое, создавая ощущение «припоминания», чего-то, что реально происходило когда-то давно.
hifiNews.RU: Что Вы можете сказать о современном черно-белом кино? Почему такие ленты входят в разряд фильмов "не для всех"?
А. Й.: Если яркий рекламный ролик приковывает наше внимание, прежде всего, на «инстинктивном» уровне, то черно-белый фильм заставляет нас самих активно «достраивать» цветовую информацию, извлекая образы из памяти. Это требует больших усилий, и поэтому заставляет зрителя думать, анализировать, обостряет восприятие. В каком-то смысле уместно сравнить этот процесс с приготовлением пищи: проще всего купить готовую колбасу, порезать ее на газетке и быстро съесть «не приходя в сознание». Совсем другое дело - приготовить сложное блюдо, красиво сервировать стол, - все это требует усилий, но и результат будет совсем иным.
hifiNews.RU: Какой фильм в последнее время произвел на Вас большое впечатление? Почему? Вы обратили внимание, в каких красках он сделан?
А. Й.: На мой взгляд, фильм «Девушка с жемчужной сережкой» режиссера Питера Уэббера – пример виртуозного использования красок, позволяющего прикоснуться к миру героев. Удивительное ощущение сопричастности как раз и производит большое впечатление.
|
Оставить комментарий