Обсудить на форуме

Сергей Делибаш: Дело уже не в качестве, а в удобстве

Прослеживая развитие современных телевизионных технологий нельзя не обратиться к истории, не узнать, с чего все начиналось. Ведь не всегда ТВ – был обыкновенным, привычным предметом в доме. Были времена, когда ни о какой моде на телевизоры речи не шло вообще, выбор был крайне мал, и иметь дома это устройство уже само по себе считалось престижным. Те годы канули в лету, но основными принципами, заложенными изобретателями еще век назад в первые электронные телевизоры, руководствуются до сих пор. Именно они дали жизнь новейшим ЭЛТ. Именно поэтому мы обратили взор на кладовую реликвий, пожалуй, лучше, чем что-либо служащую памятником великим российским умам. Речь идет о Политехническом музее. В его стенах более ста лет хранятся разнообразные изобретения отечественных ученых, в том числе прародители современных Hi-Fi устройств и кинескопных телевизоров. О «жизни» экспонатов нам рассказывает руководитель отдела радиоэлектроники Сергей Делибаш.

hifiNew.RU: - Как сейчас живет музей? Что меняется?

СД: - Полностью на этот вопрос я не компетентен ответить. Но могу сказать о том, что касается моего отдела: сейчас вот он расширяется, появляется много экспонатов, которые не относятся к радиоэлектронике как таковой. В частности, как Вы видели, история телевидения. Зачем это нужно в данном отделе – не знаю. А вообще, наш музей не стоит как ненужная реликвия – он развивается, добавляются экспонаты, периодически проходят лекции, экскурсии… жизнь здесь бурлит.

hifiNew.RU: - Расскажите немного о представленной здесь экспозиции. Я смотрю, есть как совсем старинные устройства, так и первый проекционный телевизор, и даже кинескопный, 2000 года выпуска.

СД: - Нас часто спрашивают, почему здесь нет еще и плазменных экранов. И мы объясняем, что это новейшие технологии, им еще рано в музей. Тем более что здесь представлены только устройства российских изобретателей, а не иностранные разработки. Можно сказать, что у нас можно проследить эволюцию ТВ. Есть и первые телевизоры, смотреть которые можно было лишь через колбу с водой, и более поздний вариант, когда изображение появлялось в зеркальном отражении экрана… и т.д. Возле каждого экспоната распложена его краткая история, написано имя разработчика и конструктора.

hifiNew.RU: - Много у вас молодых посетителей?

СД: - Посетителей много вообще. И среди них очень много молодежи.

hifiNew.RU: - Чем в первую очередь обычно интересуется молодежь, и чем – взрослые?

СД: - Молодых интересуют редкие вещи. Вот скажем, все приходят в восторг, когда видят работающее радио Попова. Это единственный функциональный экземпляр в мире. Потом первый телевизор, который показывает сквозь стеклянную линзу, заполненную водой и прочее. Старшее поколение интересует, в принципе, то же самое, но взрослые подходят к этому уже немного с другой точки зрения. Им больше любопытны механизмы работы, само устройство экспоната.

hifiNew.RU: - Вас, наверное, часто посещают коллекционеры?

СД: - Да. У нас с ними негласный союз. Очень много вещей, которые можно видеть в нашем музее, появились здесь именно благодаря коллекционерам. А мы, в свою очередь, отдаем или продаем что-то им. У нас даже есть реестр собирателей. Со всеми ими у нас налажена связь.

hifiNew.RU: - Можно ли разделить историю развития ЭЛТ телевизоров на какие-то этапы?

СД: - Да, безусловно. Вначале это было производство механических телевизоров, затем – электронных - на основе кинескопов. Большой вклад в развитие первых малострочных ТВ внес Шмаков: под его руководством была сконструирована оригинальная передающая камера с диском Нипкова. Электронным телевизором мы обязаны Розингу, Грабовскому, Пискунову, Попову… Вообще эти изобретения не были плодом работ какого-то одного человека – многие ученые трудились над ними долгие годы.

hifiNew.RU: - Как Вы считаете, уверенными ли темпами в России развивается производство телевизоров?

СД: - Нет, не думаю. Все, что сейчас производится у нас – делается по старым схемам. Плазменные и жидкокристаллические телевизоры уже вытесняют ЭЛТ. А нам еще далеко, чтобы такое производить. Средств для этого нет.

hifiNew.RU: - Многие говорят, что качество плазмы и ЖК уступает ЭЛТ. Ваше мнение.

СД: - Да. Уступает. Но здесь дело уже не в качестве, а в удобстве. Что лучше купить: плоский экран, который можно повесить на стену, но который при этом немного уступает ЭЛТ, или здоровенный кинескопный телевизор, пусть он даже реалистичнее передает изображение? Ведь, как правило, в большинстве своем люди не слишком придираются к изображению. А вот удобство – это другое.

hifiNew.RU: - Но ведь сейчас уже придумали менее громоздкие ЭЛТ телевизоры.

СД: - Значит, не все еще потпотеряно. Но, в принципе, рациональными, как та же «плазма» они вряд ли станут. А если говорить о России, то здесь еще не скоро будут производить что-то настолько современное.

hifiNew.RU: - Что бы Вы могли пожелать нашим читателям?

СД: - Сейчас такое время, когда наука очень ценится. Хотелось бы пожелать, что бы живой интерес к ней не остывал. Чтобы России вновь было чем гордиться.

Сергей Делибаш, руководитель отдела радиоэлектроники Политехнического музея

Родился в 1957 году.

Имеет высшее образование - физик.

работу в музей попал случайно: в 25 лет остался без работы и в автобусе встретил приятеля, который и предложил ему эту работу. Начинал Сергей Викторович с малой должности, в настоящее время является руководителем отдела радиоэлектроники. В музее служит уже более 30 лет.

Считает, что достиг всего, к чему стремился.

Беседу провел Виктор Шинкарев, hifiNews.RU



Оставить комментарий





||


Главная страница > HI-FI Профи > Репортажи и интервью > Сергей Делибаш: Дело уже не в качестве, а в удобстве