Обсудить на форуме

В автомобиле

Кабель – один из самых загадочных и эзотерических составляющих аудиосистемы. Еще недавно на них никто не обращал внимания, теперь же стоимость провода может достигать одного, а то и двух полноценных компонентов. Что это? Очередное маркетинговое месторождение или адекватный ответ на растущий потенциал аудиоаппаратуры?
Однозначный ответ дать сложно. Так же, как и охарактеризовать такое явление как Hi-End.


Степень влияния кабеля на характер звука различными пользователями и специалистами оценивается от нулевой до принципиальной. И если с официальной точкой зрения журналов здесь все ясно, (согласитесь, глупо разводить диспуты на эту тему, когда на соседних страницах находятся рекламные модули компаний, торгующих кабельной продукцией), то на более свободных медийных интернет- просторах по сию пору не утихают жаркие споры.
Спорят очень крепко, с переходом на личности и обвинениями по психопатологической линии. Словом, битвы ведутся не на жизнь, а на смерть...

Я не собираюсь навязывать вам риторику и аргументы какой-либо из сторон. Мое твердое мнение – вопрос уместности возни с проводами должен решаться пользователем индивидуально на базе личного сенсуального опыта. Если разница "не слышна", то, наверное, и слава Богу – больше денег останется на прочие траты. Если же слушатель отмечает различия, как в лучшую, так и в худшую сторону, и ему интересен сам процесс "отшлифовки" звучания системы, поиска неких закономерностей, то почему бы и нет? В конце концов, досуг человека не обязан укладываться в некие градуированные рамки так называемого "здравого смысла".

Разберем основные "кабельные" вопросы, придерживаясь объективных физических факторов, и рассмотрим их в экстремальном контексте, коим является кузов автомобиля. Пускай дорогая Car Audio система все-таки будет уступать домашнему комплекту по качеству звучания, зато ключевые моменты коммутации здесь читаются гораздо более "выпукло". И чтобы ни говорили противники "звучащих" кабелей, в автомобиле к их выбору и монтажу следует отнестись с предельной серьезностью.

В домашних системах для соединения источника и усилителя требуется кабель длиной не более метра. В автомобиле от приборной панели с головным устройством до багажника, где находится усилитель, с учетом профиля кузова, это расстояние увеличивается раз в пять. При такой протяженности кабеля, растет его влияние на проходящий аудиосигнал. На языке физики - это емкость, индуктивность и сопротивление. А сколько помех, которыми изобилуют современные насыщенные электроникой машины, можно насобирать по пути! И все эти препоны возникают при прохождении слаботочного аудиосигнала (как правило, это 2 В) между головным устройством и усилителем. На этом его мытарства не заканчиваются – начинается новая дорога от усилителя к нескольким акустическим системам, разбросанным по всему салону. Ситуация усугубляется тем, что автомобильная специфика определенным образом ограничивает коммутационную гибкость. Всякая более-менее серьезная инсталляция делается если не "навсегда", то на длительную перспективу. Просто так прикинуть, "как будет с кабелями, взятыми у друга" вряд ли удастся. Это не домашняя система, где провода покоятся на полу и готовы к любым экспериментам. В автомобиле подобные манипуляции следует проводить на начальном этапе построения аудиосистемы, дабы потом лишний раз не тревожить целостность салона.

Помимо сигнальных проводов, большое влияние на аудиосистему оказывают силовые соединения и их качество. Автомобиль - система энергетически автономная, здесь каждый вольт на счету и любые потери электричества крайне нежелательны. Например, если средняя мощность, потребляемая аудиосистемой, равна 100 Вт, то каким будет ток? Делим мощность на напряжение, которые примем равным 12 В на клеммах аккумулятора, и получаем приблизительное значение тока 8,33 А.

Естественно, напряжение, поступающее на вход усилителя, будет меньше из-за сопротивления проводника. При метровой длине медного провода сечением 1 мм2 его сопротивление равно 0,017 Ом. Как уже упоминалось, до усилителя далеко - 5 метров, а проводов нужно два, уже 10 (сопротивление получается 0,17 Ом). При токе 8,33 А на таком проводе напряжение падает почти на полтора вольта, то есть почти на 12 %, а от 12В останется всего 10,5 В. Раз падает напряжение, для сохранения требуемой мощности растет потребление тока, вызывая дополнительные потери. И это не учитывая потери на контактах...

Снижение напряжения питания аппаратуры и возможное возникновение обратных связей в системе не лучшим образом сказывается на характере ее звучания. Дополнительное тепло, которое выделяется из-за растущего сопротивления, в условиях затрудненной вентиляции также не прибавляет поводов для радости.

Атмосферная влага и растворенные в ней компоненты – серьезное испытание для автомобильных кабелей. При понижении температуры на них и электрооборудовании конденсируется вода, а капиллярный эффект затягивает ее внутрь проводов. Также при значительном охлаждении теряет пластичность изоляция, грозя стать хрупкой и потрескаться.

Специализированные фирмы, занимающиеся кабелями, выработали ряд методик, призванных минимизировать вредные коммутационные воздействия. Перво-наперво, на любом, претендующем на качество проводе, сейчас пишут OFC (Oxygen Free Copper), т.е. "безкислородная медь". Меньше, чем у чистой меди, сопротивления не будет, а минимальное содержание окислов в токоведущем материале, приводящих к нелинейности на малых уровнях сигнала – это просто правила хорошего тона.

Конструктивно в межблочниках для Car Audio применяют дополнительные меры по защите от электромагнитных наводок и воздействия окружающей среды – двойное экранирование, плотный гофр, предотвращающий провод от повреждений. Еще одна отличительная особенность автомобильных кабелей – вспомогательный провод управления усилителем. К изоляции кабелей также предъявляются требования и по противопожарной безопасности, материал диэлектрика не должен гореть самостоятельно.

Наиболее распространенная конфигурация акустических кабелей – "двустволка". Это провод, состоящий из двух изолированных ветвей, скрепленных общим слоем. Нередко навивку "стволов" делают встречной, что делает прокладку более удобной при огибе неровностей опоры – усилия изгиба симметричны. Вообще же, помимо механических характеристик, способ "витая пара" минимизирует нежелательные наводки на провода.

Иногда для облегчения прокладки кабеля между ковром и дном, его профиль выполняется плоским. Ведь очень часто случается, что от приборной панели до багажника приходится тянуть более одной стереопары. В случае, когда установщик ограничен по габаритам места для проводки, существуют модели, в одной оплетке которых могут располагаться четыре независимых экранированных кабеля по схеме "витая пара", плюс провод управления. И все это "хозяйство" – под дополнительным экраном.

Не следует забывать, что всякий межблочный кабель – это еще и разъемы на его концах. Желательно, чтобы они были металлическими, с надежно герметизированными местами соединения жил и контактных лепестков.

В силовой серии кабелей применяются схожие принципы: большое число проводников, двойная свивка и износостойкая изолирующая "рубашка" с достаточной степенью эластичности, которая не должна протереться в местах контакта с деталями кузова и быть устойчивой к воздействию горячего машинного масла и бензина. Кстати, на всякий случай в "проблемных точках" все-таки рекомендуется надеть защитный рукав. Ведь всякий кабель нужно беречь и защищать, даже ухаживать, периодически очищая контакты от появляющихся окислов. Тогда он отблагодарит владельца долгими годами надежной работы.

Примечание

Общепринятая система маркировки силовых кабелей именуется AWG (American Wire Gauge). Значение аббревиатуры характеризует количество этапов обработки проволоки, которая при изготовлении последовательно протягивается через отверстия все меньшего и меньшего диаметра. Таким образом, кабель 22 AWG окажется тоньше кабеля 20 AWG.

Калибры различаются еще и в зависимости от типа кабеля: для одножильных кабелей AWG переводится в диаметр по одной формуле, для многожильных – по другой. Ниже приведены таблицы перевода наиболее популярных калибров одножильных и многожильных кабелей в диаметр и площадь поперечного сечения проводников.

Таблица 1. Одножильный провод

AWG Диаметр, мм Сечение, мм2 AWG Диаметр, мм Сечение, мм2
360.1270.0126181.0240.8235
350.1430.016171.151.038
34 0.16 0.0201 16 1.29 1.307
33 0.16 0.025 15 1.45 1.65
32 0.202 0.032 14 1.628 2.081
31 0.227 0.0405 13 1.828 2.624
30 0.255 0.051 12 2.053 3.31
29 0.286 0.064 11 2.305 4.17
28 0.321 0.018 10 2.588 5.26
27 0.361 0.1023 9 2.906 6.63
26 0.405 0.128 8 3.264 8.367
25 0.455 0.162 7 3.665 10.549
24 0.511 0.205 6 4.115 13.299
23 0.573 0.258 5 4.621 16.771
22 0.644 0.325 4 5.189 21.147
21 0.723 0.41 3 6.554 33.63
20 0.812 0.517 2 6.544 33.633
19 0.912 0.652 1 7.348 42.406

Таблица 2. Многожильный провод

AWG Кол-во жил Диаметр, мм Площадь поперечного сечения, мм2
22 7 0.762 0.352
22 19 0.787 0.380
22 26 0.762 0.327
24 7 0.610 0.226
24 10 0.584 0.200
24 19 0.610 0.239
24 42 0.584 0.201
26 7 0.483 0.140
26 10 0.553 0.127
26 19 0.508 0.153


Евгений Домрачев



Оставить комментарий





||