Обсудить на форуме

Hi-Fi в шутку и всерьез

Со стороны может показаться, что мир высококачественного аудио и видео скучен и в чем-то даже зануден. Действительно, все эти лампы, кабели и DMD-чипы к юмору, вроде бы, не располагают. Однако, именно со стремлением человечества записывать, а потом воспроизводить звук и изображение максимально близко к оригиналу, связано множество забавных историй. Начало апреля – самое время вспомнить о них.

Индустрия звукозаписи, как известно, берет свое начало с изобретения фонографа. Широко известно, что произошло это в 1877 году, но мало кто знает, что причиной, побудивший к великому изобретению, стал… уколотый палец. Томас Эдиссон работал над улучшением телефонного аппарата. К мембране микрофона была приделана иголка. Возможно, чтобы звук попадал точно в мембрану, изобретатель обхватил рукой микрофон. Когда он запел, вибрирующая игла попала ему в палец. Эдиссон задумался – а что, если таким образом записывать звук, не на пальце, естественно, а на фольге? Поначалу современники не верили, что бездушная машина способна воспроизвести голос человека. В 1878 году известный физик де Монсель продемонстрировал фонограф во Французской академии наук. Неожиданно вскочил академик Буйо и стал возмущаться: "Негодяй! Плут! Вы думаете, что мы позволим чревовещателю надувать нас?".

Наступил XX век и фонографические валики сменили граммофонные пластинки. Сначала их делали из шеллака. Это такая смола, которую выделяют особые червячки, живущие в тропиках. Чтобы выпустить только один экземпляр диска, должны были потрудиться 10000 червячков. Неудивительно, что сразу же начали искать альтернативу столь дорогостоящему материалу. Одной из них стал… шоколад. Сувенирная пластинка из шоколада могла проигрываться на граммофоне 2-3 раза, потом ее полагалось съесть. В 50-х годах появились виниловые пластинки – формат, дошедший до наших дней, и про шоколадные пластинки благополучно забыли. Но не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Идея диска, который допускает ограниченное число воспроизведений, вновь возникла уже в наши дни, когда предложили саморазрушающиеся DVD. Купили диск за небольшую цену, посмотрели, потом через пару дней запись сама собой стерлась. Правда, идея так и не прижилась. Может быть, потому что такой DVD, мягко говоря, невкусный?

Пришли 80-е годы, а вместе с ними CD. Жесткий, чересчур реалистичный звук компакт-диска не понравился многим меломанам, уши которых уже привыкли к винилу. Начались поиски способов смягчить его. Один из рецептов – поместить компакт-диск в холодильник, а потом, пока он не нагрелся, сразу же проиграть. При всей «отмороженности» такого подхода к улучшению качества звука, он имел четкое физическое объяснение. Поверхность диска, вынутого из холодильника, покрывалась слоем из мельчайших капелек воды. В итоге не все биты с диска читались и в дело вступала система интерполяции, которая действительно смягчала звук. Менее понятным был способ улучшения звука путем использования специального фломастера. Полагалось закрасить этим фломастером определенные участки диска, после чего он якобы будет лучше звучать. В 90-х годах многие аудиофилы во всем мире всерьез воспринимали эту легенду. Было даже налажено производство специальных «аудиофильских» фломастеров, стоили они безумных денег. Обсуждение нюансов звучания, которые дает тот или иной фломастер, стало тогда модной темой обсуждения среди ценителей высокого качества звука.

Не меньше забавных эпизодов было и в истории телевидения. Начнем с того, что никакие авангардные эксперименты современных молодежных телеканалов с макияжем ведущих не идут ни в какое сравнение с тем, что творилось в первых телевизионных студиях в 30-х годах. Как вам понравятся зеленая помада на губах у диктора? Тогда это было в порядке вещей. Телевидение было черно-белым, но первые видеокамеры плохо воспринимали красный цвет, зато обладали хорошей чувствительностью к зеленому. Вот и приходилось те детали, которые должны быть выделены, раскрашивать макияжем зеленого цвета.

Массовое цветное телевещание началось в 50-х годах в США. Обратной стороной такого первопроходства стал выбор не самой совершенной системы цветного телевидения NTSC. Официально NTSC расшифровывается, как National Standart Television Commitee – Национальный комитет по стандартам в телевидении. Однако, учитывая проблемы с цветопередачей, американские остряки быстро придумали другую расшифровку – Never Twice the Same Color – «цвет никогда не повторяется таким, какой он есть». В СССР на выбор в пользу французской системы цветного телевещания SECAM (Séquentiel couleur à mémoire — последовательная передача цвета с памятью) повлияли политические соображения. Поэтому в кругах специалистов эту аббревиатуру часто расшифровывают, как System Essentially Contrary to American – «система, существенно отличная от американской». Лучшей же системой аналогового цветного телевидения считается PAL (Phase-Alternating Line – передача с переключеним фазы) разработанная в ФРГ и принятая в большинстве европейских стран. За высокую точность цветопередачи ее прозвали Picture At Last – «наконец-то картинка».

Поскольку наступление цифровой эпохи совпало по времени с окончанием «холодной войны», то стандарты на телевидение высокой четкости и цифровое телевещание принимаются сейчас единые для всех стран. Соответственно, поводов для шуток стало меньше, ведь теперь на первый план вышли рациональные соображения. Впрочем, возможно, что расшифровка аббревиатур DVB, HDTV и некоторых других еще ждет своих острословов, ведь эти стандарты появились совсем недавно.

Алексей Васильев




Оставить комментарий





||


Главная страница > HI-FI Профи > Аналитика > Hi-Fi в шутку и всерьез