Задайте себе вопрос: «Хочу ли я слушать музыку, погружаясь в джакузи, и возможно ли это?» На первую часть вы ответите сами, а на вторую попытаюсь ответить я.
Разумеется, почти каждый слышал об «Умном доме для жизни в XXI веке», то есть жилья, наполненного сложной техникой, подключенной к Интернету и управляемой по мобильному телефону, и чтобы непременно через спутник. Может быть, это и так, но музыка в ванной комнате также попадает в рамки этой концепции, достаточно скудно обрисованной.
Большинству людей в нашей стране о подобных системах известно пока крайне мало, хотя уже существует ряд фирм, предлагающих услуги по установке акустики в ванных комнатах, в частности, в рамках концепций мультирумных систем и «Умного дома». Разумеется, «ванные» системы занимают не более 1% от общего числа объема дизайнерских и монтажных работ, выполняемых в особняке, и упоминаются вскользь. Гораздо большее число предложений можно встретить у фирм, продающих влаго- и термостойкую акустику, применяемую для таких целей.
Итак, мультирумная инсталляция. Нет, это понятие не из лексикона подруги Эллочки-людоедки, а всего лишь попытка аппаратной реализации неуемного желания владельца маленького кирпичного дворца послушать музыку в каждой комнате своего дома. Хитроумные инсталляторы прокладывают скрытую проводку, устанавливают акустические системы, контроллеры, усилители и пульты управления, объединенные в достаточно сложные сети. Иногда используются беспроводные устройства, работающие по высокочастотному радиоканалу. Поэтому везде может играть одна и та же музыка, а в сложных случаях – и разная для каждой зоны прослушивания, обычно обозначаемой числом. Так, система домашнего кинотеатра в большой гостиной становится «Зоной-1», стерео в спальне – «Зоной-2», а плазменная панель с выносными АС в кухне – «Зоной-19».
Существуют встраиваемые системы, которые легко можно смонтировать в стенной или потолочной нише небольших габаритов. Декоративные съемные решетки и обрамления позволяют дизайнеру окрасить их в любые цвета, требуемые для конкретной инсталляции, поэтому акустика становится практически незаметной.
Конструкция встраиваемых акустических систем принципиально отличается от обычных корпусных колонок. При их проектировании и установке приходится решать ряд серьезных проблем, таких как передача звуковых колебаний стенами и потолком, возникновение паразитных резонансов, стоячих волн и призвуков в небольших замкнутых объемах. Кроме того, встраиваемая акустика должна быть очень надежной, ведь при замене вышедших из строя систем придется заново отделывать стену или потолок, в которых они установлены.
Не обязательно задаваться целью получить звук наивысшего качества, но приемлемая стереокартина обязательна. Специально для решения подобных задач существует акустика с двумя высокочастотными динамиками. Средние частоты и бас воспроизводит один общий динамик, так как направленность в этом случае не имеет принципиального значения. Высокие частоты распределяются на паре твитеров (левого и правого канала). В результате получается имитация стереозвучания, где к каждому из них подключается соответствующий каналу сигнал – как будто работают две колонки, а не одна.
Почти всегда «атмосфера» ванной комнаты наполнена весьма агрессивной средой – водяным паром, губительным практически для любой электроники. Стопроцентная влажность и высокая температура требуют применения специальных способов, позволяющих акустике не только выжить, но и работать достаточно долго с приемлемым качеством. Традиционные динамики не любят таких условий – бумажные диффузоры, металлические детали, звуковые катушки и контакты боятся воды, а латексные подвесы и другие полимерные изделия от высокой температуры быстро выходят из строя. Особенно тяжело приходится оборудованию в наиболее экстремальных видах традиционных малых архитектурных форм, называемых русской баней.
Кроме того, акустика ванной комнаты далеко не оптимальна из-за большого времени реверберации, вызывающей эхо. Как правило, стены и потолок таких помещений выложены материалами, хорошо отражающими звук во всех частотных диапазонах. Разумеется, использование каких-либо звукопоглотителей будет выглядеть несколько странным.
Но, несмотря на все сложности, решения были найдены человеческим гением еще в 50-х годах прошлого века. Акустика, устойчивая к неблагоприятным условиям окружающей среды, давно использовалась для работы под открытым небом на кораблях, пляжах, стадионах, бассейнах и в других общественных местах. Подобные системы применяются даже в военных целях для обучения персонала, в условиях психологических операций, гуманитарных миссий и т.п.
Лучшая акустика выполняется одинаково устойчивой ко всем параметрам инсталляции, независимо от ее назначения, внутри или вне помещений на неподвижных или мобильных объектах. Подобные системы изготавливаются в многослойных прочных коррозионно-устойчивых корпусах, герметизированных современными пенополимерными материалами. Пассивные фильтры, применяемые в кроссовере, выполняются полностью непроницаемыми. Бумажные диффузоры после трехкратной пропитки специальными реагентами становятся похожими в большей степени на абсолютно негигроскопичный пластик, которому не могут повредить ни вода, ни слишком высокая или чрезмерно низкая влажность, ни температура. Важную роль играют многослойные передние панели (грили), защищающие акустику от воды и пыли. Испытания акустических систем также весьма жестки – на них выливают более тонны воды в час.
Рассмотрим пример: типичная акустическая система высокой степени защиты весит около 15 кг, может быть подключена к усилителю с выходной мощностью более 150 Вт, воспроизводит частотный диапазон от 100 Гц до 18 КГц при чувствительности 90-95 дБ. Стоимость каждой системы высокого класса составляет около $500-600 без учета затрат на проектирование и монтаж.
Разумеется, строгий ценитель звука класса High-End поморщится, увидев такие характеристики, но в ванной комнате сверхвысокое качество звука не так уж и необходимо, да и достигнуть его практически невозможно из-за специфики акустического оформления этого типа помещений, уже рассмотренного выше. Более дешевые системы обладают меньшей устойчивостью к неблагоприятным условиям окружающей среды, имеют укороченный срок службы и соответствующую цену, обычно не превышающую $70-100.
Встраиваемая акустика младшего класса имеет две полосы, то есть два динамика – высокочастотный и низкочастотный. В данном случае во главе угла стоит идея легкости и компактности, поэтому здесь очевидными стали коаксиальные решения, когда высокочастотный динамик располагается на одной оси с низкочастотным. Тенденции в развитии подобных конструкций очень схожи с «автомобильным направлением», да и сами динамики зачастую очень напоминают их собратьев.
Ясно, что редкий владелец «музыкальной» ванной комнаты захочет подвешивать акустические системы на кронштейнах в углах помещений (хотя встречаются и такие люди). Существенно большее распространение получили устройства, встраиваемые в подвесной потолок. Для их монтажа достаточно отверстия, диаметр которого зачастую стандартизован и совпадает с необходимым для точечного светильника. Мало того, изобретательные конструкторы иногда совмещают в одном корпусе акустику с подобными осветителями, делая первую совершенно незаметной. При отсутствии подвесных потолков используются аппараты, подвешенные на кронштейнах или специальных скобах.
Уровень звукового давления, развиваемого системами, должен быть достаточным для того, чтобы музыка была хорошо различима на фоне льющейся воды, способной, на мой взгляд, заглушить всё, что угодно. Осталось разместить где-нибудь неподалеку герметичный регулятор громкости, и «водная зона» готова к помывке.
Итак, в этой статье я ответил на вторую часть вопроса. В случае если на первую – вы ответили положительно, что ж, приступайте!
Оставить комментарий