Обсудить на форуме

Три океана Sanyo

История любой компании неразрывно связана с историей жизни её основателя. Поэтому условно можно считать, что история Sanyo началась в тот момент, когда 28 декабря 1902 года в маленькой деревне на одном из островов Внутреннего моря в Японии родился основатель Sanyo - Тошио Иу (Toshio Iue). При знакомстве с биографией Тошио, возникает мысль о том, что Sanyo появилась в тот год, когда тринадцатилетний мальчишка Тошио впервые вышел в море.

Тошио был самым взрослым среди восьми детей в семье. Его папа происходил из старинного рода, где все занимались фермерством. Однако, наперекор тому что ожидалось, он не пошёл по стопам предков. Купил корабль и путешествовал в южной части Японии. Эти его действия позже оказали сильное влияние на старшего сына и компанию, которую он создал. Последним желанием отца было то, чтобы дети получили образование. Но сын по примеру отца поступил по-своему и в феврале 1917 года устроился юнгой на корабль своего дяди. Несколько месяцев в море закалили Тошио, но по множеству разных причин он вернулся на большой берег. О том, какое значение придавал морю создатель Sanyo, можно судить по тому, как расшифровывается название его фирмы - "три моря". Но ему не суждено было стать моряком. В это время одна из сестёр Тошио вышла замуж за Коносуке Мацушита (Konosuke Matsushita), основателя Panasonic, который и пригласил Тошио поработать у него. Работая с Коносуке, Тошио усердно изучал основы электротехники, тем самым значительно улучшив свои познания в сфере того, чем занималась их фирма. В 17 лет Тошио уговаривает Коносуке отправить его в Токио с целью создания филиала компании там. Коносуке сомневается в успехе продаж в Токио товара, собранного в Осаке, однако в итоге даёт своё согласие Тошио. Через 2 года Тошио добивается успеха Matsushita в Токио, но, полный личных амбиций и целей, мечтает открыть свой бизнес.

Постепенно он начал делать всё для воплощения этой идеи в жизнь. Но в декабре 1922 года его призвали на службу в артиллерии в Люйшуне (Китай), где ему пришлось провести два года. Там он влюбился в девушку, дочь владельца табачного магазина, и попытался добиться её руки. Но отец девушки предложил ему свой бизнес, а не дочь. Тошио это не устроило, и он вернулся в Японию один. Семьдесят лет спустя наиболее важные подразделения Sanyo Group расположились в городе Далянь, недалеко от Люйшуня. Если бы Тошио дожил до этого времени, он, безусловно, очень обрадовался бы. В Японии через некоторое время после возвращения он женился, но возлюбленная вскоре умерла от пневмонии. Его сестра убеждает его жениться ещё раз, и вот, в октябре 1927 года Тошио вновь женится, теперь уже на сестре Коносуке Матцушиты. В 1929 году Тошио с женой приезжают в Нагою на полгода, после чего возвращаются в Осаку. В этот период у них появляется старшая дочь. После этого семья переезжает в Токио, где в 1932 году у Тошио появляется старший сын Сатоши Иу (Satoshi Iue), нынешний председатель Sanyo. В 1933 году они вновь вернулись в Осаку. В течение десяти лет семья Тошио перемещалась между этими городами десять раз. В декабре 1935 года Тошио в возрасте 33 лет становится управляющим директором в Matsushita и занимается тем, что открывает филиалы компании в Маньчжурии и Тайване.

В 1941 году, когда уже шла Вторая Мировая война, правительство Японии решило, что Matsushita Electric будет выпускать боевые корабли. Обескураженный Коносуке не знал что делать, ведь у них не было подобного опыта в принципе. Он не мог понять, почему электротехническую компанию просят заняться производством кораблей. Но Тошио заметил, что раз правительство считает, что они должны это делать, то они смогут это сделать, и занялся организацией подразделения компании по производству кораблей. В апреле 1943 года верфь, основанная Тошио на его родном острове, становится частью Matsushita Electric. В декабре 1943 года состоялась церемония спуска на воду первого корабля. Всю ночь перед этим проверяли, все ли механизмы функционируют хорошо. Оказалось, что из-за некачественного соединения корабль проделывает лишь полпути по рельсам, которые приведут его на воду. Тошио попросил рабочих исправить недоработку. Но было холодно, и никто не хотел лезть в холодную воду. Тогда он сам скинул одежды и прыгнул в воду, нашёл и исправил неправильное соединение.

В 1945 году Тошио покидает Matsushita и спустя два года, 1 февраля 1947, года открывает первый завод Sanyo Electric. Он решает, что фабрика будет заниматься производством генераторных ламп для велосипедов. Первый прототип такой лампы появляется весной 1947 года, и уже в июле этого же года Sanyo начинает массовый выпуск этих устройств. Но начало было неудачным. Более половины выпущенных первой партией ламп оказались бракованными. Тошио решает отремонтировать все испорченные лампы, несмотря на то, что выпустить такое же количество новых с учётом поправок против брака было бы в разы легче. Но неудачи не оставили зарождающуюся компанию. Через некоторое время фабрика сгорела. Не без помощи советов своей матери Тошио понимает, что огонь - это знак, отстраивает за месяц новый завод и начинает развивать собственную сеть продаж для Sanyo. Производство генераторных ламп для велосипедов, в конце концов, оказалось удачным и принесло компании много хорошего. Ведь Sanyo делала ставку на качество и производительность своей продукции. В Японии 60% этого рынка принадлежало именно Sanyo.

В апреле 1950 года Тошио создаёт Sanyo Electric Co., Ltd. и объявляет себя ее президентом. В июне этого же года началась Корейская война, которая стала причиной ещё одного делового кризиса для Sanyo и её основателя. В те годы никель был одним из важнейших материалов для производства ламп для велосипедов. Но из-за войны его стало катастрофически не хватать. До начала военных действий в Корее Япония импортировала никель из Канады. Как только началась война, канадское правительство по требованию США запретило экспорт никеля, так как никель - один из важнейших компонентов боеприпасов того времени. Правительство Японии, поддержав США, также ограничило использование никеля для мирного бизнеса. Это привело к огромным потерям Sanyo. Ведь без никеля о генераторных лампах речи идти не могло, а прекращение выпуска оных означало бы только одно - крах Sanyo. Тошио подавал прошения об изменении государственной политики относительно никеля, но его запросы не были удовлетворены. Позже он нашёл решение, как спасти компанию и свой бизнес. Запрет на поставки никеля касался только слитков, но нигде не шла речь о руде. Он убедил высокопоставленных государственных деятелей в том, что разрешение на поставки никелевой руды и выплавки из неё никеля только поспособствует развитию японской промышленности, и при этом не нарушает существующих ограничений.

Однако это событие побудило Sanyo искать новые сферы деятельности. Выбор пал на производство радиоприёмников. Причём особо обрадовало Тошио то, что все нужные материалы доступны на территории Японии. В начале 1952 года Sanyo начала массовый выпуск радиоприёмников, и первый приёмник их производства был самым дешёвым в Японии на тот момент. Помимо этого, Sanyo одна из первых компаний, что решила применять в качестве основного материала для радиоустройств пластмассу. Так что вступить на новый для компании рынок с полностью инновационным радиоустройством, да ещё и по низкой цене,- это лучшее из того, что было возможно в то время для Sanyo, как нового игрока.

В этом же году Тошио встречает ряд людей, которые убеждают его, что к списку продукции, выпускаемой Sanyo, стоит добавить стиральные машины. К этой мысли, как впрочем, и ко всему в жизни, Тошио подошёл всерьёз и развил её. Он изучал типы и внутреннее устройство стиральных машин того времени. Тогда существовало два их основных вида. Погрузившись в их механику и принципы работы, Тошио самостоятельно определил, какой тип наиболее перспективен. Однако он не желал платить баснословные отчисления за использование чужих патентов. Так что много времени он провёл в работе над тем, как реализовать те же идеи другими способами, при этом не нарушая уже существующих и зарегистрированных патентов. Интересен также момент, используемый компанией при представлении новых продуктов на рынке. Тошио учил своих менеджеров не давить на людей, а правдиво объяснять достоинства новинок, в частности, стиральных машин. Именно в правильной подаче информации основатель Sanyo видел фундамент, способный привести компанию к успеху. И, судя по всему, не ошибался. Всего лишь через год, в 1953 году, компания захватила 28.8% всего рынка стиральных машин.

Успех Sanyo на внутреннем рынке привёл к росту интереса к компании со стороны бизнес-сообществ и других стран. В 1958 году Тошио впервые посещает США, где обрастает связями и знакомствами. И вот начинается один из лучших периодов в истории компании: прибыль растёт, количество сотрудников постоянно увеличивается, сферы влияния расширяются. С конца 1950-х и до конца 1960-х продажи Sanyo растут более чем на 30% каждый год. Компания начинает выпускать чёрно-белые и цветные телевизоры.

В 1969 году Тошио умирает. Примечательно, что за год до своей смерти, он передал пост президента компании своему брату, а сам занял роль председателя компании. История компании на этом, естественно, не заканчивается, так как заразительный пример Тошио до сих пор является эталоном для сотрудников Sanyo. И история его жизни доказывает, что это справедливо.


Курышев Евгений

Подробнее о бренде Sanyo



Оставить комментарий