Музыка в автомобиле – роскошь или необходимость?
Откуда всё пошло Интерес к качественному звуку в машине с прочно закрепившемся сейчас в обиходе названием Car Audio ворвался в нашу современную жизнь стремительно. Как компьютерная техника, без которой теперь столь же немыслимо, как без зубной щётки. Car audio - это тот пласт культуры, который для большинства из нас был недостижим. О каком звуке в машине можно было думать сквозь рёв двигателя отечественного "Запорожца" или "Москвича" под непрестанный стук подвески и гудение жестких, как деревяшки, шин? Мы даже не догадывались, что может быть иначе…
Расцвету Car Audio предшествовало бурное развитие рынка домашней аудиоаппаратуры – истоки пошли именно оттуда. Нельзя сказать, что до полного подъёма «железного занавеса» в СССР не было домашней аппаратуры с высоким качеством звучания. Напротив, многое из того, что тогда возможно было купить (или достать в качестве дефицита) даже сейчас среди аудиофилов пользуется заслуженным уважением. Любители звука постарше помнят, как отменно звучали, например, радиолы «Симфония», «Виктория», сколь качественны были катушечные деки «Электроника ТА 003 и 004». А появление первого лампового домашнего усилителя «Прибой», разработанного нашим таганрогским «кулибиным» Владимиром Стародубцевым стало настоящей сенсацией. Но всё это было не всем «по зубам». По причине достаточно высокой стоимости и традиционной дефицитности. Лёд тронулся, когда на прилавке открыто появилась импортная техника класса Hi-Fi и Hi-End. Совпало это с тем, что финансовый шок после перехода от социализма к капитализму начал нивелироваться, и даже у среднего сословия стали появляться какие-то накопления. А поскольку значительная часть наших сограждан на водку тратит не всё, на рынке возник устойчивый интерес к хорошему домашнему звуку. Появился блок специализированных журналов и интернет-сайтов по этой тематике. Многие осознали, что и дома можно окунуться в необыкновенный и прекрасный мир музыки.
Говорю об этом потому, что, на мой взгляд, интерес к хорошему звуку в машине возник поначалу на фундаменте домашней аудиоаппаратуры. Совпало это с тремя факторами: во-первых, с появлением в стране импортных и более продвинутых отечественных автомобилей, во-вторых, хотя и с жалкими, но всё же хоть какими-то мерами по улучшению дорог. Конечно, не везде эти меры действенны, столичные магистрали не чета, например, дорогам в саратовском регионе (как туда не приезжаю, такое впечатление, что дороги только что бомбили…). Тем не менее, водители постепенно перестали глохнуть в салоне от рёва двигателя и лязга подвески от бесконечных колдобин на дороге. Третьим фактором стали совершенно непривычные для нас пробки. «Пробочное» состояние, когда и из машины не уйдёшь, и развлечься чем-то надо, чтобы сдержать нервы, перевело автомобильный приёмник из разряда чего-то второстепенного в разряд совершенно необходимого. Катализатором перехода от прослушивания только одних новостей к музыке стала динамично развившаяся сеть FM вещания. Второй стороной этой «медали» стало появление великого множества вполне доступных по цене головных устройств сначала с кассетами, а потом с CD – проигрывателями, усилителей и ассортимента столь же доступной автомобильной акустики, в том числе сабвуферов. Они, как ни удивительно, дали значимый скачок в развитии Car Audio, поэтому об этом чуть подробней.
Автозвуковые «силы» Развитие Car Audio за рубежом и у нас в стране особенно резко стартовало в довольно примитивной форме, из-за чисто человеческого фактора: - «почему это у соседа, туды его…, машина звучит громче!!! Сделайте мне мою так, чтобы я его переколбасил!!!». И началась погоня за подбором усилителей, сабвуферов и прочих автозвуковых прибамбасов, самостоятельным изготовлением гигантских ящиков под басовики.
Собственно машина при этом стала рассматриваться уже не как средство передвижения, а как способ продемонстрировать окружающим свои элитные «автозвуковые силы».Многие на этом и зациклились, страдая от гула в ушах, но получая взамен ни с чем ни сравнимую радость от осознания собственного величия. Привело всё это к тому, что возник особый вид спорта, называемый SPL (Sound Pressure Level), или, в простонародье, «кто громче дунет». Такие состязания зрелищны, динамичны, безусловно интересны и проходят как у нас, так и за рубежом в цивилизованном виде, без "мордобоя". Желающий поиграть «автозвуковыми мускулами» приезжает на соревнования, определяется в соответствующий класс по мощности усилителей или площади динамиков, «выдувает» в течение нескольких минут максимальное звуковое давление, покидая на это время (к счастью, правила написаны мудрыми людьми) салон своего «громовержца». Часто, ради достижения победы, сабвуферы «приговаривают к смерти» - им уготована учесть проработать на безумной мощности всего мгновение и сгореть, но завоевать заветный пьедестал для своего владельца… Интерес к SPL породил в народе особый вид радиолюбительскую творчества, нередко конструирование огромных ящиков-сабвуферов оттесняет на задний план в жизни спортсмена и семью и работу…
Но, по совести, к музыке SPL имеет весьма отдалённое отношение. Измерение даже не громкости, а звукового давления немузыкальных тональных сигналов в исчезающее узкой полосе (от 20 до 80Гц) на краю воспринимаемого нами звукового диапазона – это, все же развлечение, под стать перетягиванию каната. Другое дело, когда теперь стали мерять максимальную музыкальную громкость. В этом формате, называемом "Пляжный SPL" измеряется громкость, которую может создать аудиотракт автомобиля на реальном музыкальном сигнале. Участник соревнования сам выбирает музыку, с которой он будет выступать. А громкость фиксируется шумомером, расположенным сбоку от машины, у которой раскрыты двери. На пляже, между прочим, именно так и бывает…
Но вернёмся к громкости. Что и говорить, езда, когда в салоне в такт музыке даже шапку с головы сдувает, впечатляет. Но громче, это не всегда качественнее. А качество звучания в повседневной водительской жизни стало более востребованным. И здесь оказалось, что умение подобрать головное устройство, усилители, акустику, правильно их разместить и настроить для получения от музыки удовольствия, оказалось совсем непростым делом. Требующим умения, опыта и таланта. И вполне естественно, что наряду с SPL появились соревнования по оценке качества звучания, SQ (Sound Quality).
Самыми первыми в мире до состязаний SQ дошли американцы. Уже в 80-х годах они подготовили первые правила, подобрали слухачей-судей и снабдили их специальным судейским диском. Возникшую ассоциацию назвали IASCA (International Auto Sound Challenge Association). Постепенно интерес к соревнованиям SQ вышел за пределы Америки, и стали возникать национальные ассоциации по SQ и в других странах.
Это мы можем! В 1998 году состязания SQ/SPL докатились и до России. Национальную российскую ассоциацию RASCA возглавил теперешний главный редактор журнала «Автозвук» Андрей Елютин, человек весьма компетентный технически и одарённый творчески. Поэтому дело сразу пошло. В подготовке первых наших судей нам помогали немцы. На самые первые соревнования RASCA на тушинском аэродроме в Москве собралось около 30 автомобилей и не только из России, но и из Германии и Швеции (сравните: первые национальные соревнования по автозвуку в Италии собрали только 19 автомобилей!). Радости и эйфории от первых и последующих соревнований было хоть отбавляй, но длилось это недолго. Дружно скрестившие кошельки отечественные спонсоры, появившиеся на бурно развивающемся рынке Car Audio, напомнили притчу про «лебедя, рака и щуку» и RACSA почила в бозе… Но свято место пусто не бывает. И через некоторое время образовалась ассоциация «Формула Звука». В которой атмосфера радостной эйфории во многом сменилась жесткой прагматичностью. И соревнования SQ и SPL возобновились и дело вроде бы снова пошло, если бы не периодически возникавшие недовольства участников судейством, споры и даже аннулирование результатов. Ассоциация раскололась на два лагеря непримиримых соперников – в Москве возник SPL-клуб и начал проводить свои соревнования.
Кроме того, выяснилось, что некоторые постулаты общепринятых правил судейства SQ, очень мягко говоря, не до конца продуманы, откуда и возникают лазейки в определении призёров и победителей и бесконечные распри по поводу результатов и призовых мест.
Откуда ошибкиВполне очевидно, что любые соревнования должны быть справедливыми, а их результаты прозрачными, чтобы можно было всегда проверить правильность работы рефери. Но это просто, когда при оценке результата спортсмена мы имеем дело с секундами, метрами и другими очевидными критериями оценки, имеющими физические эталоны. Например, при оценке машины участника на соревнованиях SPL используется шумомер или контактный вибродатчик, который с высокой степенью точности позволяет измерить максимальное звуковое давление в децибелах (dB).
Но как быть в SQ, где оценки качества звучания субъективны, т.е. не имеют физической величины? Можно ли проверить достоверность работы судьи, который оценивает «эмоциональность»? В судейском протоколе IASCA и ЕММА (теперешнее название «Формулы звука») эту судейскую оценку трудно проверить. Она не до конца аргументирована и, что греха таить, судьи подчас ей бесконтрольно манипулируют. Но и это не всё. Сама подготовка, т.е. компетентность судей не всегда однозначна и это ещё один канал ошибок судейства. А уж предвзятость судейства вообще является бичом на SQ. По действующим правилам IASCA и ЕММА каждую машину судят двое судей (кое-где уже и один), которые, прослушав очередной трэк судейского диска, его останавливают, совещаются между собой и выносят общую оценку. И если один из судей ангажирован, он может повлиять на своего коллегу, что отразится на результате. Доказать такое однозначное засуживание очень трудно. А обычная человеческая усталость? Ведь на каждую машину судьи тратят почти по часу времени, а способность адекватного восприятия звука экспертом уже после первых двух-трёх часов работы изменяется весьма значительно. Стало быть, и достоверность судейских ошибок невысока. С этим ничего не сделаешь, это психоакустика.
И уж совсем непонятно то, что автомобили во время соревнований машины прослушиваются на произвольной громкости (!), как выставят судьи. Что, с точки зрения спортивной справедливости, вообще ни в какие ворота не лезет...
Так что же, на соревнованиях в Car Audio нельзя добиться корректных оценок по SQ? Оказывается, можно.
Куда двигаться? Оценивать качество звучания «звуковых консервов», как в шутку называют звукорежиссёры и музыканты то, что записано и воспроизводится, всерьёз начали ещё в 40-х годах прошлого столетия. То есть, задолго до появления соревнований по Car Audio. Поэтому серьёзный опыт (правда, не автомобильный) в этом деле уже был.
Для объективных (инструментальных) измерений пользуются целой гаммой разнообразных приборов, позволяющих точно измерить мощность, частотный диапазон, нелинейные искажения и ещё целый ворох параметров. Но все они могут лишь частично поведать нам о том или ином аспекте качества звучания – в природе не существует физической величины, однозначно его определяющее. Поэтому последнее и решающее слово остаётся за нашим ухом, т. е. за субъективными ощущениями. Или, если называть это академически правильно, акустической экспертизой.
При продуманной организации экспертизы можно получить весьма достоверные результаты. Наиболее точно всё получается, если в прослушивании участвуют не один-два, а хотя бы 10 слушателей. Выставляющие оценки в свой личный протокол, и не совещающиеся друг с другом. Потом их оценки усредняют, и получают весьма точные выводы - именно так проводятся профессиональные субъективно-статистические экспертизы. Другими словами, в дело вступает статистика, поэтому и появляется достоверность оценок.
«FSQ»: и мы не лыком шитыЧтобы избежать целого фейерверка упомянутых и неупомянутых здесь замечаний по судейству в автозвуке, на кафедре «Радиовещания и электроакустики» московского технического Университета связи и информатики (МТУСИ) решили создать иной метод. Основанный на многолетнем опыте акустических экспертиз и нацеленный специально для Car Audio. Начали с отбора наиболее точных характеристик звучания и подбора для него музыкального материала. Время звучания каждого трэка уменьшено до минимального, в течение которого эксперт успевает достоверно оценить требуемые параметры и не устать.
В реальных условиях автозвуковых соревнований это позволило сократить время прослушивания каждой машины в 4 раза, всего до 13 минут. В связке с этим был разработан оригинальный судейский протокол, а количество самих судей в салоне автомобиля увеличилось до 4-х. Они прослушивают машину одновременно, не общаясь друг с другом, и каждый судья заносит оценки в свой личный протокол. Из которого сразу видно, если кто-то из судей будет недобросовестен. Все судейские оценки по каждому протоколу затем усредняются (вот он, один из введённых элементов статистики), поэтому засуживание или подсуживание недобросовестными судьями сразу практически невозможно. Громкость прослушивания перед началом судейства выставляется по шумомеру одинаковой для всех участвующих автомобилей. И не спонтанно, а с учётом минимально комфортного уровня громкости музыкального материала при стандартном уровне шумов от движения автомобиля.
Создание нового метода, названного Car audio FSQ (Fast Sound Quality) заняло почти четыре года. Успех внедрения метода «Car Audio FSQ» породил создание у нас в стране Лиги Автозвуковых Соревнований (ЛАС), которая проводит уже свой седьмой сезон. География городов – участников соревнований простирается от Архангельска до Хабаровска. Особенно важным является народность таких состязаний – в них может бесплатно участвовать любой любитель или профессионал, а аппаратура может быть использована любой фирмы, без добавления бонусов своим «официальным» брэндам, как этот принято в IASCA и ЕММА.
Для корректного использования метода FSQ в качестве судей выступают специально обученные квалифицированные слушатели. Их подготовка крайне важна, она осуществляется по трёхуровневой схеме специалистами Акустического центра МТУСИ. На сегодняшний день судейский корпус FSQ составляет почти 500 человек.
О соревнованияхДа простят меня москвичи, тяга к автозвуку сильнее всего проявляется теперь именно на периферии. У меня, достаточно часто пребывающего в ранге главного судьи соревнований, до сих пор захватывает дух от залихватской смелости и таланта некоторых конструкторов, потративших для получения настоящего звука в машине уйму сил и времени. А ещё больше от бесшабашной решимости спортсменов гнать свой автомобиль в другие города, чтобы поучаствовать в состязаниях. До сих пор вспоминаю своё радостное удивление, когда неизвестный тогда ещё никому екатеринбуржец Сергей Кулев, отмахав чуть ли не треть нашей страны, появился на саратовских соревнованиях ЛАС и обыграл там всех! Чувство восхищения и даже зависти (я бы на это не решился!) возникло у меня, когда тот же Сергей Кулев прибыл на московские соревнования не на своём ходу, а на эвакуаторе. Его Subaru SVX заглохла ещё в Казани. Нормальный водитель вернулся бы назад, в Екатеринбург. Но Кулев-спортсмен, не пожалев кучи денег, на соревнования всё же прибыл. И ничуть об этом не жалел, хотя в этот раз занял всего лишь второе место в своём классе.
Ещё один волнующий пример спортивной самоотверженности: ВАЗ 2110 уфимца Юрия Светлякова всего 300 метров не доехал до соревновательной площадки в Челябинске. Машину готовили к состязаниям почти всю зиму, и вдруг на пути встало несуразное столкновение с местным лихачом. ГАИ, как известно, на разборку мелких происшествий обычно не торопится, а автомобили с места сдвигать нельзя. А соревнования уже начались и идут полным ходом! До сих пор помню грустные глаза Юрия… Мы впервые тогда разрешили провести судейство вне площадки состязаний. Направили к месту столкновения судейскую бригаду того класса, в котором должна была быть уфимская «десятка» вместе с наблюдателями, чтобы соблюсти все строгости правил. А машина оказалась с очень хорошим звучанием и уверенно опередила своих соперников в классе. Работа уфимского мастера не пропала зря.
Но не всегда бывает «Happy End». На самые первые соревнования в Сыктывкар не доехал опытный спортсмен Константин Запорожцев из Ставрополя. Где-то под Кировом его Honda Ascot в неравной борьбе с очередной ямой на дороге лишилась моста…
Откуда берётся у людей такая тяга к автозвуковым соревнованиям? Только ли из желания получить заветные Кубки с медалями или призы за участие?
Конечно, нет. В большинстве своём, люди, тяготеющие к качественному звуку вообще, и в своей машине в частности, подсознательно группируются в своего рода касту посвящённых (простите мне мою помпезность). Но понимают это не сразу, а лишь достигнув какого-то уровня, и уже тогда поняв, что открыли для себя новую, очень важную страничку в жизни. А в последнее время стали встречаться люди, особенно среди бизнесменов, которые уже не ставят качественную аудиоаппаратуру дома, а делают это в машине. Для прослушивания музыки дома у них просто нет времени…
Вот почему общение с такими людьми делает и просто зрителей и нас, судей и организаторов, «соучастниками» этого прекрасного и увлекательного дела. И даёт нам всем столько положительной энергетики и пищи для творческой активности.
И напоследок хочется обратиться к посетителям HiFinews.ru: больше слушайте музыку! Это дар, который, в суете жизни, можно и не заметить! И лишить себя огромной радости в жизни.
Дмитрий Свобода
Отчет о восточноевропейском форуме Kramer по аудио-видео решениям – KEEF 2007Автозвуковой чемпионат России ЛАС 2007 вступает в завершающую стадию||
Оставить комментарий