Считать можно что угодно, кого угодно, где угодно и когда угодно – люди, автомобили,… в банках, библиотеках, торговых центрах,… Однако сегодня системы подсчета в России – скорее дань моде, нежели честь практическому применению продукта.
Польза от инсталляций СПП
О рынке систем подсчета посетителей
Будущее СПП
Системы подсчета посетителей (СПП) сегодня – скорее дань моде, нежели честь практическому применению продукта. Жаль, что многие ТОП менеджеры компаний и/или руководители их маркетинговых департаментов даже не догадываются о скрытых в системах потенциалах – анализа данных и формирования отчетности.
«Прежде всего, системы подсчета посетителей необходимы для расчета конвертации – соотношения между посетителями магазина и покупателями, то есть между людьми, просто зашедшими в магазин, и людьми, совершившими в нем ту или иную покупку», — комментирует Алексей Пронин, руководитель отдела розничных технологий компании «МИР». Данные СПП используются при анализе изменений покупательского потока, а также для расчета необходимого количества продавцов в торговом зале. С их помощью легче отслеживать динамику изменений потока посетителей в зависимости от дня недели, месяца и т.д. Так, например, очевидно увеличение потока в первую и последнюю недели месяца, связанное с тем, что большая часть покупателей получают зарплату именно в этот период.
Спрогнозировать уровень продаж в зависимости от запуска того или иного PR мероприятия, определить время проведения мероприятий по привлечению клиентов, оценить влияние конкурентов на посещаемость магазина, оптимизировать площадь и ассортиментную политику по конкретной секции, – лишь малая толика возможностей, предоставляемых торговым сетям или отдельным магазинам посредством систем подсчета посетителей.
«Конвертация - это один из ключевых показателей, отражающих эффективность работы розничных сетей», - поясняют в компании ВАТКОМ. После рентабельности продаж, он занимает второе место по степени важности, поскольку отражает как эффективность работы консультантов, так и эффективность работы мерчендайзеров, позволяет оценить эффективность рекламных кампаний, потенциал торговой точки. В качестве смежных показателей можно выделить количество выручки (прибыли) на одного посетителя; объем потенциальной выручки, равный произведению количества покупателей на сумму среднего чека затрат на одного посетителя; количество посетителей на одного консультанта и некоторые другие, каждый из которых тем или иным образом позволяет анализировать потенциальные возможности компании. Сегодня же, в условиях нарастающей конкуренции, вопрос повышения прибыльности квадратного метра площади становится принципиальным. Когда в большинстве секторов розничной торговли экстенсивное развитие сходит на нет, выход . в повышении доходности и эффективности каждого квадратного метра площади магазина, каждого продавца.консультанта. И первый вопрос: насколько эффективно работаем мы . не в сравнении с другими игроками рынка, а относительно самих себя? Используем ли мы весь свой потенциал?.. Ответы нам дают системы подсчета посетителей.
В компании АНТИвор рассказали нам, что сам продукт СПП дает достаточно точную статистику, защищенную от сбоев. Программное обеспечение предоставляет возможность обработать полученное число в какие-то важные отчеты, преобразовать в аналитику, связав посещения между собой.
Да, эти системы не лучший вариант для точного поголовного контроля вследствие достаточно большой погрешности, но мы полагаем, что руководителям и службам маркетинга не принципиально считать каждого человека. Необходимо видеть динамику изменения посещаемости – приход, упадок, пики, в какой день больше… порядок изменения. Подсчет по головам – единичный случай. Клиентов чаще всего интересует, насколько сильная компания, наличие товара на складе, разумеется, качество продукции, очень важный момент – обслуживание, качество монтажа.
Однако, несмотря на все большее внимание к СПП, для производителей–интеграторов федеральные компании (торговые сети), а именно они среди первых начали активно внедрять СПП, как дичь тропических лесов, разбалованная жарким солнцем и мягким дождем, которую нужно заинтересовывать, доказывать и неоднократно обосновывать пользу систем.
Все мы знаем огромные торговые площади, нередко двухэтажные здания – особенно в регионах, магазинов М.ВИДЕО, МИРа, Эльдорадо, Техносилы. Необходимо тщательно продумать план установки датчиков, чтобы подсчитать посетителей, не забыть учесть наличие подземной парковки и количество потенциальных клиентов с нее.
Открытие или блокирование дополнительных входов, касс, эскалаторов… Полезно считать этажи. А каким образом распределяются потоки посетителей по уровням торгового центра, должны знать не только управляющие компании, но непосредственно арендаторы комплекса. Учитывая все большие объемы строительства и развития моллов, неизбежна проблема учета влияния соседнего окружения на показатели продаж конкретной торговой сети.
Пусть это не нужно сейчас – впоследствии обязательно пригодится. Когда же подобные данные понадобятся руководству, маркетологи и менеджеры среднего уже будут готовы. Ведь видите, сколько всего… Системы схожи с интеллектуальными домами, когда наперед продумывают всю возможную инфраструктуру здания.
В настоящее время российский рынок систем подсчета посетителей делят между собой две компании – АНТИвор и ВАТКОМ (названия даны в алфавитном порядке – без определения приоритета и важности игрока на рынке. Так, например, работая на рынке систем подсчета посетителей с 1999 года, ВАТКОМ сохраняет за собой сегодня лидирующие позиции. Однако АНТИвор, придя в отрасль в 2002, активно нарабатывает базу клиентов, стремясь занять свое место под солнцем… датчиков). Видим своеобразный диполь.
Остальные компании не столь значительны и масштабны на рынке и делятся на две части – официальные представительства компаний и их филиалы – региональные подразделения.
При этом заметим, что каждое из подобных подразделений компаний имеет право на существование, поскольку априори неверно утверждать, будто филиалы хуже собственных отделений в регионе. Разве бизнес дилеров столь разительно отличается от показателей представительств – что в этом случае есть показатель брака? Разве франчайзинг не оправдал своих позиций в мировом бизнес–сообществе? Хочешь получать прибыль – работаешь ответственно и грамотно. Люди, заинтересованные в реализации своей продукции или услуг компании, просто обязаны вкладывать в дело максимум усилий, чтобы удовлетворить запросы клиентов, оставаясь, таким образом, на плаву.
Заказы на инсталляции систем подсчета посетителей распределяются по итогам проведения тендеров. Рынок сам по себе не очень большой, а любознательных клиентов не так много. Положительное личное общение – залог успешной сделки. В то время, как выигрыш или проигрыш в тендере может быть разных уровней: даже когда сначала выигрывает одна компания, но не удовлетворяет условиям клиента, ситуация кардинально меняется. Что применимо к любому виду бизнеса. Да, будущее – за социально ответственным бизнесом.
А пока это абсолютно закрытый рынок – своеобразная диполь – удачное определение, с которым мы определились ранее. Еще мало кто понимает, зачем нужны системы подсчета? А, учитывая дипольную ситуацию на рынке, конкуренция настолько высока, что простому представителю СМИ приходится пройти огонь и воду предварительных проверок на прочность и «чистоту», прежде чем его допустят в святая–святых – офис компании, на производство. Ведь не секрет, что сотрудники компаний–конкурентов ходят друг к другу перенимать опыт продаж под видом покупателей.
Рынок систем подсчета посетителей – один из тех, чьи игроки буквально гордятся своими клиентами, их индивидуальными достижениями. Де-факто, отношение строится по схеме «родитель – ребенок». Удивительно, но момент престижа, пожалуй, как нигде возведен в ранг наиболее приоритетного показателя значимости компании. Тогда как сами компании–клиенты могут даже не помнить названия компании, с которой они устанавливали СПП. Однако поначалу довольно странное умозаключение нашло свой закономерный ответ: если хочешь найти охотника, необходимо знать правила игры. Рынок СПП до сих пор окончательно не сформирован. Соответственно, и роли распределены, как есть. Все изменится…
Впервые к системам подсчета посетителей обратились федеральные сети в 2001-2002 гг. Потребовалось понимание структуры распределения потоков, возможность оценки подхода к управлению посредством обработки полученных статистических данных. Изначально закупали небольшое оборудование, которое впоследствии интегрировали в собственные системы, разработанные IT отделом компании и настраиваемые в индивидуальном порядке под каждый магазин сети. Основной упор сделан на контроль входного и выходного потока. Случались забавные случаи, когда специалисты компании звонили на открытие очередного магазина организаторам и просили убрать с проходов охрану, перегородившую свои крепкими телами установленные датчики. Отчего, в итоге, несмотря на бесчисленное множество приглашенных гостей, в центре отображалось всего два посетителя.
«Потенциал рынка систем подсчета посетителей очень широк, однако, не все осознают, и еще остаются такие клиенты, которые интересуются СПП как модой», — комментируют в компании АНТИвор.
В будущем, помимо посетителей, будут новые сегменты, которые можно анализировать. И это не только машины. Есть еще данные, цифры, которые также можно считать. И хотя в России еще не все сегменты так развиты, как на Западе – у нас, например, не очень развит транспорт или подсчет автомобилей – это не наша неготовность, это неготовность рынка. Тем более, что с технической точки зрения копировать с Запада уже нечего.
Мы сами стараемся внедрять какие-то инновации и нововведения, выделяя их из пожеланий наших клиентов, поскольку однозначно будущее не за примитивными системами подсчета и не за системами, которые не соединяются с компьютерами и не имеют такой возможности – это уже почти никому не интересно».
Железо уходит в прошлое! Сегодня становится трудно понять клиентов, которые берут себе одно оборудование, когда разумнее брать продукт целиком и просто считывать информацию. При этом, одно дело, если на столе появляется безликий отчет, отражающий количество посетителей в корреляции со временной шкалой – возможна отчетность за день, неделю, месяц, год, пять лет, …, – и другой вопрос, получить уже проанализированные данные с готовыми решениями по формированию маркетинговой политики, реструктуризации бизнеса и подходов к мерчендайзингу, проч.
Таким образом, постепенно, с развитием мировых технологий и научно-технической базы компаний-производителей систем подсчета посетителей, эволюция привела руководителей к осознанию своей потребности уже более высокого уровня – получению аналитики. А вместе с аналитически обработанными данными и более разумный взгляд на собственный бизнес. «Обладая детальной аналитикой о посещаемости, мы получаем новый ракурс и новый подход к оценке насыщения рынка коммерческой недвижимости», — заявляет Генеральный директор ВАТКОМ Роман Скороходов. «Мы не используем готовые решения, поскольку это не выгодно нам экономически. Кроме того, при использовании готовых решений все равно необходим экспорт данных в информационную систему компании: такой показатель, как количество потока, взятый отдельно, совершенно неинформативен – смысловое наполнение он получает только в контексте других показателей, — подтверждает г-н Пронин».
Аналитика forever !
«При этом второй шаг — это Индекс, который позволит сориентироваться в отрасли: когда при осознании участником отрасли своего положения относительно самого себя идет понимание и сравнение средних показателей по рынку – со всеми вытекающими выводами и другими интересными умозаключениями», — продолжают в компании ВАТКОМ.
Безусловно, это огромный для обработки пласт информации. И на сегодня пока трудно представить, насколько мощный поток сознания возможно получить, объединив рыночные усилия компаний–производителей систем подсчета посетителей. Ведь если у тебя есть идея и у меня есть идея, то, обменяйся мы ими, станем богатыми на 2 идеи. Но нет: кооперация не для рынка СПП. По крайней мере, не в ближайшие 5 лет (грубо, конечно, считаем). Еще не до конца застроились земельные площади, оборудование пока не совсем совершенно.
Когда же железо отомрет, можно ожидать закономерное объединение баз данных и формирование Единого Индекса – для сравнения с мировыми показателями. Глобализация берет свое, и это неизбежно.
Сегодня широко известны всего две технологии систем подсчета посетителей – это инфракрасные сенсоры, которые позволяют осуществлять качественный количественный подсчет в проходе 3,5 метров, и существует подсчет посредством термокамеры.
Основные типы датчиков и принципы их действия:
В зависимости от того, какой луч посетитель пересекает первым, он считается вошедшим либо вышедшим. Однако, если проходят два и более человека, один из них может заслонить других, и тогда последние не будут посчитаны, отчего такие счётчики разумно ставить только в узких проходах.
Принцип работы схож с горизонтальными датчиками. Разница лишь в том, что лучи испускаются сверху, а не сбоку. Поэтому при одновременном прохождении, например, трёх людей, все они будут посчитаны как три человека.
Термодатчик рассматривает людей как источники тепла, на которые он реагирует. Он «видит» людей как тепловые пятна (обведено красной линией). Проблема в том, что он не может различать, кто испускает тепло – люди, животные или какие-то механизмы. В случае установки на входе в зимний период из-за больших перепадов температуры на улице и внутри помещения термодатчик может давать серьёзные сбои, работать с большой погрешностью.
Определяет расстояние до посетителя лазерным сканированием поверхности.
Подробнее о самом оборудовании заинтересовавшимся читателям расскажут менеджеры компаний. Здесь мы рассмотрели основные позиции с точки зрения необходимости и пользы от установки систем подсчета посетителей.
Материал подготовила Светлана Прохорова
|
Оставить комментарий