Обсудить на форуме

Посчитаемся?

Считать можно что угодно, кого угодно, где угодно и когда угодно – люди, автомобили,… в банках, библиотеках, торговых центрах,… Однако сегодня системы подсчета в России – скорее дань моде, нежели честь практическому применению продукта.


Польза от инсталляций СПП
О рынке систем подсчета посетителей
Будущее СПП

Системы всякие важны

Системы подсчета посетителей (СПП) сегодня – скорее дань моде, нежели честь практическому применению продукта. Жаль, что многие ТОП менеджеры компаний и/или руководители их маркетинговых департаментов даже не догадываются о скрытых в системах потенциалах – анализа данных и формирования отчетности.

«Прежде всего, системы подсчета посетителей необходимы для расчета конвертации – соотношения между посетителями магазина и покупателями, то есть между людьми, просто зашедшими в магазин, и людьми, совершившими в нем ту или иную покупку», — комментирует Алексей Пронин, руководитель отдела розничных технологий компании «МИР». Данные СПП используются при анализе изменений покупательского потока, а также для расчета необходимого количества продавцов в торговом зале. С их помощью легче отслеживать динамику изменений потока посетителей в зависимости от дня недели, месяца и т.д. Так, например, очевидно увеличение потока в первую и последнюю недели месяца, связанное с тем, что большая часть покупателей получают зарплату именно в этот период.

Спрогнозировать уровень продаж в зависимости от запуска того или иного PR мероприятия, определить время проведения мероприятий по привлечению клиентов, оценить влияние конкурентов на посещаемость магазина, оптимизировать площадь и ассортиментную политику по конкретной секции, – лишь малая толика возможностей, предоставляемых торговым сетям или отдельным магазинам посредством систем подсчета посетителей.

«Конвертация - это один из ключевых показателей, отражающих эффективность работы розничных сетей», - поясняют в компании ВАТКОМ. После рентабельности продаж, он занимает второе место по степени важности, поскольку отражает как эффективность работы консультантов, так и эффективность работы мерчендайзеров, позволяет оценить эффективность рекламных кампаний, потенциал торговой точки. В качестве смежных показателей можно выделить количество выручки (прибыли) на одного посетителя; объем потенциальной выручки, равный произведению количества покупателей на сумму среднего чека затрат на одного посетителя; количество посетителей на одного консультанта и некоторые другие, каждый из которых тем или иным образом позволяет анализировать потенциальные возможности компании. Сегодня же, в условиях нарастающей конкуренции, вопрос повышения прибыльности квадратного метра площади становится принципиальным. Когда в большинстве секторов розничной торговли экстенсивное развитие сходит на нет, выход . в повышении доходности и эффективности каждого квадратного метра площади магазина, каждого продавца.консультанта. И первый вопрос: насколько эффективно работаем мы . не в сравнении с другими игроками рынка, а относительно самих себя? Используем ли мы весь свой потенциал?.. Ответы нам дают системы подсчета посетителей.

В компании АНТИвор рассказали нам, что сам продукт СПП дает достаточно точную статистику, защищенную от сбоев. Программное обеспечение предоставляет возможность обработать полученное число в какие-то важные отчеты, преобразовать в аналитику, связав посещения между собой.

Да, эти системы не лучший вариант для точного поголовного контроля вследствие достаточно большой погрешности, но мы полагаем, что руководителям и службам маркетинга не принципиально считать каждого человека. Необходимо видеть динамику изменения посещаемости – приход, упадок, пики, в какой день больше… порядок изменения. Подсчет по головам – единичный случай. Клиентов чаще всего интересует, насколько сильная компания, наличие товара на складе, разумеется, качество продукции, очень важный момент – обслуживание, качество монтажа.

Однако, несмотря на все большее внимание к СПП, для производителей–интеграторов федеральные компании (торговые сети), а именно они среди первых начали активно внедрять СПП, как дичь тропических лесов, разбалованная жарким солнцем и мягким дождем, которую нужно заинтересовывать, доказывать и неоднократно обосновывать пользу систем.

Все мы знаем огромные торговые площади, нередко двухэтажные здания – особенно в регионах, магазинов М.ВИДЕО, МИРа, Эльдорадо, Техносилы. Необходимо тщательно продумать план установки датчиков, чтобы подсчитать посетителей, не забыть учесть наличие подземной парковки и количество потенциальных клиентов с нее.

Открытие или блокирование дополнительных входов, касс, эскалаторов… Полезно считать этажи. А каким образом распределяются потоки посетителей по уровням торгового центра, должны знать не только управляющие компании, но непосредственно арендаторы комплекса. Учитывая все большие объемы строительства и развития моллов, неизбежна проблема учета влияния соседнего окружения на показатели продаж конкретной торговой сети.

Пусть это не нужно сейчас – впоследствии обязательно пригодится. Когда же подобные данные понадобятся руководству, маркетологи и менеджеры среднего уже будут готовы. Ведь видите, сколько всего… Системы схожи с интеллектуальными домами, когда наперед продумывают всю возможную инфраструктуру здания.

Их было двое

В настоящее время российский рынок систем подсчета посетителей делят между собой две компании – АНТИвор и ВАТКОМ (названия даны в алфавитном порядке – без определения приоритета и важности игрока на рынке. Так, например, работая на рынке систем подсчета посетителей с 1999 года, ВАТКОМ сохраняет за собой сегодня лидирующие позиции. Однако АНТИвор, придя в отрасль в 2002, активно нарабатывает базу клиентов, стремясь занять свое место под солнцем… датчиков). Видим своеобразный диполь.

Остальные компании не столь значительны и масштабны на рынке и делятся на две части – официальные представительства компаний и их филиалы – региональные подразделения.

При этом заметим, что каждое из подобных подразделений компаний имеет право на существование, поскольку априори неверно утверждать, будто филиалы хуже собственных отделений в регионе. Разве бизнес дилеров столь разительно отличается от показателей представительств – что в этом случае есть показатель брака? Разве франчайзинг не оправдал своих позиций в мировом бизнес–сообществе? Хочешь получать прибыль – работаешь ответственно и грамотно. Люди, заинтересованные в реализации своей продукции или услуг компании, просто обязаны вкладывать в дело максимум усилий, чтобы удовлетворить запросы клиентов, оставаясь, таким образом, на плаву.

Заказы на инсталляции систем подсчета посетителей распределяются по итогам проведения тендеров. Рынок сам по себе не очень большой, а любознательных клиентов не так много. Положительное личное общение – залог успешной сделки. В то время, как выигрыш или проигрыш в тендере может быть разных уровней: даже когда сначала выигрывает одна компания, но не удовлетворяет условиям клиента, ситуация кардинально меняется. Что применимо к любому виду бизнеса. Да, будущее – за социально ответственным бизнесом.

А пока это абсолютно закрытый рынок – своеобразная диполь – удачное определение, с которым мы определились ранее. Еще мало кто понимает, зачем нужны системы подсчета? А, учитывая дипольную ситуацию на рынке, конкуренция настолько высока, что простому представителю СМИ приходится пройти огонь и воду предварительных проверок на прочность и «чистоту», прежде чем его допустят в святая–святых – офис компании, на производство. Ведь не секрет, что сотрудники компаний–конкурентов ходят друг к другу перенимать опыт продаж под видом покупателей.

Рынок систем подсчета посетителей – один из тех, чьи игроки буквально гордятся своими клиентами, их индивидуальными достижениями. Де-факто, отношение строится по схеме «родитель – ребенок». Удивительно, но момент престижа, пожалуй, как нигде возведен в ранг наиболее приоритетного показателя значимости компании. Тогда как сами компании–клиенты могут даже не помнить названия компании, с которой они устанавливали СПП. Однако поначалу довольно странное умозаключение нашло свой закономерный ответ: если хочешь найти охотника, необходимо знать правила игры. Рынок СПП до сих пор окончательно не сформирован. Соответственно, и роли распределены, как есть. Все изменится…

Каналы будущего

Впервые к системам подсчета посетителей обратились федеральные сети в 2001-2002 гг. Потребовалось понимание структуры распределения потоков, возможность оценки подхода к управлению посредством обработки полученных статистических данных. Изначально закупали небольшое оборудование, которое впоследствии интегрировали в собственные системы, разработанные IT отделом компании и настраиваемые в индивидуальном порядке под каждый магазин сети. Основной упор сделан на контроль входного и выходного потока. Случались забавные случаи, когда специалисты компании звонили на открытие очередного магазина организаторам и просили убрать с проходов охрану, перегородившую свои крепкими телами установленные датчики. Отчего, в итоге, несмотря на бесчисленное множество приглашенных гостей, в центре отображалось всего два посетителя.

«Потенциал рынка систем подсчета посетителей очень широк, однако, не все осознают, и еще остаются такие клиенты, которые интересуются СПП как модой», — комментируют в компании АНТИвор.

В будущем, помимо посетителей, будут новые сегменты, которые можно анализировать. И это не только машины. Есть еще данные, цифры, которые также можно считать. И хотя в России еще не все сегменты так развиты, как на Западе – у нас, например, не очень развит транспорт или подсчет автомобилей – это не наша неготовность, это неготовность рынка. Тем более, что с технической точки зрения копировать с Запада уже нечего.

Мы сами стараемся внедрять какие-то инновации и нововведения, выделяя их из пожеланий наших клиентов, поскольку однозначно будущее не за примитивными системами подсчета и не за системами, которые не соединяются с компьютерами и не имеют такой возможности – это уже почти никому не интересно».

Железо уходит в прошлое! Сегодня становится трудно понять клиентов, которые берут себе одно оборудование, когда разумнее брать продукт целиком и просто считывать информацию. При этом, одно дело, если на столе появляется безликий отчет, отражающий количество посетителей в корреляции со временной шкалой – возможна отчетность за день, неделю, месяц, год, пять лет, …, – и другой вопрос, получить уже проанализированные данные с готовыми решениями по формированию маркетинговой политики, реструктуризации бизнеса и подходов к мерчендайзингу, проч.

Таким образом, постепенно, с развитием мировых технологий и научно-технической базы компаний-производителей систем подсчета посетителей, эволюция привела руководителей к осознанию своей потребности уже более высокого уровня – получению аналитики. А вместе с аналитически обработанными данными и более разумный взгляд на собственный бизнес. «Обладая детальной аналитикой о посещаемости, мы получаем новый ракурс и новый подход к оценке насыщения рынка коммерческой недвижимости», — заявляет Генеральный директор ВАТКОМ Роман Скороходов. «Мы не используем готовые решения, поскольку это не выгодно нам экономически. Кроме того, при использовании готовых решений все равно необходим экспорт данных в информационную систему компании: такой показатель, как количество потока, взятый отдельно, совершенно неинформативен – смысловое наполнение он получает только в контексте других показателей, — подтверждает г-н Пронин».

Аналитика forever !

«При этом второй шаг — это Индекс, который позволит сориентироваться в отрасли: когда при осознании участником отрасли своего положения относительно самого себя идет понимание и сравнение средних показателей по рынку – со всеми вытекающими выводами и другими интересными умозаключениями», — продолжают в компании ВАТКОМ.

Безусловно, это огромный для обработки пласт информации. И на сегодня пока трудно представить, насколько мощный поток сознания возможно получить, объединив рыночные усилия компаний–производителей систем подсчета посетителей. Ведь если у тебя есть идея и у меня есть идея, то, обменяйся мы ими, станем богатыми на 2 идеи. Но нет: кооперация не для рынка СПП. По крайней мере, не в ближайшие 5 лет (грубо, конечно, считаем). Еще не до конца застроились земельные площади, оборудование пока не совсем совершенно.

Когда же железо отомрет, можно ожидать закономерное объединение баз данных и формирование Единого Индекса – для сравнения с мировыми показателями. Глобализация берет свое, и это неизбежно.

Сегодня широко известны всего две технологии систем подсчета посетителей – это инфракрасные сенсоры, которые позволяют осуществлять качественный количественный подсчет в проходе 3,5 метров, и существует подсчет посредством термокамеры.

Основные типы датчиков и принципы их действия:

  • Горизонтальный Инфракрасный датчик

    В зависимости от того, какой луч посетитель пересекает первым, он считается вошедшим либо вышедшим. Однако, если проходят два и более человека, один из них может заслонить других, и тогда последние не будут посчитаны, отчего такие счётчики разумно ставить только в узких проходах.

  • Вертикальный Инфракрасный датчик

    Принцип работы схож с горизонтальными датчиками. Разница лишь в том, что лучи испускаются сверху, а не сбоку. Поэтому при одновременном прохождении, например, трёх людей, все они будут посчитаны как три человека.


  • Термодатчик

    Термодатчик рассматривает людей как источники тепла, на которые он реагирует. Он «видит» людей как тепловые пятна (обведено красной линией). Проблема в том, что он не может различать, кто испускает тепло – люди, животные или какие-то механизмы. В случае установки на входе в зимний период из-за больших перепадов температуры на улице и внутри помещения термодатчик может давать серьёзные сбои, работать с большой погрешностью.


  • Лазерный сканер

    Определяет расстояние до посетителя лазерным сканированием поверхности.


Подробнее о самом оборудовании заинтересовавшимся читателям расскажут менеджеры компаний. Здесь мы рассмотрели основные позиции с точки зрения необходимости и пользы от установки систем подсчета посетителей.


Материал подготовила Светлана Прохорова




Оставить комментарий





||