Специалисты в полный голос констатируют факт оформления отрасли аудио- видео- оборудования как «Отрасли» с большой буквы – на неё наконец-то обратило внимание государство. Однако стоит ли этому радоваться? Большой размах, большие цели – изощренные, но одновременно простые инструменты влияния.
Главный вопрос ушедшего 2005 года, над которым с особой тщательностью работали регулирующие органы нашей страны – вопрос легализации рынка. Особенно он актуален в свете предстоящего вступления России в ВТО.
Сегмент Hi-Fi – чрезвычайно динамичный сектор экономики. И именно активность его игроков послужила первопричиной испытания отрасли электроники контролирующими органами на предмет порядка отчётности, методов проверки заявленных компаниями данных. Так, весь прошлый год прошёл под знаком прямого импорта: когда непосредственно сам производитель или конечный клиент (безусловно, при наличии прямого договора) поставляют Hi-Fi оборудование в страну.
Федеральная таможенная служба России, предлагая «вытеснить незаконопослушный бизнес в то русло, в котором оно должно работать», вводит всё новые решения. К общему делу подключается и Главное управление по борьбе с контрабандой, обещая гласными и негласными методами вывести незаконопослушные компании на чистый правовой фон.
А задумывался ли кто-нибудь над тем, что если контрабанду ввозят, значит, есть для того предпосылки, налажены пути (проторены дорожки, прорыты туннели, навострены лыжи – нужное подчеркнуть), значит, это кому-то нужно и кому-то выгодно… И можно ли в этом смысле забывать про задачи самих производителей?
Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК ввела понятие «степень легальности», значение которого равно отношению количества ввезённой техники, поделённого на количество проданного оборудования. «Мы мониторим ситуацию и можем обратить внимание на тот участок рынка, где нужно навести порядок», – заявляет президент Ассоциации РАТЭК Александр Онищук.
Монополия рынка? «Глубокая отрасль» требует надёжных свай. Между тем, кому, как не государству устанавливать свои правила игры? И возможны ли в нашей стране социально-этические бизнес–взаимоотношения – в принципе?
И каким образом можно определить, насколько законопослушна компания? Удобно делать ставку на мегакорпорации – крупные компании и холдинги, – в то время как все остальные организации автоматически переводят в разряд фирм-однодневок. Не удивительно: оправданием для представителей власти и одновременно молчаливым укором несостоявшимся участникам рынка является неимение собственной площади – всё арендуют. А что можно взять с компании и/или её генерального директора, не имеющих никаких оснований задерживаться в бизнесе, возникни сколь малая угроза для их благополучного существования и развития.
Представители ФТС неустанно говорят о намерении запретить «упрощенцев», реализующих иностранный товар. В планах – увеличение сумм уставного фонда при регистрации компаний.
К маю текущего года должна быть создана единая база данных по ценам и товарам, ввозимым из-за рубежа. Поэтапная автоматизация запланирована вплоть до 2010 года. Говорят, в Америке ни один корабль не войдёт в порт, пока о грузе, находящемся на его борту не будет досконально известно все. Но в России: не станут ли инспекционно–досмотровые комплексы и внедрение предварительного информирования дополнительным инструментом подкручивания гаек бизнесу и послабление бюрократических проволочек? Слабости человеческие пока никто не отменял. И можно ли быть уверенным в том, что, вырвавшись в «зелёный» коридор, компании не расслабятся и не начнут «браковать», периодически делая недобросовестные выпады. Когда шаги просчитаны наперёд – редко кто сомневается в результате.
Впрочем, по мнению аналитиков, Финляндия, Латвия и Литва также вызывают сомнение.
В любом случае, процесс «обеления», в том числе Hi-Fi рынка, необратим. Осенние мероприятия, осуществлённые ФТС России, дали очевидные результаты: тогда как в первые восемь месяцев 2005 года прирост рыночной массы составлял 25,8%, то с сентября по декабрь рынок увеличился в 3,2 раза. И пусть одновременно с этим выросли и цены на электронику – в 1,3 раза, – мало кто желает комментировать ситуацию в потребительском секторе экономики. Проблема, видимо, слишком мала, чтобы затрагивать вопрос конечного удорожания техники. «Рост цен в пределах инфляции» никого не должен удивлять, а за качество надо платить.
Здесь уместно вспомнить о повсеместных в настоящее время волнах скидок. Интересно, но когда речь заходит об этих акциях федеральных сетей, игроки рынка улыбаются… Известны ли им истинные причины столь щедрого (до 70-ти процентов) изменения цены? Товар надо сбывать, и, порой, быстро.
Относительно тренда Hi-Fi индустрии и прогнозов на будущее, можно говорить об упорядочении (уже в первом полугодии 2006 года) отрасли по стоимости ввозимых в страну товаров, по количеству – вряд ли.
На мировой арене производители постепенно стали приходить к выводу, что опасно хранить все яйца в одной корзине. Поочередно принимаются решения о переносе площадок из Китая на альтернативные территории. Каковыми на сегодняшний день являются Россия, Украина и другие страны СНГ. А кто не хочет лишний кусок пирога? — (диетологам объявляем выходной).
Безусловно, мы не меньше других хотим инвестиций. Однако хватит ли у России сил, возможностей и привлекательных проектов, и есть ли они? Преимущества инвестиционных программ трудно переоценить, реально оценить перспективы и разумность их получения нашей страной ещё сложнее. Нужны ли нам крохи? А готовы ли мы платить за место под солнцем...упс – бороться.
|
Оставить комментарий