Всё меняется. И рынок устройств отображения видеоинформации также не стоит на месте. Появляются новые технологии, дорабатываются старые, вносятся альтернативные идеи и предложения. Уже сегодня во многих домах и квартирах стали появляться плоские телевизоры, как жидкокристаллические, так и плазменные, и проекторы. Несмотря на это, телевизоры этих категорий и проекторы всё ещё остаются довольно дорогими для среднестатистического жителя нашей страны. В этой небольшой статье я не буду углубляться в технические особенности существующих технологий, а лишь попытаюсь представить возможный ход развития событий в будущем на этом рынке.
Ещё несколько лет назад никто и подумать не мог о таком огромном выборе устройств отображения видеоинформации, который мы наблюдаем сегодня, зайдя в обычный магазин электроники и бытовой техники. В первую очередь, мы видим происходящий повсеместно бум плоских телевизоров. Две основные их категории – это LCD TV и PDP TV (ЖК и плазма).
Даже по количеству товара той или иной категории, можно отметить, что CRT TV (телевизоры на электронно-лучевых трубках) постепенно вытесняются более «плоскими и чёткими конкурентами». Между тем, производители то и дело сообщают о закрытии заводов по производству ЭЛТ-телевизоров, а сами «ЭЛТ-шки» становятся мене популярными среди потребителей.
В качестве яркого примера, иллюстрирующего положение дел на рынке, можно вспомнить июньскую реструктуризацию французской компании Thomson, которая продала четыре главных завода по производству ЭЛТ телевизоров и связанные с ними исследования и разработки индийскому производителю бытовой электроники Videocon Group. Знаменитый европейский производитель ЭЛТ телевизоров спокойно избавилась от всего связанного с этой технологией. По-моему, более сильного доказательства того, что технология ЭЛТ умерла, приводить не стоит.
Но было бы интересно и к месту напомнить про ситуацию с ЭЛТ-рынком в Тайване. Как известно, происходящее в сфере технологий в этой маленькой непризнанной официальным Китаем стране нередко повторяется во всём мире. В декабре этого года правительство Тайваня постановило, что с начала следующего года все телевизоры с диагональю 29 и выше дюймов, продающиеся на территории Тайваня, должны обладать встроенным цифровым тюнером. Что это значит для ЭЛТ?
Дело в том, что большинство ЖК и плазменных телевизоров уже на заводе оснащаются цифровыми тюнерами, а то и не одним. А вот телевизоры «на трубке» лишь недавно стали снабжать этим важным в недалеком будущем устройстве. Естественно, это влияет и на цену конечного продукта.
Согласно прогнозам аналитиков, в связи с этим постановлением цены на телевизоры на основе электронно-лучевой трубки вырастут в среднем на $30-150. Сами же тайваньские производители ЖК и плазмы предсказывают, что в ходе этих преобразований ЭЛТ телевизоры полностью будут вытеснены из сектора телевизоров с крупной диагональю. В следующем году, каждый второй проданный в Тайване телевизор будет жидкокристаллическим. Производители плазмы также не спят, их продажи растут параллельно продажам жидкокристаллических панелей.
Итак, из вышесказанного, очевидно, что ЖК и плазменные телевизоры уже доминируют. Вполне можно говорить о том, что они победили технологию ЭЛТ. Вероятно, стоит вспомнить о том, что южнокорейская корпорация Samsung Electronics даже запустила целую линейку новых улучшенных CRT TV SlimFit, причём провела огромную маркетинговую кампанию, в который был явный подтекст о возрождении CRT-технологии. Однако, на мой взгляд, это лишь попытка выжать последнее (в денежном смысле) из неё. Не более того.
Что же придёт на смену ЖК и плазмы? О возможных альтернативах доминирующим на рынке технологиям написано уже немало. Основными претендентами на замену современных телевизоров являются устройства, выполненные на основе SED и OLED разработок. Также потенциальным участником будущей схватки можно считать и разновидность OLED – PLED.
Устройства на основе SED продвигают японские компании Canon и Toshiba. Надо отметить, что хоть какой-то сдвиг в их работе произошёл лишь в 2004г., когда Toshiba наконец-то прекратила выпуск телевизоров на электронно-лучевых трубках, модернизировала освободившиеся производственные мощности под новые технологии и все оставшиеся средства направила на развитие SED-технологии.
В этом же году, в октябре, Canon и Toshiba создали совместное предприятие SED Inc., которое и по сей день является одной из основных в мире компаний, всерьёз занимающейся SED. Уже в августе 2005г. должен был начаться массовый выпуск, однако по вполне очевидным причинам его отложили. Скорее всего, это событие произойдёт в течение 2006г. Однако и в наступившем году цена на эти панели всё же будет отпугивать потенциального покупателя. Но руководители компаний Canon и Toshiba не унывают, они уверены, что сумеют довести цены на SED-панели до уровня, когда их можно будет сравнивать со стоимостью на ЖК и плазмы.
Совместное предприятие Canon и Toshiba уже опубликовало свои планы на будущее, согласно которым к 2010г. отгрузки SED-панелей превысят 3 млн. единиц техники. Но эти планы были органично связаны с началом их массового выпуска в августе 2005г., чего на самом деле не произошло. Видимо, действительно полномасштабный массовый выпуск SED-панелей начнётся как раз в то же время, что и PLED-панелей (продвижением которых занимается Cambridge Display Technology) , то есть в 2007г. В то же время, к этому моменту наберёт значительные обороты и рынок обычных OLED-панелей.
Именно в конце 2006 – начале 2007 гг. между производителями SED TV и OLED (PLED) TV может начаться то, что сейчас происходит между компаниями, выпускающими ЖК и плазменные телевизоры.
Но сегодня их популярности мешает одно большое «но», световой поток, вырабатываемый светодиодами, которые используют в первых версиях LED-проекторов, недостаточен для комфортного просмотра кино или представления красочной презентации. Со временем, эта проблема, естественно, будет решена, и портативные, легковесные и удобные LED-проекторы вытеснят ламповых монстров с рынка раз и навсегда. Но не думаю, что это произойдёт опять же ранее 2007г.
Даже самые едкие критики LED-проекторов соглашаются с тем, что у этих устройств есть немалые перспективы в обозримом будущем. Пока доля этих проекторов на рынке мала, количество пользующихся ими людьми также незначительно, но через год ситуация может коренным образом измениться.
Да, естественно, они подвергнутся некоторой модификации, вполне возможно, что значительной. Будет снижено энергопотребление, улучшены яркость, контрастность. Но такие устройства как SED и OLED дисплеи, и LED-проекторы, вряд ли будут способны заменить их в ближайшее время. На доработку оных требуются месяцы исследований и огромные капиталовложения. Не каждая компания, получающая сегодня безумные прибыли от продажи LCD или PDP телевизоров, рискнёт вкладывать деньги в улучшение «технологий будущего».
Безусловно, свою долю рынка за счёт любителей новинок эти разработки захватят, и при удачных обстоятельствах она будет постепенно увеличиваться. Также не стоит исключать и возможность резкого скачка вперёд в совершенствовании альтернативных разработок. Но тут делать какие-либо прогнозы просто невозможно, это – к пророкам.Автор: Евгений Курышев
|
Оставить комментарий