Рынок Hi-Fi и даже Hi-End’а есть, на самом деле, во всех российских регионах. Соответственно, есть и рост продаж в сегменте. Как ни крути, в совокупности наш потребитель богатеет – и надо куда-то тратить деньги. Те же, у кого ещё есть и слух, и вкус – они начинают тратить свои деньги именно на эти продукты. Инсталляции «Умный дом» – сложный сегмент рынка, поскольку люди ещё не понимают, зачем они им нужны. Плюс к этому, в нашей стране – очень дешёвое электричество, поэтому, скорее всего инсталляции будут расти… но не сейчас и не быстро. Примерно так же, как Hi-End.
Потребители везде одни и те же – это люди, у которых есть деньги, и они их хотят куда-то потратить. Но очень часто у людей, которые имеют много денег, совсем другие интересы, а потому, определённо, российский аудио-видео рынок будет развиваться насильно. Hi-Fi будет насильно внедряться в каждый дом. При помощи любых средств и методов. Учитывая же всё возрастающий спрос на потребительское кредитование, которое чрезвычайно популярно в силу достаточно низкого процента невыплат, а также вследствие появления множества компаний, занимающихся скупкой долгов у банков и у компаний, предоставляющих кредиты, рынок будет сильно-сильно и быстро-быстро развиваться. Единственный вопрос может заключаться в процентных ставках, которые не столько зависят от самих компании и банков, сколько от финансовой ситуации в России в целом.
У хай-файной отрасли есть общие проблемы. Как например, ранее нами был отмечен явный недостаток специалистов нужного уровня. В регионах это более заметно. Люди пока ещё не перестроили свои мозги – они всё ещё живут в Советском Союзе, – а потому регионалам следует подтягивать себя до уровня компаний, нормальных компаний, способных конкурировать с большими сетями, которые уже перестроились и работают по-новому. К сожалению, у нас очень много людей, которые всё ещё живут по-старому, поэтому найти человека адекватного, с необходимыми знаниями и способного также экономично развиваться пока тяжело. Но они вырастут! Лет через пять таких специалистов должно быть много.
Как мы выяснили (см. материал «Почему?»), у локальных дилеров, безусловно, есть возможность конкурировать с крупными сетями – за счёт их гибкости, в том числе сервиса, более адекватного и быстрого реагирования на изменение ситуации по месту, чего не могут себе позволить крупные сети. Но нужно ли? Возможно, проще и удобнее, не воюя, жить в мире и адекватном восприятии друг друга?
Как отметил руководитель службы общественных связей Ассоциации РАТЭК Антон Гуськов: «Сети несут в регионы определённые стандарты. Плюс, упорядочивая местный рынок, дают выгоду потребителю – низкие цены. Также крупные национальные сети создают вокруг себя инфраструктуру: это и якорные арендаторы, и организация структуры логистики, и привлечение других сервисных и обслуживающих организаций. Нельзя забывать и про создание дополнительных рабочих мест – подготовку и обучение кадров. Сети полезны и местной администрации исправными выплатами в бюджет достаточно больших налогов.
Безусловно, с собой они также приносят и жёсткую конкуренцию, что для локальных игроков – скорее «минус», нежели «плюс». Как выход можно предложить интегрироваться в крупные сети, например, посредством франчайзинговых схем, что даст им общую защиту и сильную поддержку на рынке. Потеря принятия решения в рамках стратегии бизнес-процессов стократ отольётся в получении неких привилегий и преференций. Укрупнение бизнеса – естественный процесс в мировой практике, а добросовестное соревнование – стимул развиваться, и для самих сетей в том числе. Поскольку последним приходится работать в агрессивной среде, они просто обязаны работать ещё более динамично. При этом риски здесь скорее преимущество – как стимул двигаться вперёд».
Не хотелось бы, чтобы у читателя сложилось мнение, будто мы отошли от основной линии нашей темы недели. Дилеры – а регионалы, чаще всего, дилерские компании – находятся в достаточно сложной ситуации и одновременно – в очень удобной всем заинтересованным сторонам и, в первую очередь, им самим. Только представьте, как правило, вендор имеет достаточно много дистрибуторов: это нормально, когда у определённого продукта есть своя ниша, и компании не пересекаются. Если, к примеру, отделение торгует копирами (копировальными машинами), оно не продаёт телевизоры или холодильники. Поэтому у производителя по одному продукту есть несколько партнёров, которых вообще много – если брать в целом. С другой стороны, у каждого дилера есть, минимум 15-20 дистрибуторов (нет необходимого оборудования у первого, можно заказать у другого – у него точно будет); и представься возможность работать напрямую с вендором, обязательно ей воспользуются. К сожалению, не всегда позволяют объёмы продаж. Плюс к этому, как ни странно, но не все зарубежные брендовые компании имеют свои представительства в нашей стране. Однако каждая из них не против расширения зон своего влияния в максимальном количестве экономических регионов, развития, что называется, вверх и вширь. Компания всегда планирует двигаться вверх и вширь. Среди же нормальных представительских функций – работа с партнёрами, проведение презентаций, имидж, – проскальзывает и «развитие сетей». Развитие сетей не только продажных, но и сервисных, и в основном – сервисных. И не секрет, что в России, пожалуй, каждому инвестору хотелось бы углубиться в регионы настолько сильно, насколько это возможно. В Москве и Питере, так скажем, центральном регионе России, практически всё уже развито и там нет работы именно для представительства, но найти два-три-четыре хороших партнёра, которые уже есть, и они уже большие, уже всё могут – и всё. Само же стремление популяризировать бренд в регионах вполне понятно. И надо сделать так, чтобы он ассоциировался с нужными продуктами, надо сделать так, чтобы он был узнаваем, популярен, поэтому там работы много и вот туда хотелось бы углубиться довольно сильно.
Как известно, любое исключение лишь подтверждает правило. Возьмём региональную розничную сеть магазинов бытовой электроники DOMO со штаб-квартирой в Казани, насчитывающую 40 магазинов в 20 городах России и позиционирующую себя как федеральную сеть. И они могут себе это позволить – быть «федералом с региональным прошлым», не стыдясь при этом своих корней, сотрудничая непосредственно с производителем – этой интегрирующей силой, которая, собственно, является живительным источником, дарующим надежду людям, конечному потребителю, на удовлетворение их нужд и потребностей. Конечно, это не масштаб «Эльдорадо», имеющего 800 магазинов по России (порядка 750-ти) и Украине. Однако... Для сравнения «МИР» – это 37 магазинов на территории РФ; у «Техносилы» – 43 (кстати, забавно: по телефону их оператор сообщил мне о цифре "свыше двадцати", так что пришлось пересчитывать самой, исходя из имеющейся информации на сайте); под маркой «М.Видео» в настоящее время работает 54 магазина. Согласитесь, хорошая компания для DOMO. А чем хуже остальные региональные игроки?
Желаю всем удачи! Спасибо за внимание.
Тему недели подготовила Светлана Прохорова>
Оставить комментарий