Обсудить на форуме

Вадим Володин: «DVD-Audio. А есть ли смысл?»

«DVD Master» первая в России студия, получившая лицензию на выпуск высококачественной продукции формата DVD-Audio. На новом носителе уже вышел альбом Александра Шульгина «Представление». А совсем скоро, в октябре, увидит свет диск с инструментальной музыкой. Об особенностях формата DVD-Audio hifiNews.RU беседует с продюсером студии «DVD Master», аранжировщиком, и звукоинженером Вадимом Володиным.


hifiNews.RU: Вадим, как родилась идея выпустить музыку именно в формате DVD-Audio?

В. В.: Прошло 20 лет, жизнь обыкновенного CD завершилась, и он очутился в свободном плавании. Технологии не стояли на месте, и к середине 90-х годов появился новый универсальный носитель - DVD. Он развивался, и родилось семейство звуковых форматов нового поколения: DVD-Audio, SACD, DualDisc. А сейчас в разработке новые форматы – Blue Ray и HDDVD. Этот процесс происходит подобно тому, как раньше выпускали граммофонные пластинки, винил, менялось количество оборотов. А всегда, когда приходит новый носитель, хоть и маленький, но появляется интерес.

hifiNews.RU: И этот, пусть и неявный, интерес и спровоцировал Вас на выпуск диска?

В. В.: Да, люди думали: «А вообще, существует ли это?», «А как это?». Заинтересовало это и меня. Я стал изучать этот формат и вот уже где-то два с половиной года продвигаю данную тему.

hifiNews.RU: Так долго?

В. В.: Долго, потому что вся информация, как и любая спецификация формата, закрытая. Лицензию на использование этого формата имеет ряд корпораций, которые выпускают «железо» - DVD-Rom или DVD проигрыватели. Например, есть консорциум DVD FLLC (DVD Format/Logo Licensing Corporation), который объединяет всех лицензиатов. Лицензия на использование одного типа формата и логотипа стоит 15 тысяч долларов в год, плюс ежегодные взносы – 5 тысяч долларов в год. Узнать какую-либо информацию о новом формате можно только из книг описания стандартов, которые каждый год выпускают эти корпорации: DVD-Audio Book, DVD-Video Book, DVD-Room Book и других. Необходимо ведь изучить структуру диска, взаимодействие командных регистров, различные мультимедийные нюансы, поэтому приходилось самостоятельно, по крупицам, собирать всю необходимую информацию и исследовать многие аспекты.

hifiNews.RU: Почему Вы решились на DVD-Audio, а не SACD?

В. В.: Это связано с совершенной закрытостью Super Audio CD. Технология его авторинга (авторинг - создание авторского произведения из имеющегося оцифрованного видеоматериала (фотографий, видеозаставок, меню, текстов, субтитров, звука), а также при помощи синхронизации видео, теста и звука с поддержкой выбранных спецификаций вывода - Dolby AC3, DTS, MPG, стандартов NTSC, SECAM, PAL, соотношения сторон экрана 4:3 или 16:9) абсолютно отсутствует. Что мы можем сделать в этой ситуации? Только записать материал, привести его в цифровой вид формата DSD, перенести на определенный носитель, а дальше отправить на завод, где стоит оборудование, которое выпускает такие диски. Таких заводов единицы. Они есть в Европе и Штатах. Например, заводы Sony и Phillips. SACD закрыт, но я могу теоретически работать с подготовкой материала для этого формата, а практически заказов на данный вид работ пока не поступало. Есть еще ряд причин. Это запредельная стоимость оборудования для работы с потоком DSD. И самое важное - наш рынок плотно насыщается DVD устройствами, а доля SACD плееров значительно меньше.

hifiNews.RU: Чем, на Ваш взгляд, не считая технических характеристик (которые объективно лучше) DVD-Audio дает фору обычному CD?

В. В.: Во-первых, это универсальность. Простая система навигации, схожая с обыкновенным CD, позволяет обойтись без монитора. Во-вторых, наоборот, выглядит как DVD: можно использовать меню, навигацию, смотреть видеоролики, фотографии, слайды – любое мультимедиа, а это уже привлекательно для пользователя. Ну и плюс многоканальное звучание, которое уже сейчас, на мой взгляд, абсолютно доступно для широкого потребителя, поскольку великая фирма BBK поставляет на наш рынок сносные комплекты домашнего кинотеатра в одной коробке, условно говоря, за 300 долларов. Многие дорогие автомобили уже оснащены системами DVD-Audio. Представляете, шесть каналов мощного звука в салоне внедорожника!

hifiNews.RU: Да, впечатляет! Вадим, а насколько этот носитель совместим с нынешними DVD-проигрывателями?

В. В.: Здесь очень интересный момент. Этот формат ведь не такой старенький - ему от силы пять лет. В 2000 году была принята финальная спецификация, в которой решили эти диски делать гибридными, то есть в одном таком диске находятся два раздела, один из которых и будет использовать обыкновенный DVD-проигрыватель, а пользователь при этом будет видеть всю интерактивную часть абсолютно идентично задуманному в разделе DVD-Audio. Правда, звук он услышит, соответственно, в формате Dolby Digital, характерном для DVD-Video. Это и есть так называемый контент совместимости. Дело в том, что при загрузке диска проигрыватели читают первым делом аудио раздел, который заложен на диске. Если он пуст или не соответствует прочтению для обыкновенных DVD плееров, плеер переходит к чтению видео раздела, из которого и будет извлечена вся необходимая информация. Универсальные DVD проигрыватели читают изначально аудио раздел, с содержимым DVD-Audio, а при необходимости можно переключить режим для обыкновенного DVD-Video формата.

hifiNews.RU: А старый или недорогой комплект домашнего кинотеатра подойдет для этого носителя?

В. В.: Да, но звучание будет Dolby Digital или DTS. Это зависит от решения студии авторинга. Но Dolby Digital – обязательное условие спецификации.

hifiNews.RU: Какие проигрыватели Вы посоветуете аудиофилу, желающему в полной мере насладиться достоинствами DVD-Audio?

В. В.: Подойдут топовые модели из серии Pioneer – 757 и выше, ценовой категории от 700 до 900 долларов. У Pioneer есть и более доступные модели – 565 и прочие. Ну и, разумеется, универсальные проигрыватели DVD-Audio/Video от BBK, которые стоят от 150 долларов.

hifiNews.RU: А для меломана что лучше?

В. В.: Первым делом необходима хорошая акустическая система. Могу дать, на мой взгляд, несколько ортодоксальную рекомендацию. Она касается только старых компонентов домашнего кинотеатра. Так как DVD-Audio использует цифровую защиту от копирования, то компоненты лучше соединять по аналогу, а не по цифровому кабелю. Ведь DVD-Audio поддерживает форматы звука и на 192 кГц, и на 96 кГц. А в случае подключения по оптике происходит downsampling (понижение частоты семплирования), до стандартных 48 кГц, с целью защиты информации от копирования. То есть, по цифре поток нормального качества передавать запрещено правообладателями, и это встроено во все плееры.

hifiNews.RU: Исполнителям каких стилей подойдет данный носитель?

В. В.: Абсолютно любых. Замечательно звучат и классические репертуары, и рок, и, на мой взгляд, интересно звучит электроника. Это экспериментальное направление, в котором можно создавать какие-то новые звуковые картинки.

hifiNews.RU: А много ли тех, кто хотел бы записать альбом в этом формате?

В. В.: Желающих много на стадии креатива, другое дело – кто это будет продавать? Это главная проблема. Продавать в России достаточно тяжело, поскольку наш торговый рынок дикий и необразованный. Основной дистрибьютор – это «Союз», а они скептически относятся к теме DVD-Audio. «Пурпурный Легион», на данный момент, вообще никак не реагирует на российскую продукцию в таком формате.

hifiNews.RU: Может быть, так плохо идут продажи, потому что потенциальные продавцы боятся связываться с новинками?

В. В.: Возможно. А что нужно для реанимации старого? У нас, к сожалению, бэк-каталог вообще отсутствует. Если бы выпустить альбом Аллы Пугачевой «Зеркало души» в новом формате, то, наверное, это была бы бомба. Но исходников и оригиналов студийной сессии, к сожалению, нет, хотя это не совсем старые материалы: насколько я помню, 75-й или 76-й год. За рубежом очень хорошо понимают, что такое бэк-каталог и умеют зарабатывать на этом деньги. Переиздать старые альбомы, тем более с многоканальным звуком, у нас практически нереально.

hifiNews.RU: Вадим, в связи с этой всплывшей проблемой такой вопрос: каков может быть первоначальный тираж дисков формата DVD-Audio?

В. В.: Тут дать какие-либо рекомендации невозможно. Минимальный тираж, который может быть выгоден заводу, включая печать, полиграфические и дизайнерские услуги, - это 1000 штук, из которых около сотни идет в подарки, а остальное в магазины. На самом деле похвастаться огромными тиражами релизов этот формат не может. По некоторым данным, наибольшие продажи DVD-Audio - альбом Fleetwood Mac “Rumors” – порядка 17000 штук. Для нашего рынка рентабельность, вероятно, может наступить при тираже от 3000 штук. А дальше уже начинаются риски. Никому не нужны складские помещения, заваленные товаром. Но в любом случае, тираж определяется ценностью и спросом самого содержания диска.

hifiNews.RU: Интересно, а подготовить и выпустить DVD-Audio дороже, чем CD?

В. В.: За рубежом очень дорого. Авторинг происходит в командной строке, поэтому приходится практически все делать «дедовскими методами», то есть руками, и четко организованным рабочим пространством. Автоматизация вообще отсутствует. Это отнимает массу сил и времени при создании сложного гибридного проекта. Как ни смешно, существует всего пара пользовательских программ, позволяющих что-то быстро собирать. Но, они, к сожалению, не проходят спецификацию, то есть не удовлетворяют требованиям формата DVD-Audio, и применимы всего лишь для домашнего использования или для быстрой передачи материала клиенту со студии. Это факт. Между тем, я понимаю, что нельзя сравнивать наш рынок с зарубежным. Три – четыре года назад у нас стали делать первые коммерческие предложения авторинга для видео-дисков, и цены были достаточно высокими, по сравнению с нынешними. Так и сейчас: средняя стоимость авторинга гибридного DVD-Audio-диска (в котором 12 - 15 треков, есть меню, два видеоролика, полное интерактивное управление) приблизительно в три – пять раз дороже средней стоимости на авторинг обыкновенного DVD-Video диска. Для сравнения, на подготовку и сборку DVD-Video уходит три – четыре дня, а на DVD-Audio может уйти три – четыре недели.

hifiNews.RU: Импортные диски стоят порядка 700-800 рублей, а в какую сумму обойдется покупка Вашего?

В. В.: Производство везде одинаковое. Оно ничем не отличается от выпуска DVD-Video или SACD дисков. На заводе стандартная репликация и, соответственно, такая же стандартная стоимость. Например, формат DVD-5 будет дешевле формата DVD-9. Цену определяет непосредственно правообладатель и лейбл, выпускающий диск. Поэтому разумная оптовая цена, включая наценку, упаковку, типографские и дизайнерские услуги и прочее, наверно, должна быть от 8 долларов за диск. Нормальная розничная цена, по-моему, - 350 рублей. По большому счету, цена DVD-Audio не должна отличаться от CD или формата Dual Disk, который сейчас становится популярным. Чего только люди не придумают, лишь бы продавать! Спрос на CD упал, и производители стали пытаться привлечь тех, кто любит твердые носители, какими-то финтифлюшками и придумали сдвоенный диск. Ведь Dual Disk - это просто склеенные диски: с одной стороны - CD, с другой – DVD, и он может быть как DVD-Video, так и DVD-Audio. Dual Disk стоит так же, как CD, но его производство обходится, пусть на какие-то центы, но дороже, просто технологически.

hifiNews.RU: Вадим, каковы, на Ваш взгляд, перспективы у данного формата в России?

В. В.: Затрудняюсь сказать. Но определенный смысл в этом есть. В любом случае формат HDTV развивается, и Dolby уже принимает совершенно другие, новые требования к параметрам звука. А это значит, что будут переиздаваться фильмы и музыка. Мы фактически получаем размер диска, такой же, как у CD и DVD, но у него другая емкость, соответственно разрешение картинки и качество звука лучше. На рынке больших экранов сейчас все панели старого формата стоят уже 35-40 тысяч рублей или даже дешевле, поскольку старый формат вытесняется HDTV. А для такого формата требуется заложенная в формате DVD-Audio качественная звуковая часть, которая занимает большой объем информации. Если на CD 44 кГц /16 бит, и этот поток не превышает 1,5 мегабит в секунду, то для HDDVD поток только для звука можно смело заложить 9 мегабит в секунду. На этих форматах уже можно поднимать качество звука до 192 кГц / 24 бит. В любом случае будет некое перетекание этого формата в последующий, а, может быть, он сохранится самостоятельно еще на несколько лет, потому что, я думаю, DVD-Video и DVD-Audio форматы как-то будут существовать.

Интервью подготовила Евгения Заболотских

Далее




Оставить комментарий





||


Главная страница > HI-FI Профи > Репортажи и интервью > Вадим Володин: «DVD-Audio. А есть ли смысл?»