Одним из весьма популярных увлечений среди российских, да и не только российских, аудиофилов является на сегодня ретро-аудио. Не претендуя на всеобъемлемость и окончательность выводов, попробуем все-таки проанализировать истоки этой тенденции и понять как это связано с современным состоянием российского и мирового Hi-Fi-рынков.
Сделано в СССР
Пожалуй, мода на отечественное аудио советских времен является наиболее популярным направлением в ретро-аудио в нашей стране. Сложно сказать, что здесь играет основную роль - ностальгия по тем временам кажущейся стабильности и некоторой "основательности" жизни, наивная вера в то, что "советское - значит надежное", или привлекательность характерного дизайна, которым обладали лучшие образцы выпускавшейся в СССР техники.
Классическим ретро принято считать ламповую аппаратуру, выпускавшуюся самое позднее в 50-60 годы прошлого века. Лучшие модели радиоприемников и радиол тех лет изготавливались в солидных деревянных корпусах, со стеклянными шкалами, за которыми иногда таинственно мерцал зеленый "кошачий глаз" индикатора точной настройки. Дизайн этой техники часто разрабатывался с душой - никакого сравнения с более поздней безликой штамповкой. Жаль только, что количество радиостанций в диапазонах ДВ/СВ/КВ, в которых работают такие приемники, значительно сократилось за последние годы, а качество приема из-за существенно возросшего уровня помех оставляет желать много лучшего. Впрочем, ценность такой аппаратуры вовсе не в качестве звука, по которому она уступает современным моделям ламповой техники, а в атмосфере ностальгии, которая она способна принести в дом.
Однако если вспомнить наше сравнительно недавнее прошлое, скажем, конец 70 - начало 80-х годов прошлого века, то отношение к продукции советского радиопрома (опять таки за исключением очень немногочисленных моделей) было, мягко говоря, прохладным. Даже при отсутствии того, что сейчас принято называть аудиоэкспертизой (единственным журналом в СССР, хоть как-то освещавшим вопросы Hi-Fi, был "Радио", рассчитанный в первую очередь на самодельщиков), публика подспудно ощущала, что почти все, что выставлено на прилавках отечественных магазинов, как-то не очень "играет". Да и надежность этой техники обычно оставляла желать много лучшего. Поэтому довольно странно видеть, когда массовая аудиотехника той поры, какой-нибудь портативный двухкассетный магнитофон "Сысерть-203" не только попадает в категорию благородного ретро, но и предлагается по ценам, едва ли не сравнимым с современными моделями. И самое удивительное, что находятся люди, готовые ее приобретать.
Made in Japan
Помните замечательную сцену из фильма "Берегись автомобиля" - " - Мне нужен магнитофон заграничный, американский или немецкий. - Вот есть очень хороший, отечественный. - Нет, спасибо, отечественный не подойдет". Как и в 60-е, импортная аудиотехника, представленная в 70-80 годах уже в основном японскими брендами, оставалась несбыточной мечтой советского меломана. Akai, Technics, Sony, Sansui, Sharp - помнится, мы ходили в комиссионные магазины практически как в музей. Вопрос о том, где изготовлен тот или иной аппарат, даже не возникал: японское в Японии, немецкое - значит, в ФРГ, как же иначе? При этом ценники на технику завораживали не менее, чем ее дизайн - стереокомплект из кассетной деки, усилителя и пары колонок мог по стоимости обойти автомобиль "Жигули". Разумеется, качество звучания любой импортной аппаратуры сразу и безоговорочно принималось за эталон.
Сейчас это выглядит весьма наивным - в самом деле, какое качество звука можно ожидать от кассетной магнитолы в пластиковом корпусе, оснащенной двумя широкополосными динамиками? Как и в случае с советской техникой того же периода, сегодня существует масса легенд и мифов о превосходстве тогдашней элементной базы и инженерных решений над современными, но это не более, чем грамотный маркетинг. Не стоит забывать, что ретро-аудио - это рынок, и рынок весьма прибыльный. Впрочем, мысль о том, что именно такой аппарат неприступно мерцал индикаторами на прилавке комиссионки в далеком 1978-м, а теперь его можно свободно купить за совсем небольшие деньги, действительно вдохновляет.
Другое дело - довоенная или послевоенная аудиотехника легендарных европейских и американских компаний. Здесь, как и в случае с продукцией некоторых советских заводов, мы имеем изящество отделок, благородство натуральных материалов и фундаментальность дизайна. С качеством собственно электронной начинки дело обстоит, разумеется, гораздо лучше, чем в СССР, но все равно - приемник Grundig 50-х годов является скорее предметом эстетического наслаждения, чем серьезным звуковоспроизводящим устройством класса Hi-Fi.
Три источника
Итак, с объектами поклонения мы разобрались, попробуем определить его причины. Первая из них состоит в недовольстве любителей качественного звука современным состоянием Hi-Fi-индустрии. Перенос производств в страны Юго-Восточной Азии, частая смена форматов, повсеместное принесение в жертву качества звука удешевлению конструкции (достаточно вспомнить те же импульсные блоки питания) - все это реалии сегодняшнего аудиорынка. Конечно, из любого правила есть свои исключения, и можно привести в пример довольно много фирм, сохранившим приверженность традициям "звука высокой верности". Но, как говорится, одна паршивая овца все стадо портит, а в данном случае мы имеет не одну, и не десять таких "паршивых" овец.
Вторым обстоятельством популярности ретро является то, что сам по себе это очень прибыльный бизнес и одновременно весьма увлекательное занятие. Особенно с учетом тех коммуникационных возможностей, которые сегодня дает интернет. Бесконечно модернизируя старые отечественные колонки (которые и в пору своей молодости то пользовались спросом только потому, что импорт был практически недоступен), можно если не получить по настоящему качественный звук, то как минимум стать очень популярным в узком кругу единомышленников. Кроме того, всегда утешительна мысль, что нашему Левше удалось таки обмануть мировую гидру аудиоиндустрии, и за недорого получить такой же звук, который обеспечивает аппаратура с пятизначными ценниками.
Третьей причиной можно считать то, что почти полный переход аудиоиндустрии на цифровые форматы нравится далеко не всем меломанам. Да, цифра - это удобно, а с развитием соответствующих интеренет-ресурсов пополнение аудиоколлекций становится все менее затратным и довольно простым делом. Да и с качеством звука в большинстве случаев все вроде бы неплохо. И тем не менее аналоговый звук при прочих равных условиях более приятен для человеческого слуха, здесь не поспоришь. В этом случае серьезные аудиофилы либо создают сложные и дорогие цифровые тракты, почти полностью избавляясь от нежелательных артефактов, или просто переходят на прослушивание винила. А "теоретики" ретро-аудио (являясь по совместительству бизнесменами от него же) начинают выдумывать теории о благотворном влиянии на качество звучания музыки ее перезапись с цифровых носителей на магнитную ленту.
И что же в итоге? Как говорят англичане, к хобби надо относится серьезнее, чем к работе. Иметь дома любовно восстановленный аппарат родом из 50-х годов прошлого века - это великолепно, это действительно может стать предметом гордости владельца и объектом зависти его друзей. Но к такой технике не стоит относится как к панацее для получения по-настоящему качественного звука. Какой бы не была современная аудиоиндустрия, и как бы нам не хотелось верить в то, что "раньше было лучше", сегодня на рынке имеются сотни моделей самой разной техники, вполне надежной и обеспечивающей хороший звук.
Игорь Кривченко
Директор по развитию ICEpower в РФ и СНГ, компания "ЭФО"
Нет ничего необычного в том, что люди пытаются заработать деньги на чем угодно, включая ретро-вещи. Если на рынке есть спрос – должно быть предложение. И пусть «портативный двухкассетный магнитофон "Сысерть-203"» сейчас действительно не может считаться источником хорошего звука, но, возможно, танцуя на дискотеке под проигрываемую на нем АВВА в середине 70-х, кто-то нашел свою счастливую «половинку»? Тогда я вполне могу себе представить, что такой драгоценный раритет может быть бережно хранимым символом семейного счастья, например…
У меня имеется «представитель» конца 60-х годов – радиола «Ригонда – Моно» в красивом полированном деревянном корпусе и в рабочем состоянии. Но даже после уже запланированного апгрейда - полной реставрации корпуса, замены драйверов, установки современных Hi-Fi модулей CD-транспорта, тюнера, ЦАПа и усилителей мощности на встроенную и внешние АС – она все равно не сможет работать так же, как раньше. «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними» - она будет работать не лучше и не хуже, просто по-другому, превратившись в персональный домашний музыкальный центр в стиле ретро. А мне во время прослушивания любимых треков с высококачественных цифровых источников она будет с теплотой напоминать школьные и ранние студенческие годы.
Полагаю, что сейчас очень немногие предпочтут ездить на автомобиле или велосипеде 60-х годов вместо предлагаемых на рынке пусть и массовых, но гораздо более эргономичных и технологичных моделей личного транспорта. Немногие выбирают для своего дома аналоговые телефонные аппараты с характерной «хрипотцой» и с дисковым номеронабирателем, которые еще воспринимаются нашими телефонными станциями. Тем не менее, такие любители всегда находятся, и это – хорошо. Клубы единомышленников и энтузиастов обязательно должны существовать в противовес эпохе массового потребления.
Другое дело, когда хорошие идеи и решения из прошлого реализуются или повторяются заново, но уже на основе современных технологий и материалов. Тогда действительно можно получить отличный результат «по теме», а уж как его оформить внешне – дело вкуса. Таких примеров из мира техники достаточно много. И получается не то, что «раньше было лучше», а то, что «раньше было по-другому». Сравнивать это бессмысленно, потому что к техническим параметрам в качестве критериев оценки обязательно добавятся личные ощущения, симпатии, антипатии и эстетические аспекты, которые уж никак количественно не могут быть описаны.
На тему аналогового и цифрового звука сказано уже слишком много, чтобы повторяться. Да, на современных аппаратных и программных уровнях развития цифровой обработки сигналов для подавляющего большинства слушателей высококачественный цифровой звук и аналоговый звук будут представлены одинаково удовлетворительно, и тонкие нюансы звучания не будут ими замечены. А для оставшейся аудитории лишь аналоговый звук всегда останется единственным эталоном, и они всегда будут готовы платить за него любые деньги. Так было, так будет, мы все разные.
А вот про качество можно немного поговорить. Действительно, поток аудиотехники сомнительного качества затенил реально хороший Hi-Fi, но выбрать-то всегда есть из чего! Разбирающийся человек или просто вдумчивый, искушенный слушатель всегда подберет себе именно тот комплект аппаратуры, который подходит ему по характеру передачи звука, детализации, чистоте, динамике, пространству сцены и т.д. больше всего. Ищите, советуйтесь, выбирайте, слушайте, оценивайте – и будете вознаграждены. Я полностью согласен с автором статьи - какой бы не была современная аудиоиндустрия, как бы хорошо не играла техника прошлых поколений, на современном рынке есть главное – большой выбор моделей самой разной аудиотехники - надежной и обеспечивающей действительно хороший звук, в том числе Hi-Fi и Hi End современного уровня. Сегодня – это просто по-другому…
Владимир Ягодин
Руководитель отдела продаж Salon HiFi
Ретро — это конечно хорошо, если не злоупотреблять
Рад, что на таком уровне затронута столь интересная тема нашей сферы. За годы работы в Хи-Фи, Хи-Енд направлении о ретро, винтаже приходилось слышать и говорить регулярно и всегда с переменным успехом, из чего сложилось определенное мнение, которое и надеюсь выразить более или менее стройно.
Можно вспомнить много пословиц связанных с молодостью-юностью. Солнце было ярче, трава зеленее, вода мокрее, аудио — аудее. Не затрагивая вопрос о денежных знаках и их наличия у человека, можно провести некое сравнение с увлеченными ретро автомобилями. Для собирающих и реставрирующих Mustang 1955 года, Cadillac Fleetwood Series 60 — это лучшие машины всех времен и народов, но на работу они спокойно себе приезжают на современных машинах. Тем же кому надо просто перемещаться из точки «а» в точку «б» с достаточным комфортом выберут что-то из современного автопрома.
В соответствии с этим я бы не пересекал увлечение винтажом с современной аппаратурой. Пусть это будет параллельным. Для кайфа увлечения — ретро, для кайфа прослушивания музыки и среди современной аппаратуры найдутся достойные экземпляры. К тому же мы вспоминаем и говорим не обо всем производившемся раньше, а об отдельных моделях, которые прошли испытания временем. Очень надеюсь, что и нынешние модели, что-то из них, «переживут» своё время.
Если коснуться состояния винтажных аппаратов, технического состояния, то и тут не всё так гладко, мягко говоря. Есть процессы, которые неизбежно происходят в этих устройствах, не зависимо от того, как к ним относились в процессе эксплуатации или хранения. Да, да даже диффузоры стареют и теряют свои характеристики. Если магнитная цепь была собрана на магнитах с кобальтовыми соединениями, то такая цепь под воздействием магнитного поля катушки, очень даже может потерять былую «потенцию».
В заключении хочу привести выражение гениального отечественного разработчика аудио и просто замечательного человека, Учителя( с большой буквы) Юрия Фомина: наилучший «винтаж» - это «винтаж» изготовленный по старым технологиям и производственным картам, но собранный из новых компонентов.
Есть увлекающиеся музыкой, есть аппаратурой, есть винтажом. Это замечательно, что современность дает нам возможность делать это, а совмещать или не совмещать — решает каждый. Например в SALON Hi-Fi, наши консультанты стараются понять каждого посетителя и предложить наилучший вариант для любителей музыки и качественного воспроизведения. В данное время много производителей, много моделей на любой вкус. И, конечно, мы все родом из детства, мы тоже помним и любим свои юные годы, поэтому всех понимаем.
Сергей Воробьев
Коммерческий директор Hi-Fi салон "Нота Плюс"
Вряд ли можно считать увлечение ретро-аудио присущим именно аудиофилам. Это скорее желание украсить интерьер действительно красивым и редким предметом, который можно использовать по прямому назначению и получить от этого эстетическое удовольствие. В наше время быстро меняющихся стандартов, люди испытывают ностальгию по технике служившей десятки лет. Хочется иметь настоящую вещь, которая не потеряет актуальности в обозримом будущем.
Я практически не встречал любителей советской техники, а вот желающих приобрести импортное ретро довольно много. Один из основателей нашей компании - Андрей Кондратьев, увлекался коллекционированием радиоприемников времен своей молодости, тех, что тогда продавались только в «Березке». У нас и сейчас кабинет директора украшает коллекция транзисторной техники фирм: Sony, Panasonic, Grundig и др. Это удивительные по качеству и дизайну изделия японских и европейских фирм, но с моей точки зрения они представляют лишь коллекционную ценность. Современные приемники, отдельные или в составе аудиосистем, с памятью на десятки станций, для повседневной эксплуатации намного удобнее, к тому же они все стерео, в отличие от приемников 70-х, 80-х годов.
Другое дело настоящее ретро - ламповая техника 30-х, 40-х годов. Это большие красивые корпуса с отделкой ценными породами дерева, которые сами по себе могут украсить кабинет в классическом стиле или деревянный дачным дом. Во многих приемниках сохранились оригинальные динамики, которые на удивление неплохо звучат, ведь объем корпуса сравним с объемом полноразмерной акустической системы. Ламповые усилители оказались более долговечными, чем их полупроводниковые собратья. А какое удовольствие покрутить ручку верньерного механизма с большой шкалой, на которую нанесены названия городов вещания. Небольшая экспозиция ретро приемников фирм: Fersuson, Eltra Radio, Siemens, Grundig представлена в нашем салоне, и она вызывает неизменный интерес у посетителей.
Что касается hi-fi аппаратуры, то это совершенно отдельный рынок. Это стерео аппаратура и в разряд настоящего ретро она пока не перешла. Аудиофилы покупают технику не для коллекции, не для украшения интерьера, а для регулярного прослушивания музыки. Кто-то верит в преимущество винтажной техники, кто-то идет в ногу со временем и стремится приобрести самую современную модель. Отчасти правы и те и другие, раньше производители меньше экономили на материалах, зато сейчас можно добиться лучшего результата за счет современных технологий.
Юлия Федоткина
PR-менеджер Компания «БОНАНЗА»
Есть такое увлечение - нумизматика. Даже само слово похоже на болезнь. Возможно, ретрофилия тоже болезнь. В ней выражаются тоска по детству или нереализованные желания молодости.
Человек снова видит предмет мечты, но сейчас у него есть возможность его приобрести – устоять иногда невозможно. И это замечательно – когда мечты сбываются, потому что лучше поздно, чем никогда!
Ретрофилия не позволила уйти в прошлое усилителям, работающим в чистом классе А. Поэтому мировые производители продолжают выпускать электронные лампы, находя сбыт в области Hi-Fi и High End рынка.
Законодателем моды в области ретро-аудио и сейчас по-прежнему является проигрыватель виниловых дисков.
Многие известные и не очень музыканты стараются выпускать новые альбомы на виниловых носителях – это не только модно и престижно, но и наполняет музыкальную композицию особенной аурой.
Аналоговый звук – не только «тренд». Это желание уйти от цифрового «вакуумного» звучания к «живому» звуку, наполненному нюансами.
Для некоторых людей винил звучит богаче и интереснее. В этом случае секрет, наверное, не только в ностальгии, но и в том, что не всегда новое оказывается лучшее.
Стивен Вениг
Директор компании TRIA International, Ltd.
Если говорить о винтажной аудиоаппаратуре, я хотел бы провести аналогию с винтажными автомобилями. Например, «Ягуар» (Jaguar XK) 1962 года не сравнится по скорости, безопасности и удобству управления с современными машинами средней ценовой категории. Но – с точки зрения коллекционера – у такого «Ягуара» есть душа; большинство сегодняшних автомобилей об этом не могут даже мечтать. Привлекательность – не только хорошие технические характеристики.
Мне кажется, это верно и в отношении многих коллекционеров ретро аудио. Некоторые аппараты прежних лет ценятся скорее как предметы искусства, objet d’art, чем за качество звуковоспроизведения. Есть и ностальгический аспект: иногда такие предметы занимают особенное место в нашей памяти и напоминают нам о тех временах, когда жизнь была проще, в умах не было такого беспорядка, а музыка – да, музыка звучала лучше.
Компания SuperStereo.ru
Наверное, феномен увлечения ретро-эстетикой (будь то автомобили, предметы быта или таже аудиоаппаратура) должны изучать специалисты – социологи, психологи, культурологи... Мы лишь констатируем факт: это явление в целом влияет на Hi-Fi-рынок положительно. Согласитесь, разве плохо, если на волне «ретро» в нашу аудио-гавань попадают новые энтузиасты «верного звучания»? Вообще вопрос, на самом деле, не так прост, и вряд ли на него можно ответить однозначно. Не будем рассматривать сугубо коллекционную составляющую проблемы. Не станем также углубляться в музыкальный аспект (о вкусах не спорят), а выделим две причины – условно «внешнюю» и условно «внутреннюю», содержательную.
Итак, первое – это внешнее оформление аппаратуры под старину. Как направление в дизайне, ретро легко находит отклик в душах многих аудиолюбителей. Этим пользуются разработчики современной техники. По нашему разумению, нет ничего зазорного в том, что определенная часть новодела «под ретро» эксплуатирует тягу людей к старой доброй электронике, когда «вода была мокрее и сахар слаще». Примеров тому – масса: настольное радио от Tangent и Tivoli Audio, «музцентры» TEAC, модели акустики, повторяющие легендарные колонки из прошлого.
Второй момент – аналоговый звук: ламповые усилители, проигрыватели винила, рупорная акустика... Поклонники грамзаписи не перевелись и сегодня. Эта тема во многом питает ретро-тематику и мы не беремся в двух словах определить – почему это именно так. Предлагаем просто принять как данность тезис: Hi-Fi вчера, сегодня, завтра и всегда будет с легким налетом ретро.
Или мы не правы?02.09.2013, Владимир Чернов
Оставить комментарий